Rambler's Top100





АНТИВОЗРАСТНЫЕ СОВЕТЫ

Научный взгляд на преклонный возраст.

Научный взгляд на преклонный возраст.

В издательстве "Манн, Иванов и Фербер" вышла книга немецкого нейропсихолога Андре Алемана "Мозг на пенсии" - занятный научпоп о том, что происходит с нашим мозгом и, соответственно с памятью по мере старения. TrendSpace публикует отрывок из новинки.

Предрассудки

В сознании многих людей, в том числе пожилых, содержится неточная и  слишком мрачная картина жизни после 65 лет. В 2008 году тема голландской литературной недели Boekenweek была обозначена как «О пожилых: третий возраст и литература». Чтобы отметить это событие, газета de Volkskrant и Свободный университет Амстердама провели опрос о  восприятии пожилых людей в Нидерландах . Участники должны были согласиться или опровергнуть некое утверждение. Вот один из  пунктов анкеты: «50% пожилых людей одиноки». 47% из 751 участника думали, что данное утверждение верно, но на самом деле они были неправы. Как показало продольное исследование старения Longitudinal Ageing Study Amsterdam, в долгосрочной перспективе одинокими становится лишь очень небольшое число пожилых людей . Респонденты неправильно оценивали и  многие другие утверждения, и их представления зачастую оказывались гораздо мрачнее реальности.

К примеру, большинство из них предположили, что с  возрастом круг общения резко сужается (правильно ответили лишь 13% участников). На самом деле все люди разные, но  зачастую круг общения начинает сокращаться только в очень солидном возрасте. Кроме того, 75% поверили в то, что за последние 15 лет дети стали реже навещать пожилых родителей, а 58% предположили, что за последние 10 лет старики начали придерживаться более здорового образа жизни . Оба утверждения не соответствуют действительности.

Дети, напротив, чаще видятся с  родителями, а  пожилые люди нашего времени ведут куда менее здоровый образ жизни, чем их предшественники. Была переоценена и частота случаев депрессии, и  консервативный взгляд на  жизнь со  стороны пожилых; недооцененным, в  свою очередь, оказался уровень сексуальной активности .В целом люди лучше справлялись с  вопросами о  здоровье, чем о социальных взаимодействиях.

Негативные стереотипы приводят к снижению производительности и падению уровня жизни.

Столь негативный взгляд на  пожилых людей не так уж и невинен. Он может стать самосбывающимся пророчеством. Исследование показало, что позитивный взгляд на  старение сопровождался предвкушением здоровой жизни, которое оказывало более сильный эффект, чем уровень физической активности, курение или наличие лишнего веса. В одном исследовании сравнивался уровень смертности людей и  их ответы на  подобный опрос, проведенный несколько десятков лет назад.

Выяснилось, что давшие позитивные ответы в  среднем прожили на  7,5 лет дольше, чем те, кто ожидал от старости только плохого. Ученые подсчитали, что люди, которые легче относились к  перспективе старения, испытывали меньше стресса и  участвовали в  мероприятиях, улучшавших их благосостояние. В другом исследовании сравнивался риск смерти в 1993  году у  людей, принявших участие в опросе в  1965  году (участвовало 6856 человек). И люди с позитивным отношением тоже жили дольше. Главную роль в  этом сыграли социальные взаимодействия: добродушные люди чаще заводили новые знакомства и  жили дольше. Наконец, ученые из  США обнаружили, что 60-летние люди с позитивным отношением к будущему в возрасте 70 и 80 лет оказались счастливее участников исследования с негативными ожиданиями.

При получении этих результатов учитывались как «природные» различия между респондентами (некоторые люди от рождения «счастливее» других), так и их доходы и состояние здоровья в возрасте 60 лет (безусловно, все это влияет на  наше мироощущение в  70).

Негативные стереотипы, напротив, приводят к  снижению производительности и падению уровня жизни. Если дать группе пожилых людей прочитать набор относящихся к  старению слов с негативной оценочной коннотацией (например, «дряхлый»), а затем попросить их пройти проверку памяти, результаты окажутся хуже, чем если бы они читали слова с позитивными коннотациями (например, «мудрый»). 

Типичные особенности старения также способны влиять на нас (возможно, подсознательно), поскольку они ассоциируются с упадком . Чтобы проверить эту теорию, гарвардский профессор Эллен Ленджер изучила эффект многочисленных признаков старения. Одна ее гипотеза заключалась в том, что облысевшие в молодости мужчины раньше начнут страдать от  проблем, связанных с  возрастными изменениями. Облысение ассоциируется со старением, поэтому те, кто ежедневно видит лысину в отражении в зеркале, ощущает себя старше, чем есть на самом деле. Ленджер действительно выявила корреляцию между преждевременным облысением и ранним обнаружением связанных со  старением проблем со здоровьем.

Ленджер предполагала наличие связи между ощущением старения и  внешним видом. Одежда 60-летних отличается от стиля 25-летних . Но это не  касается профессий, требующих ношения формы: например, проводники или по-лицейские носят одинаковую форму, и  вычислить возраст «Сейчас все происходит так стремительно» по одежде практически невозможно. Двадцатилетний человек, надевший униформу, может быть, ощутит себя старше, а  65-летний почувствует себя моложе. Исследование показало, что пожилые сотрудники, носившие форму, реже испытывали проблемы со здоровьем по сравнению со своими ровесниками. 

Профессор заинтересовалась и  вопросами супружества и выяснила, что старение замедляется у людей, чей партнер как минимум на 10 лет младше. Однако у медали оказалась и оборотная сторона: более молодые партнеры старели быстрее, чем люди, состоявшие в браке с ровесниками. 

Прежде чем заняться проблемами старения, профессор Ленджер исследовала влияние культуры на  потерю памяти. Она обнаружила, что пожилые жители китайских деревень в  меньшей степени страдали от  проблем с  памятью, чем представители западных цивилизаций. Ленджер определила, что это связано с тем, что в восточной культуре, в отличие от западной, отсутствуют негативные стереотипы о ста-рении . Она также выяснила, что глухие американцы (менее подверженные негативным стереотипам) реже выказывали признаки слабеющей памяти. В общем, значение имеют как личное отношение человека к старению, так и общепринятые идеи, касающиеся этого процесса . Позитивный подход продлит вашу молодость.

Совершенный пианист

Альдо Чикколини (1925–2015) был востребованным концертным пианистом и выступал на  известнейших площадках, а  о  его игре оставляли восхищенные отзывы . На  концерте в  Роттердаме в  2011  году он играл Моцарта и,  после небольшого перерыва, Листа. Когда его вызвали на  бис, он сыграл «Испанский танец №5» Энрике Гранадоса . Чем этот концерт оказался столь примечателен, почему я рассказываю вам о  нем? Потому что Чикколини было уже 85 лет. Один голландский музыкальный критик рассыпался в похвалах. Заголовок его рецензии звучал так: «Совершенный и незабываемый Лист в исполнении 85-летнего Чикколини» . Дальнейший текст был полон не меньшего восхищения: «В своей мелодичной, прекрасно проработанной интерпретации он показал невиданную силу  — именно там, где это было необходимо».

По мнению критика, выступление на  бис показало, что Чикколини по-прежнему остается виртуозом своего дела. Неужели преклонный возраст не  оказал никакого влияния на его выступления? Возможно, самую малость. Рецензент описал, что в один из моментов пианисту пришлось «спасать себя от провала в памяти» во время исполнения моцартовской Сонаты си-бемоль мажор, и он справился с этой задачей блестяще: «Возможно, на заминку обратили внимание лишь несколько человек во всем зале». Похоже, память все  же один раз подвела музыканта, и,  без сомнения, из-за возраста. Однако Чикколини все  же смог исправить свою оплошность настолько искусно, что ее практически никто не заметил.

Сюрприз: снижение начинается в возрасте около 20 лет.

Эта история показывает, что память ухудшается даже у людей, демонстрирующих и в преклонном возрасте удиви-тельную производительность. Когда мы думаем о возрастном снижении умственных способностей, именно память первой приходит нам на ум . С давних времен известно, что пожилым людям сложнее удерживать информацию, чем молодым . Древнегреческий философ Аристотель проводил аналогию с восковой табличкой для письма. Стилус скользит по новой табличке легко и плавно. С годами воск твердеет, и надписи приходится практически процарапывать. Так и  пожилым людям становится сложнее запечатлевать в  памяти новые ощущения. Один ихтиолог, ставший деканом факультета, однажды сказал, что, запомнив имя одного нового студента, он забывает два вида рыб. 

Эта история под-водит нас к  мысли о  том, что память имеет ограниченный объем: когда она заполнена, вы не можете просто поместить туда что-то новое. Сначала нужно избавиться от чего-то старого .Эта идея выглядит логичной, однако существуют исследования, доказывающие, что как минимум долгосрочная память не  может быть «заполнена». Напротив, с возрастом долгосрочная память способна удержать поразительно большой объем информации.

erase-memory.jpg

Но хранение информации и простой доступ к ней — два разных вопроса. Часть информации попросту не  добирается до нашего банка памяти, поэтому вы никогда не сможете потребовать ее обратно. Возьмем, к примеру, человека, кото-рый представляется в очереди у стойки регистрации в отеле: «Привет, я Джон Смит» . Пока он говорит, вы отвлекаетесь на кого-то, кто натолкнулся на вас, а также пытаетесь не за-быть представиться самому. Имя Джона Смита не отложит-ся в вашей памяти, поскольку на самом деле вы не уделили этому внимания.

Совершенно не  удивительно, что спустя несколько недель вы не вспомните, как его зовут: вы никогда этого и не знали. Чтобы запомнить чье-то имя, вы должны внимательно слушать и,  по  возможности, что-то сделать с  полученной информацией. К  примеру, мысленно связать его с другим знакомым вам Джоном и его лицом. Так вы повысите шансы вспомнить если уж не  фамилию, то  хотя  бы имя этого человека! 

У многих старость ассоциируется с забывчивостью. Принято считать, что вы начинаете забывать вещи примерно в  60-летнем возрасте или на пару лет раньше. Но  так  ли это? Большинство моих 60-летних знакомых пока не жалуются на  сколько-нибудь серьезные провалы в  памяти . Куда чаще эта проблема касается 75-летних. Однако, проведя исследование о начале снижения потенциала памяти, ученые назвали совсем другой возраст. Сюрприз: снижение начинается в возрасте около 20 лет. Но между 60 и 70 годами память ухудшается быстрее. 

Такое снижение частично объясняется тем, что люди в пожилом возрасте в меньшей степени используют свои умственные способности (например, после выхода на пенсию). Но большинство из них не страдает от расстройства памяти: их показатель отличается от  среднего по  популяции менее чем на один пункт. 

Кстати, само слово «память» вводит нас в  заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К  примеру, у  нас есть краткосрочная и долговременная память . Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще  — иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все  же немного выше. 

Долгосрочная память отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании. Долгосрочная память делится на процедурную и  декларативную. Процедурная память касается действий, к  примеру, езды на  велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения — и управляется это процедурной памятью. Такие бессознательные процессы, доведенные до  автоматизма многочисленными занятиями, являются жизненно важными. Если вы много катаетесь на велосипеде, вам не нужно специально задумываться о том, как двигаться вперед или повернуть за угол.

brain-gearssm.jpg
 

Декларативная память, в  свою очередь, участвует в  осознанном вызове информации, к  примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и  подразделяется на семантическую и  эпизодическую память. Первая из них относится к значению концептов (в частности, к  именам людей); вторая  — к событиям . Поясню на  примере: знание о  том, когда вы в последний раз отправились на  велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти; знание о  том, что такое велосипед, — к семантической; умение ездить на нем — к процедурной . Частью эпизодической памяти является автобиографическая  — она касается различных событий и жизненных переживаний 

Наконец, мы добрались до проспективной памяти — она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота. 

Вербальная и визуальная память

«Как же звали зятя Питера? Мы же знакомились с ним на той вечеринке». Все время от времени забывают имена. По мере старения эта проблема может появляться все чаще и чаще. Кажется, будто подобная информация хранится на каком-то глубоком уровне памяти, в  ящике старого шкафа. Этот ящик застрял или у  вас нет ключа. Информация хранится в  вашей памяти, но  вы не  способны ее извлечь. Старение сильнее всего действует на  событийную и  краткосрочную память.

Психологи часто используют список слов для проверки событийной памяти. Они зачитывают вслух 15 не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее. Затем испытуемого просят повторить список . Большинство людей среднего возраста (около 45 лет) способны воспроизвести порядка семи слов. Затем тот же список зачитывают еще четыре раза, после чего большинство людей из  этой возраст-ной группы воспроизводят от 12 до 15 слов. Через четверть часа исследуемого просят повторить слова из списка. Это уже сложнее. Большинство людей среднего возраста не  могут воспроизвести более 10 слов. Среди людей в возрасте около 70 лет эти показатели падают до пяти слов сразу после перво-го прочтения, девяти — после пяти прослушиваний и семи спустя 15 минут. Таким образом, способность запоминать случайный список слов заметно слабеет по мере старения. Мы с трудом можем запомнить список покупок, особенно если его пункты не связаны друг с другом. Если вам нужно шесть ингредиентов для карри, их легче запомнить, чем такие товары, как сахар, вишневый йогурт, туалетная бумага, лук-порей, макароны и апельсины .

Как же обстоят дела с запоминанием историй? Это тоже задача событийной памяти. Истории, конечно, более структурированы и осмысленны по сравнению со списками слов, но легче ли пожилым людям их запомнить? Шкала памяти Векслера, используемая психологами во  всем мире, является хорошим средством оценки памяти на  основе способностей к  рассказыванию историй. Один из компонентов проверки заключается в  прослушивании истории и требовании пересказать ее как можно точнее. Выясняется, что люди в возрасте около 70 лет способны рассказать историю так же, как и 20-летние. Но через 30 минут испытуемых ждет неожиданный тест, в процессе которого они должны воспроизвести как можно бóльшую часть истории. В  этот момент молодые люди вспоминают гораздо больше деталей по сравнению с пожилыми.

Слова и  истории представляют собой вербальный мате-риал, хранящийся в словесной памяти. Изображения же хранятся в нашей зрительной памяти, отличающейся от фотографической (способности точно воспроизводить изображения). Зрительная память воссоздает более общую картину: вы, например, можете вспомнить дом вашего друга, но не во всех деталях. Портится ли по мере старения зрительная па-мять так  же, как и  словесная? Да: способность вспоминать визуальную информацию сокращается приблизительно на 30% за 50 лет: в промежутке между 20 и 70 годами. Обычный тест для измерения зрительной памяти включает в себя копирование сложной диаграммы и  ее последующее воспроизведение по  памяти. С этой задачей 20-летние справляются гораздо лучше 70-летних.

События часто хранятся в виде рассказа. Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся при старении, являются по своей природе вербальными: мы забываем имена и истории. Но много информации хранится и  в  визуальном виде. Для того чтобы найти ключи, полезно вспомнить образ того, как вы их кладете. То же самое относится и к поиску дороги. Даже если у вас в машине есть навигатор, все равно остается много ситуаций, когда нужно использовать зрительную память: например, чтобы отыскать отделение в больнице, в которой вы были до этого лишь один раз, или квартиру друга в большом жилом комплексе.

Андре Алеман, "Мозг на пенсии". "Манн, Иванов и Фербер"

Источник

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:













 





Долголетие














Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом




Рейтинг@Mail.ru