Rambler's Top100



Афро Базальделла. Цвет эмоции

Афро Базальделла. Цвет эмоции

Экспозиция, в которую вошли 56 полотен, созданные в период с 1935 по 1975 год, отражает вехи творческого пути мастера, раскрывая свойственное работам Афро "праздничное восхваление света и жизни" (как писал в 1960 году в своей монографии о живописи Джеймс Дж. Свини, в ту пору - директор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке).

Крупнейший итальянский абстракционист Афро Базальделла (1912-1976), известный как Афро (художник подписывал свои работы лишь именем), родился в небольшом городке Удине недалеко от Венеции. Его отец и дядя были декораторами, два старших брата впоследствии стали скульпторами. Пройдя обучение во Флоренции, Венеции и Риме, в 1931 году Базальделла получил в Венеции диплом по классу живописи. Уже в двадцать лет в Милане прошла его первая монографическая выставка. С 1935 года Афро регулярно выставлялся на Квадреннале в Риме и Биеннале в Венеции.

Ранние произведения итальянского мастера, созданные им в 1930-е и первую половину 1940-х годов, следуют традиции фигуративной картины. В работах Афро этого времени очевидно его внимание к самым разным направлениями, от официального Новеченто с его монументальностью и традиционализмом, до "метафизической живописи" Джорджо де Кирико. Интерес к его творчеству, а также к сюрреализму ощутим в картине Афро "Осень". Живописные мотивы и приемы художников так называемой "Римской школы" Базальделла разработал в "Римском Форуме". Перед войной он увлечен творчеством Джорджо Моранди, чей метод всматриваться и вслушиваться в повседневность был созвучен поискам Афро ("Натюрморт", 1941 г.).

В 1937 году в Париже Базальделла познакомился с кубизмом, что стало для него первым шагом к беспредметности. Влияние Пабло Пикассо и особенно Жоржа Брака сказалось в ряде картин середины 1940-х годов, в частности, в "Натюрморте с кофемолкой". Пережив творческий кризис в 1946-47 годах, после почти двухлетнего "молчания" Афро попробовал синтезировать приемы кубизма с абстрактной живописью действия.

В 1950 году художник переехал в Америку и начал выставляться в галерее Кэтрин Вивиано. В американский период творчества, особенно после знакомства с живописью Арчила Горки, Афро, хоть и не сразу, отошел от фигуративности. В основе изобразительной структуры его работ начала 50-х годов остается реальность. Так, в "Негре из Луизианы" он еще отталкивается от конкретного пластического мотива, хотя и сильно его перерабатывает. В картинах середины 1950-х годов очертания становятся менее определенными, пятна - более расплывчатыми. Например, в "Мальчике с быком" и в этюдах к "Мальчику с индюком" строгая геометрия и четкие контуры сменяются каллиграфичной линией и неясным, свободно растекшимся пятном. Постепенно образ, лишенный явной формы, доходит до почти полной дематериализации ("Подводная охота"). В конце концов, зрительный образ теряет всякую определенность и наглядность. Усиливается интенсивность цвета, из хаоса ярких пятен, вибрации мазков и сплетения линий рождается новое, эмоционально насыщенное пространство.

На Венецианской Биеннале 1952 года Афро выставлялся с "Группой Восьми", при поддержке критика Лионелло Вентури. Таким образом, восстановилась его связь с земляками Пиццинато, Биролли, Сантомазо, Туркато, Ведова, вместе с которыми он представлял линию абстрактной и "конкретной" живописи.

На Венецианской Биеннале 1956 года Афро получил премию "Лучший живописец Италии". В последующие два десятилетия он активно выставлялся, преподавал в Америке и Италии. В 1958 году наряду с Пабло Пикассо, Хансом Арпом, Александром Колдером, Хуаном Миро, он был приглашен для создания росписей в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Два эскиза к монументальному "Саду надежды", исполненному тогда Афро, показывают, насколько важен для него не только цвет, но и рисунок, несмотря на его кажущуюся произвольность.

В 1970-е годы в произведениях Афро вновь появился намек на изобразительность. В работах, перекликающихся с живописью Пикассо и Миро, яркие пятна вновь обрели четкий контур, образуя некие органические формы. В те же годы художник, уже тяжело больной, почти отошел от живописи, обратившись к печатной графике и шпалерам. В 1973 г. Афро переехал в Цюрих, где умер спустя три года. В 1978 г. Галерея современного искусства в Риме устроила большую монографическую выставку его работ, признав его одним из крупнейших итальянских мастеров послевоенного времени.

Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с издательством "Иль Чиньо Галилео Галилеи", Рим, при участии Архива Афро, Рим, Национальной галереи современного искусства, Рим, при поддержке Министерства иностранных дел Итальянской Республики, Министерства культуры Итальянской Республики, Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге и Генерального консульства Итальянской Республики в Санкт-Петербурге.

Выставка будет открыта по 20 сентября.

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг






















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.