Rambler's Top100



Чем пахнут усы Михалкова

Чем пахнут усы Михалкова

Что такое духи? «Парфюмерное средство в виде спиртового раствора смесей душистых веществ» – сухо и прозаично отвечает Энциклопедический словарь. Зато поэты как только их не называли! Но самое емкое определение, мне кажется, дал им гений сюрреализма Сальвадор Дали: «Квинтэссенция чувств в хрустальном флаконе».

Духи «Сальвадор Дали» живописец создал, как картину, на которой изобразил свои любимые розы, жасмин, апельсиновое дерево, кипарис, которые росли на его родине и которые он так часто рисовал, вспоминая юность. «Бессмертная память обоняния», – говорил почтенный мэтр о духах, которые придумал на склоне лет.

Сегодня разве что самая ленивая знаменитость не выпускает свои духи. А когда-то создание духов было таинством, почти колдовством. Первые благовония делали жрецы и приносили их в жертву богам в храмах Мемфиса и Иерусалима.

Задолго до того, как ученые открыли свойства афродезиаков, древние парфюмеры догадались, что в ароматах есть неведомое «нечто», способное активно влиять на здоровье, настроение и чувства людей. Они знали, что запах ванили и пачулей вызывает сексуальное влечение у женщин, а лаванда, базилик, жасмин – у мужчин. Оказалось также, что масло папируса и лотоса усиливает общий любовный жар, а роза настраивает на романтические отношения.

Парфюмеры создают духи исходя не из запаха, а из чувства, которое пробуждают у них те или иные события или люди. Успех духов зависит от их названия, от красоты флакона, потому как, покупая духи, женщина хочет приобрести еще и украшение для туалетного стола, и только на третьем месте стоит запах. Женщины не узнавали одни и те же духи, предложенные в разной упаковке и под разными названиями.

В пору успехов первых авиаторов появляются духи «Ночной полет», навеянные образом Антуана де Сент-Экзюпери и его романом. Основательница фирмы «Карон» Фелиси Ванпуй в 84 года выпустила духи «Пуавр» (перец), видимо, желая показать, что она еще задаст всем перцу! Духи имели оглушительный успех.

«Духи – это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла», – утверждала икона стиля ХХ века Коко Шанель. В ее время лучшими духами в мире уже давно считались французские.

Профессиональные парфюмеры по­­явились во Франции в ХII веке. Чтобы войти в их цех, нужно было четыре года прослужить учеником и три года – подмастерьем, таким сложным было это ремесло. Однако первые духи современного вида – на спиртовой основе – появились не во Франции, а в Венгрии в 1370 году и назывались «Венгерская вода». Существует предание, что секрет их приготовления королева Елизавета Венгерская получила от некоего отшельника. Употребляя эту воду, 72-летняя Елизавета так помолодела и похорошела, что к ней по­сватался король Польский. (Может, его околдовал аромат новых духов?)

Задолго до «Парфюмера» Патрика Зюскинда во Франции появилась книга «Парфюмер Франсуа». Там, в частности, упоминается, что духи для короля-Солнце Людовика XIV парфюмер составлял в его присутствии.

Мир парфюмерии взбудоражила неукротимая Коко Шанель, предложив в 1921 году женщинам «Шанель №5». До этого в духах господствовал какой-то один компонент, допустим, ландыш или сирень. Запах новых духов состоял из нескольких. Вычурные флаконы она заменила строгим простым квадратом из прозрачного стекла.

«Шанель №5» окружали легенды. Сначала романтическая история любви Коко и «русского царевича» – великого князя Дмитрия Павловича. Духи были созданы при его активном участии. Потом невиданную рекламу сделала им Мерилин Монро. На вопрос репортера, что она надевает на ночь, кинозвезда ответила: «Несколько капель «Шанель №5». После публикации этого интервью тысячи женщин, желающих обладать чарами Монро, и мужчин, мечтающих вдохнуть аромат знаменитой «секс-бомбы», ринулись в парфюмерные магазины. Прибавляла популярности «Шанель №5» и любовь к ним Жаклин Кеннеди. Но это была, так сказать, реклама на общественных началах. А вот актриса Николь Кидман заработала на рекламе «Шанель» два миллиона долларов.

Франция уже несколько веков – признанный лидер и законодатель моды в парфюмерной промышленности. «Французские духи» – знак изысканного вкуса дамы, знак роскоши и изящества. Но однажды французы уступили первенство! В 1889 году на выставке в Париже Гран-при получил российский парфюмер, правда, французского происхождения, Анри Брокар. Генрих Афанасьевич, как звали его на новой родине, представил духи «Персидская сирень», созданные им в подарок жене на серебряную свадьбу. Вот уж поистине велика сила любви!

Генрих Брокар – единственный легендарный парфюмер России. Он уехал из Франции, считая, что там среди парфюмеров слишком большая конкуренция. В России же он видел огромные возможности и не ошибся. «Товарищество Брокара» стало безоговорочным лидером в России. Брокар мечтал сделать Россию «хорошо пахнущей страной» и прославился качественными «народными» товарами: дешевым мылом и парфюмерией.

Это он создал знаменитый «Тройной» одеколон, которым многие десятилетия освежалась изнутри и снаружи сильная половина наших соотечественников. Брокару принадлежит также идея саше. Саше – бархатные или шелковые мешочки, наполненные смесью сухих ароматных трав и цветов, – завоевали сердца россиянок всех сословий.

Брокар слыл и мастером экстравагантной рекламы. На одной из всероссийских торгово-промышленных выставок он устроил фонтан из цветочного одеколона – новинки своего производства.

Почетное звание Поставщика Двора Его Императорского Величества Брокару принесли духи «Любимый букет императрицы». Их создал к 300-летию дома Романовых парфюмер фирмы Август Мишель. Этот «букет» больше известен нам как «Красная Москва».

К 1917 году Генриха Брокара уже не было в живых, его наследникам удалось эмигрировать, а вот Мишель остался служить советской власти и добросовестно обучал новых парфюмеров. Именно он придумал переименовать «Любимый букет императрицы» в «Красную Москву». В новом флаконе и коробке духи стали символом советского парфюмерного производства.

Нынешняя «Новая Заря» (название, кстати, тоже предложил Мишель) вернулась к заветам Брокара и снова выпускает саше, а порой и неплохие духи. Например, одеколон «Юнкерский», идею которого дал фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Сам режиссер активно участвовал в создании аромата и то и дело заставлял сотрудниц фабрики нюхать свои усы, утверждая, что новый одеколон должен пахнуть так же – шоколадом, ванилью и пачулями. Действительно, запах получился приятный – какой-то старинный, теплый.

В СССР французских духов не было очень долго. Сегодня, слава богу, у нас такой же выбор, как в Париже, хоть нас и пугают, что добрая их половина – подделки. Но речь не об этом, а о том, как выбрать свой аромат. Считается, что существуют духи для зимы и лета, для блондинок и брюнеток (это связано вроде бы с особенностями кожи и волос), для молодых и старых, что у каждой женщины должен быть один, «свой» запах. Наверное, так и есть. Но когда я прихожу в парфюмерный магазин, я хочу купить сразу все! Скучно ограничивать себя одним запахом, ведь духи неразрывно связаны с чувствами, эмоциями, а они меняются.

Бесспорно только, что лучше не хранить духи более двух-трех лет и что держать их нужно в темном и прохладном месте.


Татьяна БАСОВА 
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:






 

         
 
Рейтинг@Mail.ru

Красота и стиль







Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом