Rambler's Top100



Основатель европейской медицины Парацельс

Основатель европейской медицины Парацельс

Знаменитый алхимик, врач, оккультист и христианский маг Параце́льс был человеком поразительной судьбы и невероятного, многогранного таланта. Он прожил всего 48 лет, но его вспоминают и поныне

В 1493 году в семье врача фон Гогенгейма из аббатства Айнзидельн под Штутгартом родился мальчик. Родители назвали его Филипп Ауреол Теофраст Бом-баст. Когда он вырос, то взял себе псевдоним – Парацельзус (Парацельс). Недоброжелатели увидели в этом непомерное тщеславие, будто бы этим он хотел доказать, что превосходит врача Древнего Рима Авла Корнелия Цельса, родившегося ещё до нашей эры. На самом деле точный перевод с латыни приставки «пара» означает «около» или «нарушение чего-нибудь». Второе значение, как в дальнейшем оказалось, пожалуй, ближе к истине.

Первым учителем Парацельса был его отец, преподававший ему медицину, алхимию и астрологию. В возрасте шестнадцати лет Парацельс поступил в университет в Базеле, после окончания которого обучался у знаменитого Иоанна Тритемия из Шпангейма, великого мага, знатока алхимии и астрологии, который посвятил его во все тайные науки. По его рекомендации Парацельс был принят в лабораторию богатого алхимика Зигмунда фон Фуггера в Тироле, открывшему ему необыкновенную науку – химию.

Много лет Парацельс обучался в знаменитых университетах Германии, Франции и Италии, изучал металлургию в Саксе, побывал в Испании, Англии, Швеции, России, Венгрии, Словакии, Индии, объездил Египет, был посвящён в различные мистерии в Константинополе, и даже какое-то время находился в плену у татар.

Согласно преданию, в голландской армии, где Парацельс был военным хирургом, он получил в награду за храбрость свой знаменитый длинный меч. Ученики и почитатели искренне верили, что в его рукоятке находится эликсир бессмертия.

За время своего десятилетнего скитания он много практиковал как врач, изучал магию и алхимию. И где бы он ни находился, везде старался беседовать с разными людьми – цирюльниками, банщиками, знахарками, повитухами, астрологами, с пастухами, цыганами, палачами, погонщиками скота... Разговаривал он и с дипломированными врачами; расспрашивал их о всевозможных методах лечения, заговорах, магических талисманах и амулетах, лекарствах, травах и т.п.

Он черпал знания от великих и малых, от учёных и простонародья. Всё это послужило поводом для жестоких упрёков и поношений, которыми осыпали его ограниченные недруги.

В 1526 году Парацельс вернулся в Базель уже известным медиком. Его назначили городским врачом, а год спустя – профессором физики, медицины и хирургии Базельского университета, положив высокое жалование. Методика преподавания молодого профессора и его отношение к традиционной медицине, по мнению коллег, не укладывались ни в какие рамки. Он читал лекции на немецком языке, вместо принятого тогда латинского. Кроме того, он выглядел как ремесленник, часто пренебрегая знаками докторского достоинства – мантией и беретом, золотой цепью и кольцом.

Его лекции, в отличие от выступлений других коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа Аристотеля и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Часто Парацельс приводил всех в ужас тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно было подкрепить общепризнанными свидетельствами. Однажды он даже сжёг на костре у всех на глазах рукописи Аристотеля, Галена, Авиценны и других учёных, пощадив лишь труды Гиппократа.

За это ему мстили. Распространяли о нём небылицы, будто бы он потому не преподаёт на латыни, что просто её не знает. А однажды воскресным утром, когда прихожане шли к собору, на его дверях они увидели разукрашенный оскорбительными рисунками лист с издевательскими стихами о Парацельсе. Этот анонимный памфлет, написанный от имени «души Галена», появился одновременно и на дверях других церквей в разных концах города.

Кстати, его часто неправильно оценивали не только враги, но даже друзья и ученики. Этому способствовало то, что свои новые, а потому часто нежелательные идеи он провозглашал в резкой форме: «Я не смогу в течение всей моей жизни низвергнуть это нагромождение лжи, потому что врачи – старые и упрямые собаки, которые не хотят учиться ничему новому и стыдятся признать своё невежество». Справедливости ради необходимо отметить, что это было вполне в духе тогдашних нравов. Язвительные дискуссии между врачами с применением самых сильных выражений вызывали в XVI-XVII веках такой интерес у широкой публики, что часто проводились на улицах и площадях и иногда заканчивались потасовками.

Напрасно Парацельс писал письма в магистрат Базеля с просьбой о защите от издевательств и прямых угроз. Никто ему не помог. Уже в 1529 году он был вынужден оставить Базель и уехал в Эсслинген под Штутгартом, где опять подвергся преследованиям. Под угрозой ареста и тюрьмы он вынужден был скрываться и вести жизнь скитальца, полную лишений.

Несмотря ни на что, врачебная слава неизменно сопутствовала Парацельсу. К тому времени он уже лечил такие болезни, как холера, проказа и другие. Но его профессиональные успехи и необузданный темперамент продолжал вызывать у многих врачей зависть и ненависть. Его по-прежнему называли шарлатаном, хотя именно он спас жизнь многим высокопоставленным особам, которых не смогли вылечить врачи-галенисты (последователи Галена). Кроме того, он безвозмездно лечил бедняков, от которых другие врачи требовали платы. А в 1534 году помог остановить вспышку чумы, прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию.

Парацельс изобрёл несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений – объяснение природы и причин силикоза (профессиональной болезни горняков).

В 1536 году была издана «Большая хирургия» Парацельса, учение о раневых инфекциях и лечении язв; уже в следующем году появилось её второе издание. Среди его сочинений – философские и алхимические труды: «Потаённая философия», «Великая астрономия», «Великое средство для лечения ран» и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах». Большинство из них были обнаружены и опубликованы только после того, как его не стало. До 1600 года появилось более 200 изданий сочинений Парацельса. Число врачей, его сторонников, неуклонно росло, особенно в Голландии и Германии.

Тем не менее почти до самой смерти Парацельс скитался по Германии в сопровождении своих учеников, которые при нём начинали практиковать самостоятельно. Он обучал их всем тайнам медицинского искусства, говорил о необходимости изучения медицины у постели больного, водил учеников на ботанические экскурсии. Он считал, что в основе медицинской науки лежит изучение фундаментальных законов природы, объясняющих природу человека. Огромное значение он придавал экспериментам и умению врача наблюдать. Сам выполнил великое множество самых разнообразных опытов, о некоторых из них рассказал в своих письменных работах, написанных, кстати, очень простым и понятным языком (в отличие от аналогичных работ его современников). Он считал, что для человека не существует никакого запретного знания, и он способен и обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.

В 1541 году Парацельс осел в Зальцбурге, куда был приглашён герцогом Эрнстом, большим любителем тайных наук. Там учёный наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Он мечтал заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра ему придётся перебираться в другой город. У него был свой маленький домик на окраине, кабинет, своя лаборатория.

Но в том же году Парацельса не стало. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны. Одни говорили, что его сбросили с обрыва убийцы, нанятые завистливыми врачами и аптекарями Зальцбурга, другие, пытаясь очернить его, уверяли, что он умер в результате пьяной драки, и распространяли слухи о нём как о пьянице и дебошире. Однако эта «характеристика» никак не вяжется с его сочинениями, бесспорно написанными человеком трезвого ума, содержащими морально-этические рекомендации для врачей.

Самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых его врагами. В результате падения на камень у него был проломлен череп, что спустя несколько дней и привело к смерти.

Парацельс был похоронен в Зальцбурге при церкви Святого Себастьяна.

Его останки были эксгумированы в 1572 году во время перестройки здания церкви и перезахоронены. В этом же году ему был поставлен памятник: в центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше – надпись на латинском языке: «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541-й, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть»

Каково же историческое значение медицины Парацельса в истории?

Самое главное, что он противопоставил средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена, Авиценны, медицину «спагирическую» (от греч.spao – разделяю и ageiro – собираю) – созданную на базе учения Гиппократа и значительно более похожую на современную. Она объединяет химию и алхимию.

«Изменения, происходящие в теле, – писал Парацельс, – химического свойства, и болезни тела должны исцеляться химическими препаратами. Жизнь – в основном химический процесс, а тело – химическая лаборатория, в которой принципы ртути, серы и соли смешиваются, реагируют, принося болезнь или здоровье». В этом заключался радикальный отказ от старой врачебной практики. На место четырех галеновских «телесных соков» – крови, желчи, флегмы и чёрной желчи – были поставлены три принципа алхимии: сера, ртуть и соль. Когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом. А вот болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них.

Парацельс одним из первых начал применять в лечении химические средства, использовал мази из солей ртути, составы, содержащие свинец, соли железа и цинка, медный купорос, серное молоко, мышьяковые препараты против кожных болезней.

Его считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё – яд, всё – лекарство; то и другое определяет доза»).

Необходимо отметить, что его учение не ограничивалось только медицинскими рекомендациями, основанными на эмпирических достижениях алхимии его времени. Он был создателем философского учения о внутреннем развитии человека, наделённого тремя таинственными силами — верой, волей и воображением. Его восприятие макрокосмоса и микрокосмоса, алхимии и ятрохимии (направления химической науки XVI и XVII вв., стремившейся поставить химию на службу медицине и имевшей главную цель – приготовление лекарств), медицины и хирургии, астрономии и планетных влияний было необычным для современников. Например, придавая большое значение влиянию звёзд и планет на жизнь и здоровье человека, он не составлял гороскопов: «Нелепо верить, будто звезды повелевают человеком. Всё, что могут сделать звёзды, можем сделать мы сами, ибо мудрость, получаемая нами от Бога, могущественнее небес и выше звёзд».

Любимым изречением Парацельса, которое он неоднократно подписывал под своими портретами, было: «Пусть никто не ищет себе господина в другом, кто сам себе может быть господином».

07.02.13      Александр ГРИГОРЬЕВ     Журнал «60 лет – не возраст» 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг



















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.