Rambler's Top100



Наше любимое кино: Служебный роман

Наше любимое кино: Служебный роман

Существует не так уж много фильмов, которые можно пересматривать бесконечно. «Служебный роман» Эльдара Рязанова — один из них. Добрая, смешная и немного грустная, эта история завоевала сердца миллионов телезрителей и принесла заслуженную славу актерам Алисе Фрейндлих и Андрею Мягкову

Соавторы
Вышедший на экраны в 1977 году фильм был снят по пьесе «Сослуживцы», которую Эльдар Рязанов написал в соавторстве с Эмилем Брагинским. Этот союз вообще был весьма плодотворен. К тому времени из-под общего пера уже вышли сценарии популярнейших фильмов: «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» и, конечно же, «Ирония судьбы, или С легким паром».

Пьеса «Сослуживцы» была написана давно, уже несколько лет она с большим успехом шла на театральной сцене, но этот сюжет никак не отпускал Рязанова. Вернее, его не отпускали персонажи этой пьесы, которых просто необходимо было воплотить на экране. Обычно исполнителей ролей ищут после того, как выбран сценарий для постановки. Однако на сей раз все было иначе: еще до написания сценария Рязанов определился с выбором актеров. В фильме непременно должны были сниматься Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили и Лия Ахеджакова. Только так – и не иначе! Если бы кто-то из них отказался от роли, скорее всего, фильма бы и не было.

«Мы называем ее Наша Мымра»
Снять в своем фильме Алису Фрейндлих Рязанов планировал уже давно, но никак не складывалось. Когда-то он приглашал ее на роль Шурочки Азаровой в фильм «Гусарская баллада», пробы прошли очень хорошо, но все же актриса не была утверждена — мужской костюм и грим не смогли скрыть ее вопиющую женственность. Еще позже не состоялось ее участие в фильме «Зигзаг удачи» — актриса ждала ребенка. Но, наконец, час пробил! Алисе Бруновне отправили письмо с предложением сниматься в «Служебном романе», и согласие было получено, хотя актрисе пришлось совмещать две работы – одну в театре в Ленинграде, другую – на съемках в Москве. Частенько получалось так, что выспаться ей удавалось только в поезде.

От Алисы Фрейндлих, красивой, элегантной и просто очаровательной женщины, потребовалось немалое мужество: ей пришлось обезобразить себя до такой степени, чтобы прозвище Мымра не показалось зрителям преувеличением. С помощью гримеров и художника по костюмам актриса тщательно создавала образ занудной женщины, которой совершенно все равно, как она выглядит. Алиса Бруновна рассказывала, что они с Рязановым «облазили все костюмерные, выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи», чтобы создать действительно некрасивое, бесполое руководящее существо, которое трудно даже назвать женщиной. Походку актриса, по ее собственному признанию, взяла из жизни: «Благо начальственных теток, которые так ходили, было навалом, особо и изобретать не пришлось». Рязанов долго не мог подобрать ей подходящие очки, и его выручил оператор фильма Владимир Нахабцев – на главной героине красуются старые очки его отца.

Фильм «Служебный роман» был удостоен Государственной премии СССР, однако по какой-то причине именно главная героиня никакой премии не получила. Впрочем, Фрейндлих относится к этому философски. «Я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии, что мне было даже смешно», — признается она в интервью. Зато на гонорар, полученный за роль Калугиной, Алиса Бруновна смогла купить свой первый автомобиль.

«Не бейте меня по голове, это мое больное место»
Приглашая Андрея Мягкова на роль Новосельцева, Рязанов немного опасался, что этот персонаж получится похож на главного героя только что вышедшейо «Иронии судьбы» Женю Лукашина. Характеры этих героев во многом схожи: оба они скромны, застенчивы и не слишком удачливы в жизни. Однако благодаря многогранному таланту Мягкова этого не произошло, персонажи получились совершенно разными.

Новосельцев — человек незаметный, он из тех, кто до пенсии засиживается на маленькой должности, несмотря на многолетнюю безупречную службу. Просто их никто не замечает, и начальство зачастую не знает об их существовании. У «посредственного, безынициативного работника», каким Новосельцева считает Калугина, и дома дела идут не лучшим образом. Жена его бросила, оставив двух маленьких сыновей, о которых ему теперь приходится заботиться в одиночку. Именно таких именуют неудачниками.
Гримеры помогли актеру найти выразительную внешность этого незадачливого героя. Новосельцева не заметишь в толпе сослуживцев, не остановишь на нем внимания — так он поначалу ординарен и сер.

«И тут надо отдать должное Мягкову, — вспоминает Эльдар Рязанов, — Он себя не пожалел. Замурзанный, неряшливо одетый, опустившийся клерк с мерзкими усиками — таким он выглядит на старте нашей любовной истории. Артист беспощаден к своему герою. Внешность героя неприятная, профессия неинтересная, первоначальный поступок персонажа нечистоплотен — вызвать сочувствие, симпатию и любовь к этому затюканному жизнью, детьми и работой человеку непросто. Но актер очень точно расставил акценты, не «промазал» ни одного доброго, человечного нюанса в роли. Мягков в роли Новосельцева старается передать внутреннее благородство своего героя, его врожденную порядочность, беззащитность — и от этого притягательность».

«Я ему дам сдачи. Но другим способом»
Элегантный, представительный и обаятельный Олег Басилашвили был идеальным кандидатом на роль успешного карьериста Самохвалова. По замыслу режиссера он должен был создать образ лицемерного, и оттого не сразу поддающегося разоблачению «благоденствующего советского мерзавца», побывавшего «в заграницах». Внешне демократичного и щедрого, но только тогда, когда это выгодно. Любезного, с первого взгляда пленяющего женщин своим обликом и изящными манерами, но жестокого и эгоистичного, когда затрагиваются его карьерные интересы.

С первого своего появления в фильме Самохвалов вызывает симпатию и даже восхищение. Его старинный друг Новосельцев особенно невыгодно смотрится на фоне своего однокашника. Довольно нелепа и бывшая его возлюбленная Оля Рыжова, великолепно сыгранная Светланой Немоляевой, – смешная и немного вульгарная в кофточках с «жуткими розочками», не очень умная, и в то же время романтичная и ранимая. Оля неверно истолковала вежливые комплименты Самохвалова и, решив, что она все еще ему небезразлична, стала забрасывать возлюбленного любовными посланиями. Кстати, история с письмами влюбленной женщины, отданными на разбор общественности, не выдумана авторами, а взята из жизни...

Самохвалов задумывался как отрицательный персонаж, подлец и негодяй, однако образ, созданный Басилашвили, получился не настолько отвратительным, как хотелось авторам фильма. Многие зрители, не оправдывая подлого поступка Самохвалова по отношению к Оле Рыжовой, невольно сочувствуют положению, в которое он попал. Благодаря актерскому мастерству Олега Басилашвили, персонаж, совершенно замученный назойливым вниманием бывшей возлюбленной, получился живым и неоднозначным.

Басилашвили, так же как и Фрейндлих, жил и работал в Ленинграде, и ему тоже приходилось разрываться между двумя городами, поэтому то ли в шутку, то ли всерьез, актер предлагал Рязанову отдать ему роль Новосельцева, аргументируя тем, что он выглядит таким замученным и усталым, что гримерам не придется тратить на него много времени.

После окончания съемок Рязанов был так доволен работой Олега Валериановича, что даже выдал ему расписку, в которой обязался приглашать его сниматься во всех своих будущих картинах. Об этой расписке Басилашвили каждый раз напоминал Рязанову, когда тот сообщал ему о том, что планирует работу над новым проектом.

«Она любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши»
Роль секретарши Верочки стала первой большой ролью в кино Лии Ахеджаковой. До этого она снималась в эпизоде в фильме «Ирония судьбы». Впрочем, и этой малюсенькой роли режиссеру вполне хватило, чтобы оценить уникальный талант актрисы.

В пьесе «Сослуживцы» Верочка была совсем не такой, как получилось в фильме. Та Верочка была законодательницей мод в «статистическом учреждении», молоденькой длинноногой хищницей, желающей побыстрее и повыгодней выскочить замуж. «Практичная, бездуховная барышня» — так описывает ее Рязанов. В фильме же довольно тривиальный персонаж стал богаче и интереснее, и произошло это исключительно благодаря таланту Лии Ахеджаковой. От прежнего характера осталась только одна черта — «законодательница мод».

«Мы понимали, — вспоминает Рязанов, — что эти претензии секретарши при ее занятной внешности дадут новый комедийный эффект. Когда урок Калугиной — как надо завлекать мужчин, нравиться им, какую походку следует выбрать, как одеваться — дает Лия Ахеджакова, это в сто раз богаче, интереснее, сложнее и смешнее».

Секретаршу Верочку режиссер планировал сделать замужней женщиной, и в фильме должен был неоднократно появляться ее супруг, на роль которого приглашали сначала Михаила Светина, а потом Александра Фатюшина. Спутник жизни элегантной секретарши должен был постоянно метаться между любовью к Верочке и к мотоциклу, из-за чего супруги постоянно ссорились. Было снято несколько смешных сцен с Фатюшиным и Ахеджаковой, но, к сожалению, их пришлось вырезать – актер серьезно заболел и вынужден быть лечь в больницу. Так Верочка осталась без мужа, вернее, общение с ним свелось лишь к разговорам по телефону.

«Когда-то ее выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно»
Бухгалтер Шура – из самых известных ролей в кино Людмилы Ивановой. Актриса создала очень яркий образ, точный портрет профсоюзной деятельницы, которая уже давно забыла о своих прямых обязанностях, полностью поглощенная общественными мероприятиями. Актриса признается, что после выхода фильма ее сына в школе спрашивали: «Неужели твоя мама такая дура?!»

Самой любимой сценой в фильме для актрисы стала та, которая не вошла в окончательный вариант. Она рассказывает: «Помните, я хороню своего сотрудника Бубликова, а он оказался живой. Было продолжение: я бегу по институту, а он бежит за мной, влетаю в актовый зал, кричу: «Спрячьте меня, спрячьте!..» Бубликов — Петр Щербаков — идет на меня. Вдруг Рязанов останавливает съемку и говорит Петру Ивановичу, чтобы он отошел в сторону. Затем обращается ко мне: «Уже ясно зрителю, что он вас сейчас будет бить, а мы сделаем неожиданный поворот — когда он приблизится к вам, крикните: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!» — посмотрим, что он будет делать…»

Я подпустила Щербакова поближе, да как «взовьюсь»: «Товарищи! Да здравствует живой товарищ Бубликов! Ура!» Хлопаю в ладоши, обращаясь ко всем, чтобы поддержали. «Спасибо, товарищи. Спасибо за все», — сказал Бубликов. Я в изнеможении упала к нему на грудь. Эту сцену, как и многие другие, вырезали: материала отсняли серии на три, но комедии в трех сериях не бывает. А может, приемной комиссии не понравилось, что отрицательная героиня кричит «ура», кто знает…»

«Служебный роман. Наше время»
Потрясающий успех «Служебного романа» не дает покоя современным кинематографистам, но на сей раз нас ждет не продолжение полюбившейся зрителям истории, а римейк. Все события фильма будут перенесены в наше время, сохранятся большинство сюжетных поворотов и даже некоторые диалоги. В новом фильме, который выходит на экраны под названием «Служебный роман. Наше время», Людмила Калугина станет хозяйкой собственного преуспевающего агентства, а Анатолий Новсельцев будет работать у нее финансовым аналитиком.

Теперь отец-одиночка воспитывает двух дочерей и гоняет на мотоцикле. Олю Рыжову сыграет Анастасия Заворотнюк, а Самохвалова – Марат Башаров. Вместо секретарши Верочки мы увидим секретаря Вадика, юношу нетрадиционной сексуальной ориентации в исполнении Павла Воли.
Создатели фильма уверены, что их фильм понравится зрителям, но кинокритики настроены скептично, что и немудрено, ведь пока еще ни одна попытка повторить успех старых советских фильмов не оправдала радужных ожиданий.

4.04.11       Татьяна УМНОВА   Журнал "60 лет - не возраст"

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг






















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.