Rambler's Top100



Самые значительные события в жизни моды ХХ века

Самые значительные события в жизни моды ХХ века

1900 год: На пороге ХХ век, но в стиле доменирует Х1Х. В моде изогнутая линия, которую создает корсет, удлиненный чуть ли не до середины бедра. Дамы с готовностью носят жабо "Робеспьер", платья в стиле Директории и туфли аля "Людовик ХV1".

В Америке поклонниц эдвардианского стиля стали называть "гибсоновскими барышнями" по имени иллюстратора Чарльза Гибсона, изображавшего элегантных дам с осиными талиями, пышными прическами и в больших шляпах. В России в моде - "барышни-лампочки", так как хрупкостью силуэта они напоминали ламповое стекло.

В Германии был выпушен автомобиль "Мерседес", названный в честь дочери австрийского финансиста, заказавшего партию из 30 машин.

Появились в продаже фотоаппараты "Кодак", с перезарядкой которых легко мог справиться фотограф-любитель. Фотографии модных новинок начинают вытеснять рисованые модели.
22-летняя американская танцовщица Айседора Дункан пересекла Атлантику и потрясла Старый свет новыми танцами. Во многом благодаря ее влиянию некоторые дамы отказались от корсетов   и стали носить платья в греческом духе.

1903 год: Собственное дело открывает Поль Пуаре, его первой заказчицей становится актриса Режан.

1904 год: Появился первый электрический утюг.

1906 год: Мужчины, не боясь прослыть вульгарными, начали носить цветные туфли.

1909 год: "Русские сезоны в Париже ввели моду на прически из волос необычного цвета (голубые, розовые, синие, серебряные).

Первой надела синий парик в балете "Клеопатра" Ида Рубинштейн.
В этом же году появилась первая кремневая зажигалка, полностью изменившая манеру курения.

1910 год: Поль Пуаре реконструирует объедиение портных, созданное Чарльзом Фредериком Вортом в 1868 году. Так появился Синдикат парижской Высокой моды. Одним из требований нового синдиката были обязательные сезонные показы коллекций 4 раза в год.

1912 год: К юбилею дома Романовых фирма Брокар в Москве выпустила духи "Любимый букет императрицы". Считается что к созданию этих духов причастен начинающий парфюмер Эрнест Бо, будущий автор аромата "Шанель №5". "Букет императрицы" сохранился до наших дней, обретя после 1920 года новыу упаковку и название - "Красная Москва".

Мир охванила "танкгомания". Юбки-брюки "танго", цвет "танго", грим "танго" и танец танго в ресторанах клубах, на балах.

В Париже появляется реклама электрической завивки волос.

1913 год: В  модных лавках появилась новая застежка "молния", плод многолетних усилий Гидеона Сэндбека.

1915 год: Парижская модистка Габриэль Шанель открывает в Довилле, а затем и в Биаррице салон женской одежды. Она носит сама и предлагает своим клиенткам простые модели с функциональными деталями. Шанель работает с нетрадиционным материалом - трикотажным полотном, ранее использовавшимся только в спортивной одежде и нижнем белье.

1918 год: Лионская фирма Бьянкини-Ферье выпустила новые шелковые крепы: крепдешин, крепсатин, крепмарокен.

1922 год: Вышел роман Виктора Маргеритта "La Garconne", положивший начало стилю "гарсон": мальчишеский силуэт, короткая стрижка.

В продажу поступают духи "Шанель №5".

В 20-х кумирами массового сознания становятся звезды Голливуда. Кино и варьете привнесли в моду образ женщины-вамп с черными тенями вокруг глаз и темной губной помадой. А герои Рудольфа Валентино определили новый тип мужской красоты, а заодно и занятие - "латинский любовник".

Англичанин Картер раскопал гробницу Тутанхамона, и Европу охватывает "египтомания": популярны брюнетки, стрижка "Каре",  браслеты на ногах, сандалии , смуглай кожа.
Мода на загар вызвала появление новых аксессуаров и косметики: солнечные очки, крем и масло для загара.

1924 год: Эстрадный дуэт "Сестры Долли" продемонстрировал на сцене чулки телесного цвета - нога казалась в них обнаженной, что считалось верхом неприличия.

1925 год: Юбки укорачиваются до середины колена. В США, штат Юта, принимают закон, позволяющий арестовывать женщин с обнаженными икрами.

1927 год: Чарльз Линдберг совершил первый беспосадочный перелет через Атлантику.

1931 год: Уоллес Карозерс изобрел нейлон, изделия из которого были впервые показаны на международной выставке 1939 года.
Маделин Вионне ввела в начале 30-х моду вечерние драпированные платья, скроенные по косой.

1933 год: Французский теннисист Рене Лакост, по прозвищу "Крокодил", наладил выпуск теннисных рубашек с короткими рукавами и застежкой "поло".

Благодаря Грете Гарбо в моду вошли обесцвеченные волосы, завивка "перманент", выщипанные брови и яркий маникюр.

Марлен Дитрих стала носить брючные костюмы как практичную повседневную одежду.

1937 год: Испанский модельер Кристобаль Баленсиага открывает свой Дом моды в Париже на авенью Георга V.

1941 год: В Британии вводится план "Утилити", цель которого - контроль над производством одежды. В соответствии с ним определяются  фасоны, расход ткани, цвет и качество изделий.

1942 год: На военно-морском флоте США вводится новая форма: трикотажная рубашка с короткими рукавами и круглым воротником - футболка.

1946 год: Луи Реар выпустил раздельный купальник "бикини", названный по имени атолла Бикини в Тихом океане, на котором американцы провели ядерные испытания.
Создан первый элекстонный компьютер ЭНИАК.

1947 год: Кристиан Диор открывает Дом моды на авенью Монтень. Его первая коллекция, названная журналистами "New Look", коренным образом изменила послевоенную моду.

1948 год: Создан первый транзистор.

1949 год: Сотрудник Дома Диор Жак Руэ предложил идею лицензирования - продажи производителям разнообразных товаров права использования имени модельера за процент от прибыли. Лицензирование оказалось настоящей "золотой жилой", позволяющей знаменитостям мира моды получать огромные прибыли, не вкладывая при этом средств в производство и распространение товаров.

1953 год: На экраны выходит фильм "Дикарь" с Марлоном Брандо - кумирами молодежи становятся кинозвезды, одетые на экране в стиле байкеров: джинсы футболки, кожаные куртки "перфекто".

На моду влияет война в Индокитае, в коллекциях появляются модели из "колониальных" мехов: леопарда, тигра, зебры.

Самая популярная музыка 50-х - рок-н-ролл. Элвис  ресли стал идеалом для миллионов мододых людей. Именно благодаря ему в моду вошли цветные гавайские рубашки с открытым воротом, набриолиненные коки, узкие брюки.

Бурно развиваются альтернативные культуры: экзистенциалисты, битники... Униформой парижских студентов становится "черный пул", битников - джинсы,  футболки и батники. И Британии формируется уличная субкультура тедди-бойз. Британские теды, подражая неоэдвардианскому стилю, носят твидовые пиджаки с бархатными лацканами.

1963 год: настоящий шок в мире моды вызвала первая коллекция pret-a-porter с мини-юбками, показанная англичанкой Мэри Квант.

В результате освоения космоса в 60-х в моду вошел "марсианский" грим с серебристыми теными, помадой и лаком для ногтей.

Возникают новые субкультуры  модов (модернистов), копировавших стиль "Битлз", и рокеров с ярко выраженным "мужским" духом. В США на смену битникам приходят хиппи, оказавшие огромное влияние на моду.

Курреж и Мэри Квант экспериментируют с синтетическми материалами, которые можно было сваривать по швам.

1965 год: Пако Рабанн показал первые платья из пластика. Он первый пригласил темнокожих моделей для своих дефиле

1966 год: Менеджер Жюстен Вильнев нашел новую модель - Твигги (Лесли Хорнби), которая стала идеалом красоты 60-х годов.

1970 год: появляется штриховой код на товарах.

Растет влияние промышленной моды: новые идеи теперь чаще всего возникают в коллекциях pret-a-porter Лагерфельда, Рикель, Мюглера, Эштера, Готье, Кензо

1972 год: Платформа завоевывает позиции и сапоги-чулки, пикантно облегающие женские ножки. Весь мир вяжет вещи из мохера - женщины чихали и кашляли от пушистоц пряжи, но все равно были в восторге от такой красоты. Монтана и Мюглер возвратили подплечики. Вернулись длинные кожанные перчатки и одновременно - яркие варежки и  маленькие вязанные ажурные шапочки.

1975 год: Джорджо Армани реформировал мужской, а затем и женский костюм, создал незаметную одежду, которая не отвлекает от своего владельца. Американский дизайнер Холстон предложил "платье-рубашку", соединив две идеи: спорта и женственности. Он впервые заговорил о том, что женщина важнее, чем ее костюм.

1977 год: Возрастает влияние панк-культуры: в моду входит не только одежда из черной кожи, элементы военной формы, татуировки, резкий макияж и прически, но и установка на эпатаж, втремление вызвать шок.

На волне увлечения Востоком появляются скандальные духи Ива Сен-Лорана "Opium".
Время диктаторов моды ушло безвозвратно - потребитель сам стал "диктатором". В начале 70-х это подтвердил провал кампании по введению длины макси.

Единый модный стандарт отсутствует, параллельно существует множество стилей: спортивный, ретро, романтический, классический, этнический, диффузный.

В 1977 году появился первый персональный компьютер.

В конце 70-х складывается экологический стиль, который вернется позже в 1994 году.

1980-1989: Неоклассика 80-х - это не просто копирование классических форм, но зачастую пародирование классических стилей. Именно ирония, вульгаризация стали залогом успеха нового (с 1983 года) арт-директора фирмы Шанель - Карла Лагерфельда.

Дизайнеры одежды "играют" с нетрадиционными материалами: волосы, мусор ("мусорный дизайн"), готовые предметы (реди-мейд), детали машин или компьютерные платы ("хай-тек" у Готье, коллекции "бьюик" и "Хрлей Дэвидсон" у Мюглера).

Перестройка, Горби... В международную моду входят предметы с советской символикой.
Формируется новый идеал спутницы жизни - женщина, котора агрессивно демонстрирует свою сексуальность и берет инициативу в свои руки. Образцом для подражания становится Мадонна.

В моду входит идеально выстроенное тело (Шварценеггер, Сталоне), аэробика, боди-билдинг, шейпинг. Азедин Алайя, модельер Тины Тернер, создает стиль "секси". Его приметы: использование предметов нижнего белья(корсетный стиль Готье), применение новых материалов, облегающих фигуру (лайкра, стрейч-материалы). Леггинсы, платье-труба, юбка-труба становятся униформой массовой моды.

В конце 80-х в интернациональной моде складывается "Японское направление". Имена Кензо, Мияке не сходят с уст, еще в 1977 году в Синдикат парижской высокой моды принята Ханай Мори.

1990-1999: Цифры 90-60-90 становятся священными. Идеал женской красоты заключен именно в этих цифрах. Клаудиа Шиффер, Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста стали популярнее кинозвезд. Глянцевые журналы не только предлагали образец одежды - они предлагали образец женщины.

Однако бунтарский дух подростков из криминального нью-йорского квартала оказался настолько заразительным, что на свет появился стиль "grunge": мятые футболки, рваные джинсы, свитера, связанные швами наружу, а для полноты образа предлагалось носить солдатские ботинки на два размера больше. Мужчины стали приходить  на работу в свитерах и джинсах.

"Экологический стиль" стал вновь популярен в 90-е. Длинные балахоны, юбки из рогожки, бюстье в "деревеский цветочек".

Парфюмеры стали создавать ароматы, используя новые компоненты.  В моде ягодные и фруктовые ноты.

Мир не смог слишком долго наслаждаться чистотой и свежестью экологического стиля. На смену ему пришли бархат и перья. На плечах матово засияли жемчуга. Том Форд в знаменитых коллекциях для Дома Гуччи соблазнял атласными блузками и бархатными штанами. Все окутал сладковатый аромат духов, не случайно названных "Dolce vita".

А в финале 90-х восторжествовал минимализм. Несколько слоев тонкой ткани, обволакивающие почти бестелесные фигуры. У новых красавиц отстраненный взгляд инопланетянок, устремленный в третье тысячелетие.

Обзор "Сто лет из жизни моды " подготовлен редакцией журнала "М-коллекция" при участии консультантов по истории моды и костюма доктора искусствоведения Раисы Кирсановой и кандидата философских наук Дарьи Ермиловой

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:






 

         
 
Рейтинг@Mail.ru

Красота и стиль







Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом