Rambler's Top100



Несгибаемая Франческа Гааль

Несгибаемая Франческа Гааль

Франческу Гааль обожали в СССР. До войны в кинотеатрах показывали несколько музыкальных комедий, где эта актриса играла дерзких девчонок, способных постоять за себя, и где она пела нежным голоском… Самой популярной была комедия «Петер». Но о том, что случилось с Франческой в войну и после, у нас не знали…

Я часто расспрашивала свою бабушку о ее детстве и юности. Мне было интересно все – в какие игрушки тогда играли, какие платья носили, под какую музыку танцевали, как было принято ухаживать за девушками… Но особенно меня интересовало, что читали и какое кино смотрели.

У бабушки в подростковом возрасте было два любимых фильма: «Цирк» с Любовью Орловой и «Петер» с Франческой Гааль. И если «Цирк» я, разумеется, имела возможность посмотреть по телевизору, то о «Петере» знала только от бабушки… И удивлялась: как же эта история может быть комедией?  Мне представлялся совершенно не смешным сюжет о том, как двух бедняков, дедушку и внучку, выгнали на улицу за неуплату жилья, как беглый преступник украл у девушки последнее платье и она вынуждена была переодеться в его поношенный костюм, как ее приняли за мальчишку и стали доверять тяжелую, мужскую, но все же оплачиваемую работу, и как она влюбилась в доброго доктора, и пыталась помочь ему заработать на жизнь, «поставляя» пациентов, которым метко наставляла синяки с помощью вишневых косточек…

Уже учась во ВГИКе, я, конечно же, посмотрела «Петера» и тогда поняла, что в этой и ей подобных комедиях сюжет не имел никакого значения. Потому что это был фильм под определенную актрису – под Франческу Гааль, нежную западноевропейскую травести, которая до зрелых лет играла девчонок. Маленький рост, изящество, хрупкость, детские черты лица, сияющие глаза… Золушка! Дюймовочка! Поискав информацию, я обнаружила даже заметку – кажется, из «Советского экрана», — где утверждалось, что Франческа Гааль умерла после войны от пережитого голода и потрясений.

Когда появилась возможность искать в западных источниках, я повторила попытку, и тогда узнала, каким отважным воробышком была эта Франческа Гааль. Смелым, сильным и стойким. Возможно, кто-то из наших читателей помнит ее фильмы. Ведь когда-то она была одной из любимейших иностранных кинозвезд в СССР.

На самом деле звали ее Фанни Зильверич. Она родилась 1 февраля 1904 года в Будапеште, в Австро-Венгерской империи, в еврейской семье. С детства грезила театром, а родителей пугала сама мысль о том, что дочка будет «плясать на сцене». В 13 лет ее хотели отдать замуж, но она воспротивилась. И год спустя, солгав приемной комиссии, будто ей уже исполнилось 18 лет, поступила в Будапештскую театральную академию. Откуда еще через год была отчислена за прогулы. Тогда Фанни надела свое лучшее платье и просто пришла на киностудию… С пятнадцати лет она начала сниматься, но настоящий успех пришел, лишь когда появилось звуковое кино: у Фанни Зильверич, взявшей себе австрийский псевдоним Франческа Гааль, оказался чудесный голос. И славу ей принесли именно роли в музыкальных комедиях.

В 1931 году Франческа познакомилась с кинопродюсером Джо Пастернаком: в будущем – великим, а пока еще – молодым. Но у него было врожденное чутье на звезд. А еще он любил брать под опеку очень юных и хорошеньких девушек. Джо был несколько разочарован, когда узнал, что Франческе уже исполнилось целых двадцать семь лет. Но выглядела она на пятнадцать, и Джо начал делать из нее звезду, одновременно с этим сделав Франческу своей любовницей.

В 1932 году, благодаря хлопотам Пастернака, Франческа Гааль подписала контракт с немецкой киностудией «УФА» и целый год снималась буквально безостановочно, сделавшись кумиром зрителей в Австрии, Германии и Венгрии. А в 1933 году ее уволили со студии – актриса не пыталась скрывать свое происхождение. Ее продюсер, Джо Пастернак, посоветовал Франческе как можно скорее покинуть Германию. Они вернулись в Австрию, где молодая актриса продолжала весьма плодотворно работать. С 1933 по 1937 год Гааль снялась в своих лучших фильмах, и везде – в ролях девочек-подростков: «Чиби, забавная девчонка», «Скандал в Будапеште», «Маленькая мама» и, конечно же, «Петер». Отныне ее слава не знала границ. Голосок Франчески Гааль звучал в темноте кинотеатров по всей Европе, в США и в СССР. Семнадцатилетнюю Еву в «Петере» Франческа играла, когда ей исполнилось тридцать… Но она все еще выглядела девочкой, у нее был звенящий голос, и в сцене с танго она танцевала мужскую партию с чудесной грацией и комической страстью.

В 1934 году Франческа вышла замуж за юриста Франсиса Дайковича. Пастернак не пытался препятствовать и даже не ревновал: как любовница Франческа уже потеряла для него привлекательность. Она интересовала его только как актриса, приносящая неплохую прибыль. О супружеской жизни Франчески и Франсиса известно мало. Только то, что детей у них не было: за внешнюю миниатюрность и «долгоиграющую» молодость актрисе пришлось заплатить природе женским нездоровьем – она не могла забеременеть.

В 1938 году Австрия присоединилась к Третьему рейху. И Джо Пастернак предложил Франческе вместе с ее супругом уехать в США. В Голливуде милая крошка с немецким акцентом снялась в роли Гретхен в фильме знаменитого режиссера Сесила Де Милля «Пират», потом – в нескольких менее значительных фильмах, попытала свои силы в бродвейских мюзиклах. Немецкий акцент портил все: столько ролей немок не находилось, особенно если учесть, что уже шла война и немцы успели подпортить себе репутацию. Франческе поступало все меньше предложений. Конечно, немецкую актрису могла озвучивать и американка, но к тому времени Джо Пастернак расторгнул с Франческой договор, став продюсером юной, подающей большие надежды актрисы Дины Дурбин. Последним фильмом Франчески стал «Медовый месяц в Париже», снятый в 1939 году.

А между тем из Европы приходили пугающие слухи. Франческа решила вернуться и позаботиться о своей семье, оставшейся в Венгрии. Супруг ее предпочел бедствовать в Америке, но не рисковать.

Но в США не знали, насколько плохи были дела у европейских евреев! Оказавшись в Будапеште в 1940 году, Франческа почти сразу же из популярной актрисы превратилась в беглянку, скрывающуюся от гестапо. Актрису прятали друзья, а она упорно искала своих родителей. И нашла. Какие-то добрые и героические люди, которых было немало на оккупированных немцами территориях, скрывали в своем подвале старых Зильверичей и еще нескольких стариков-евреев, вовремя не успевших покинуть Будапешт.

Франческа поселилась в том же подвале и все свое существование посвятила уходу за стариками. Смысл жизни для нее теперь сводился к тому, чтобы облегчить им страдания от жизни в темноте, духоте и голоде. К концу войны в живых в том подвале осталась она одна…  Когда, после освобождения советскими войсками Будапешта, Франческа смогла выйти на поверхность, она выглядела маленькой старушкой: истощенная, почти ослепшая от постоянного пребывания в темноте, страдающая мучительной бессонницей.

Казалось, ей оставалось только доживать. Но тут Франческу Гааль – звезду, которую считали погибшей в немецком лагере смерти! – обнаружили среди живых, и пригласили сниматься в кино… И хотя фильм «Рене VII» так и не был закончен, Франческа снова обрела радость жизни. Массаж лица, упорные занятия гимнастикой, уроки с учителем пения – актриса пыталась вернуть себе юность, гибкость и голос, и в какой-то мере ей это удалось.

В Венгрии у нее не оставалось ничего, кроме страшных воспоминаний, и Франческа решилась снова штурмовать Америку. Но она уже не мечтала о кино: свои чаяния актриса сосредоточила на Бродвее. Ей даже удалось получить роль в мюзикле. Она встретилась с Франсисом Дайковичем, и оказалось, что между ними еще не все отгорело…

Они снова стали мужем и женой. Пара жила в Нью-Йорке: Дайкович работал в юридической фирме, Франческа играла на сцене, а потом, расставшись с профессией актрисы, с удовольствием переквалифицировалась в домохозяйку. Франсис умер в 1965 году. Франческа – 2 января 1973 года.

Смерть Франчески Гааль осталась в США почти незамеченной – звездой она была слишком давно и слишком далеко… В нашей же стране «Петера» помнят до сих пор.

Елена ПРОКОФЬЕВА        Журнал «60 лет – не возраст»  

 

Комментарии к статье
  • Владимир Байков
    vbaykov@mail.ru
    Смотрите Франческу Гааль в культовом фильме "Петер". Песню эту распевали по радио, НО только в русском переводе:
    Танцуй тангО
    Мне так легко.

    So schön bist Du..
    А вот эта мелодия и танец в оригинале:
    http://www.youtube.com/watch?v=WAdZVp2LUuc

Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг



















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.