Rambler's Top100



Пушкин русской сцены. Михаил Щепкин

Пушкин русской сцены. Михаил Щепкин

Один из самых старых и знаменитых театров нашей страны, Малый театр, неофициально называется Домом Щепкина. И это не случайно. Для театра имели огромное значение традиции актерской игры и отношения к театральному искусству, заложенные великим русским актером Михаилом Семеновичем Щепкиным

В знатном аристократическом доме готовился «благородный» любительский спектакль. Хозяйка, супруга всемогущего вельможи, пригласила актера Михаила Семеновича Щепкина на репетицию: просила высказать мнение, дать совет. Щепкин приехал, но остался недоволен исполнением. От него ждали восторженных похвал, а услышали горькую правду: «На вздоры и звать было незачем. Ну, вот вы, графиня! Разве можно так ходить, и разве так вы ходите и кланяетесь в своей гостиной?». Мало того, еще и передразнил игру хозяйки. С тех пор его не приглашали на репетиции подобных спектаклей.

И в быту, и в искусстве Михаил Щепкин превыше всего ценил Правду. А ведь он был одним из самых подневольных корифеев русской сцены – до 33 лет «господский» человек…

Уж какие только сплетни не ходили о нем! Умеет-де уживаться с начальством, не входит в трения с сослуживцами… И то понятно: годы рабства привнесли свое в его характер. Но когда речь заходила о Правде, от его уступчивости не оставалось и следа.

Вспомним: Михаил Семенович наотрез отказался играть «Развязку «Ревизора»», написанную уже после «Ревизора» больным, мистически настроенным Гоголем. А в ней Щепкин-Городничий должен был объяснять новому персонажу – «литературному человеку», что города, который выведен в пьесе, и в помине нет. Это – «наш душевный город». И страшен Ревизор, который ждет нас у гроба… Ревизор – это наша совесть.

Именно с такой мыслью Гоголь настоятельно предлагал Щепкину играть пьесу. Но это значило зачеркнуть весь спектакль! И Щепкин отвечает писателю замечательным письмом: «До сих пор я изучал героев «Ревизора» как живых людей, я там видел много знакомого… Не давайте мне никаких намеков, что то-де не чиновники, а наши страсти. Нет, я не хочу этой переделки, это люди, настоящие, живые люди, между которыми я взрос и окончательно состарился. Нет, я вам их не дам, не дам, пока существую. После меня переделайте хоть в козлов, а до тех пор я не уступлю вам и Держиморды».

И это писал бывший крепостной, большая часть жизни которого прошла в рабстве…
А как тяжек был путь великого актера в славе! Михаил Семенович родился крепостным в 1788 году. Однако род Щепкиных издревле был вольным, священническим. Более ста пятидесяти лет Щепкины в селе Спасе Курской губернии передавали от отца к сыну духовное звание. Дед же, Григорий Иванович, стал крепостным человеком графа Волькенштейна в 1748 году неожиданно для самого себя. Лег спать свободным, а проснулся крепостным (а почему? Не очень понятно. Его кто-то продал?). На беду, звонкий голос 13-летнего Гриши, сына спасского священника, понравился графу, заводившему на своей усадьбе хоры, музыку и театры. «Дед мой не слишком удивился, а только немного погрустил», - напишет Щепкин в своих знаменитых «Записках актера», художественное достоинство которых было несомненно.

А каким прекрасным рассказчиком был Михаил Семенович! От устных рассказов Щепкина «сам Иван Кручинник, всю жизнь точивший слезы о грехах мира сего, стал бы их точить от хохота», - говаривали современники.

Но рассказы актера вызывали не только веселый смех. Вспомните навеянную ими трагическую «Сороку-воровку» Герцена. Многие эпизоды, пережитые Щепкиным, вошли в произведения Гоголя и Сухово-Кобылина.

Кто был его слушателем? Самые выдающиеся люди того времени. Щепкин находился в дружеских отношениях с Гоголем, семьей Аксаковых, Белинским, Грановским, Т.Шевченко. Тургенев, приезжая в Москву, всегда заходил в к нему, иногда читал ему свои новые вещи.
С Пушкиным Михаил Семенович познакомился на подмосковной даче Нащокиных. Однажды поэт, услышав очередной увлекательный рассказ актера, взял чистый лист бумаги и тут же написал от его имени: «Я родился в Курской губернии, Обоянского уезда, в селе Красном, что на речке Пенке». А наверху поставил число: «17 мая 1836 года».

Тут уж Щепкину ничего не оставалось, как приняться за свои «Записки». Первый отрывок из них появился в январской книжке «Современника» за 1847 год. Им зачитывались. Сам Михаил Семенович скажет: «Время, этот великий учитель, указало мне необходимость передать людям многое, чему я был свидетелем… Я знаю русскую жизнь от лакейской до дворца».

Да, жизнь лакейской он знал хорошо. Отец, Семен Петрович (не сын Григория Ивановича? Если со стороны бабушки, то почему Щепкин?), с малых лет был взят в дом господ, заслужил их доверие и за усердие назначен управляющим имения. Поездил с молодым графом по столицам, понял силу грамоты и стал рано учить Мишу. Сначала тот постигал ученость у ключника, а потом у священника в Белгороде.

На домашнем спектакле в усадьбе графа будущий артист впервые познакомился с театром. Содержание пьесы не понял, но был восхищен. «В тот вечер порешилась моя будущая судьба», - вспоминал он. Ему было тогда 7 лет.

Божье провидение благоприятствовало Мише. В уездном училище, в Судже, Щепкин сыграл свою первую роль. То была комедия Сумарокова «Вздорщица». Спектакль, сыгранный детьми, стал сенсацией в городе.

«Сначала я как будто струсил, - вспоминал актер, - но потом был в таком чаду, что мне все казалось сном». Он проговаривал роль слуги Розмарина с такой быстротой, что все удивлялись. На представлении присутствовал сам городничий, который остался весьма доволен. «Лихо», - подавал он реплики, а после спектакля подарил рубль медью на всех и большой пряник. Поцеловал артистов, а Мише, сообразно его крепостному званию, позволил чмокнуть себя в руку, прибавив: «Добрый слуга будешь барину».

Подневольная жизнь, конечно, оставила горечь в душе ребенка. В Курске, в гимназии, где Миша продолжал образование, ему не разрешили учить французский язык. Таково было высочайшее повеление, касающееся только детей крепостных. Но учился он прекрасно, много читал. В доме графа занимал необычное положение: был чем-то вроде домашнего секретаря, а позднее – помощником землемера. И, конечно, участвовал в домашних спектаклях графа. Зиму тот проводил в Курске, куда брал и Мишу. Паренек постоянно посещал Курский театр, который принадлежал бывшим крепостным Барсовым, иногда помогал суфлеру.

И наконец – вот он, счастливый случай, столь частый в судьбе актеров! Запил артист, играющий одну из главных ролей. А спектакль тот был бенефисом известной актрисы. Щепкин, знавший «назубок» роли в этой незамысловатой французской пьесе, отважился предложить себя. Ему «сделал испытание сам Барсов», посоветовал читать не так быстро. Этого дня Щепкин никогда не забудет: «Ему я обязан всем, всем…»

Граф разрешил юноше играть у Барсовых: ему льстила популярность его «человека». Щепкин считался лучшим актером в труппе и получал наибольшее жалованье. В эти годы произошла и другая перемена в его жизни.

На портрете, написанном самим Тропининым, - большеглазая красавица Елена Дмитриевна Щепкина, жена великого актера. Необычна ее судьба. В 1791 году во время войны с Турцией русские солдаты нашли в одном из домов младенца. Генерал Чаликов взял турецкую девочку в семью, воспитывал наравне со своими детьми. Щепкин и юная красавица полюбили друг друга. А она, дав согласие на брак, даже не знала, что жених – крепостной. Но и узнав, не изменила слову. Ведь выйдя замуж за раба, сама становилась рабой… Но их брак оказался счастливым.

Щепкин уже популярен в провинции. Малороссийский генерал-губернатор князь Репнин приглашает труппу в Полтаву, где находится его резиденция. Одно имя Щепкина на афишах увеличивает сборы, он любимец публики. И – крепостной. И почитатели Щепкина решают его выкупить. Вдова Волькенштейна требует 8000 рублей. Пущен подписной лист, деньги собирают во многих городах. Князь Сергей Волконский в генеральском мундире, при орденах, обходит с подписным листом купцов, приехавших на ярмарку. Собрано 5500 рублей. Репнин доложил свои, и на исходе 1818 года Щепкин получил извещение: «Купчая крепость готова и выслана в Полтаву».

Купчая? Оказалось, Репнин не выкупил, а купил Щепкина. И пока тот не выплатит недостающую сумму, он – собственность Репнина… Только через три года Щепкин получил вольную на себя, жену и троих детей.

О нем уже шла слава, как об актере, играющем «с необычайной естественностью», невиданное качество в то время. Вот как рассказывает об этом сам Щепкин: «Превосходство игры видели в том, что никто не говорил своим голосом. Слова произносились как можно громче, и почти каждое слово сопровождалось жестами… Слова «любовь», «страсть», «измена» выкрикивались так громко, как только доставало силы в человеке. Со сцены принято было уходить с поднятой вверх рукой…»

В Туле Щепкина увидел Загоскин, помощник управляющего императорским московским театром Кокошкина, и сразу послал депешу в Москву: «Актер – чудо-юдо, но просит много денег, ссылаясь на свое большое семейство». Кокошкин отвечал: «Ничего не жалей, все, что требует, давай, только не упусти сокола и вези скорее ко мне».

«Соколу» было 35 лет, когда он пришел в Малый театр. Кругленький, благообразный, и рост ниже среднего. Но кто об этом вспоминал, когда Щепкин выходил на сцену! С его приходом в театре утвердились простота и естественность актерской игры. Он первым в театре стал «нетеатральным». Современники называли его «Пушкиным русской сцены». Но и труппа в Малом была сильнейшая: блистали трагик Мочалов, Савицкая, Самарин…

Театр в Москве долгое время находился в руках иностранной антрепризы. Но в начале 30-х годов появляются, наконец, русские пьесы и полноценные переводы Мольера, Бомарше. Щепкин блещет в ролях Бартоло, играет отца Земфиры, скупого рыцаря. Но его настоящим триумфом стала роль Фамусова в «Горе от ума». В 1831 году в доме Аксаковых Михаил Семенович встретился с Гоголем. И – стал актером Гоголя. «Женитьба» уже была предназначена для бенефиса Щепкина. Но не превосходно сыгранная актером роль Подколесина стала решающей в его сценической судьбе, а роль городничего в «Ревизоре». Долго он оттачивал ее, наконец, требовательнейший Гоголь сказал: «Вы теперь можете царствовать в вашей роли».

Малый театр гремел от рукоплесканий, зрители неистовствовали. И только один человек всегда оставался недоволен игрой Щепкина – это сам Щепкин. И даже в зените славы он благоговейно относился к каждой роли, пусть и игравшейся в сотый раз, твердил ее всюду. С. Аксаков говорил, что голос у Щепкина был от рождения жидкий, но он так выработал его, что и шепот актера слышали на галерке.

Но было нечто особое в его исполнении. И это уже – от Бога. Тот же С. Аксаков писал, что искусство Щепкина «состоит преимущественно в огне, которым он загорается на сцене».
В жизни, в быту это был милейший человек. В семье его жили одинокая сестра покойного актера Мочалова, дети покойного друга Барсова, будущая актриса Федотова. Жена его привечала и стариков, и сирот. Он пережил нежно любимую жену…

Михаил Щепкин далек был от всякого вмешательства в политику, что не мешало ему оставаться честным в высоком смысле этого слова.

Летом 1863 года, получив пособие на лечение, Щепкин поехал в Крым. В Ялте его усадили в щегольскую коляску и повезли во дворец к Воронцовым. Здесь разыгрался трагический эпилог. Не дав Михаилу Семеновичу отдохнуть с дороги, его заставили читать перед гостями отрывки из «Мертвых душ». Ночью ему стало плохо. Воронцовы не могли допустить, чтобы старик умер в их дворце. Они уже не думали о приличиях: больного Щепкина усадили в ту же коляску и срочно отвезли в Ялту. Его поместили в одной из комнат ялтинской прогимназии. Здесь давался бал, и над головой умирающего всю ночь гремела музыка...

К утру началась агония. «Скорей, скорей, одеваться, к Гоголю!» - задыхаясь, просил он. «Гоголь давно умер», – отвечали ему. Тогда он отвернулся лицом к стене и заснул навеки…
Это было 11 августа 1863 года. Тело великого актера перевезли в мебельном ящике в Москву. Похоронили Михаила Щепкина на Пятницком кладбище…

Маргарита ЛОМУНОВА           Журнал "60 лет - не возраст"

Комментарии к статье
  • Диана
    erikovna@mail.ru
    >>> (а почему? Не очень понятно. Его кто-то продал?)

    Это значит, что его записали в крепостные при очередной переписи ("ревизии").

Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг






















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.