Rambler's Top100



Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей* Уффици и других собраний Италии

Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей* Уффици и других собраний Италии
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с галереями Уффици по 12 декабря представляют первую в России выставку работ Рафаэля Санти — одного из величайших художников в истории мирового искусства.
 
Восемь живописных и три графические работы из музеев Италии. Среди них — «Автопортрет» (1506), хранящийся в Галерее статуй и картин (Галереи Уффици), парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены (1506), и «Мадонна Грандука» (1505) из Палатинской галереи, которая также с недавних пор входит в состав Галерей Уффици.
 
Ранее некоторые работы художника экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках временных выставок, в частности, в 1989 году на выставке одной картины была показана «Донна Велата» из Галереи Палатина (Галереи Уффици), а в 2011 году — «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме. В 1955 году в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи» в Москве экспонировалась знаменитая «Сикстинская Мадонна».
 
Еще при жизни Рафаэля современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле художника в римском Пантеоне начертаны слова: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним».
 
Творчество Рафаэля как живописца, рисовальщика, архитектора и поэта воплотило высший идеал эпохи Возрождения. Синтезировав достижения своих предшественников, он во многом определил дальнейший путь развития западноевропейского искусства. 
 
Рафаэлю удалось придать визуальную осязаемость идеям ренессансных гуманистов, благодаря чему между поэтическим творчеством его современников и созданными им портретными образами существует глубокое внутреннее родство, что получило отражение в концепции выставки и ее названии — «Рафаэль. Поэзия образа».
 
Особое внимание на выставке уделено портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени. Замыслы мастера, воплощенные в портретах, раскрываются в сопоставлении с образцами современной Рафаэлю поэзии — представленными в контексте выставки текстами Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, а также в стихотворном творчестве самого Рафаэля.
 
Предложенные кураторами выставки пересечения с литературой затрагивают и тему восприятия творчества Рафаэля в российской культуре. Многие русские поэты выражали свое преклонение перед художником в стихах, в их числе Г.Р. Державин и А.С. Пушкин, который обращался к Рафаэлю неоднократно, начиная со своего раннего стихотворения «Монах» и заканчивая поздними произведениями. Связь, возникающую между стихами Пушкина и живописью Рафаэля, подметил еще В.Г. Белинский, писавший о «Сикстинской мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний! Недаром Пушкин любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
 
В представленном на выставке «Автопортрете» из Галереи Уффици (1506) правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с изысканной элегантностью одежды, создавая привлекательный образ, вдохновлявший художников последующих столетий на создание своих интерпретаций.
 
Продолжают экспозицию парные портреты Аньоло и Маддалены Дони (1505–1506), которые были заказаны Рафаэлю самим Аньоло Дони, известным коллекционером гемм и древностей, ценителем искусства. Портреты супругов стали выражением их общественного статуса, а в творчестве Рафаэля открыли новый этап, связанный с переездом во Флоренцию.
 
Портретное творчество Рафаэля этого времени будет представлено на выставке также «Портретом Элеоноры Гонзага» из Галерей Уффицци и «Женским портретом» из Национальной галереи Марке (Урбино).
 
Один из шедевров художника «Мадонна Грандука» получила свое название из-за принадлежности великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому. Композиция этой картины, ставшей своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи: Мадонна и Младенец выступают из темного фона картины; они связаны чувством нежной любви, выраженной в жесте Младенца — он обнимает рукой Мать, при этом его взгляд обращен на зрителя. На выставке будет продемонстрирован также подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над произведением.
 
Завершающим и самым крупным из представленных на выставке произведений станет алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» из Национальной пинакотеки Болоньи, выполненная в римский период и являющаяся одним из классических произведений мастера. Среди тех, кто заслуженно восхищался этим шедевром — немецкий поэт Вольфганг Гёте и русский художник Александр Иванов.
 
Творчество Рафаэля, в полном соответствии с духом эпохи Возрождения актуализировавшее завоевания классической античности, остается одним из высших достижений европейской культуры, не переставая быть актуальным и в наши дни. В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. 
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг



















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.