Rambler's Top100



Чудо новокузнецкой матрёшки

Чудо новокузнецкой матрёшки
Много людей после выхода на пенсию словно обретают крылья за спиной, получают новую желанную профессию, радующую душу и сердце. Так произошло с жительницами Новокузнецка, которые, восхищаясь прелестными матрёшками, созданными в их родном городе, сами стали настоящими мастерицами
 
Эти удивительные матрешки «родились» в Новокузнецке в 1993 году в Товариществе художников и мастеров народных промыслов «Творчество». Придумала их Маргарита Леонидовна Даутова, архитектор по профессии и художник по призванию, а воплотила её идеи в жизнь директор ООО «Творчество», в прошлом искусствовед Людмила Ивановна Бендас.
 
Совершенно иной облик традиционной игрушки поначалу был встречен скептически – с одной стороны, рынок переполнен матрёшками, а с другой – отступление от канона искусствоведами воспринималось как некий китч. Тем не менее, за двадцать лет в Новокузнецке не только не перестали изготавливать свои матрёшки, но и наладили производство, создав десятки разнообразных моделей. Что же такое сделала Маргарита Леонидовна с «неприкасаемым эталоном», если это позволило ей растопить сердца людей и завоевать рынок?
 
– У меня, как у искусствоведа, – вспоминает Л.И.Бендас, – не было желания «плодить» традиционных матрёшек. Но, когда я посмотрела, что делает Маргарита, мне стало интересно. Её матрёшки были живые.
Чтобы понять это выражение «живые», надо сравнить типичную матрёшку с «Кузнечанкой». Первая традиционно статична – неподвижны лицо, руки, одежда. Правда, в этом есть свой резон – внимание переключается на декор, который, в данном случае, играет главную роль. А вот каждая новокузнецкая матрешка имеет свой «характер» – она подвижна, непринуждённа, при этом исчезает чопорная красивость и появляется очарование непосредственности.
 
На первое место выходит лицо с многообразной гаммой чувств, а также руки – они всегда в ином движении, как бы подыгрывают изменениям выражения лица. А на фартучке новой матрёшки появляются то сказки, то детские «потешки», то архитектурные виды города, то сюжетные лубочные картинки.
 
Чтобы лучше понять это, всех новокузнецких матрёшек можно условно поделить на несколько групп.
 
Вот «матрёшка-образ». Здесь играет роль каждая мелочь: и форма заготовки, и выражение лица, и положение рук, и костюм, и цветовая гамма. Например, «Провинциалка» – это девочка, взирающая на мир доверчиво и удивлённо, принимающая его радостно и открыто, а «Семёновна» – крепко сбитая тётушка, готовая и частушку пропеть, и в пляс пуститься.
 
Вот группа так называемых игровых матрёшек. Общаясь с такой матрёшкой, ребёнок не только забавляется, но и получает определённые знания – у него лучше развивается речь, творческое мышление, внимание. Матрёшка учит различать добро и зло, воспитывает любовь к людям и животным. На их фартучках написаны тексты: сказки, былины, поговорки, пословицы, скороговорки, детские песенки, стихи,
 
Вот серия «Бабушкины ладушки». Матрёшка – милая, добрая старушка, забавляющая внуков народными потешками, которые и ей когда-то рассказывала такая же умудрённая жизнью бабушка. На фартуке картинки на темы прибауток. Они развлекут ребёнка, оживят его воображение, помогут вспомнить любимые сказки.
 
Есть и матрешки-«настроения». Игрушки этой группы передают самые разные чувства и переживания – от безутешной печали до неудержимой радости. Главное внимание здесь уделено лицу и положению рук. Декор же отходит на второй план. Он значительно скромнее, чем на матрешках-сувенирах.
 
Серия сувенирных матрешек предназначена, в основном, для гостей города. У них спокойное, торжественное лицо, богато декорированный платок, передник с применением золотой, серебряной и перламутровой красок, на фартучке изображены архитектурные достопримечательности Новокузнецка.
А ещё есть сюжетные матрешки, представленные в двух вариантах. В первом – сама матрёшка является действующим лицом изображаемого сюжета. Во втором – сюжет размещается на фартуке, а сама матрёшка как бы наблюдает за происходящим.
 
Вот, к примеру, десятиместная матрешка «Посиделки». Главным действующим лицом здесь является гармонист, весёлый, добродушный, симпатичный «первый парень на деревне». Остальные персонажи заняты кто чем: кто лузгает семечки, кто самозабвенно поёт, кто жуёт бублик, а кто… влюбляется…
 
Понятно, что без талантливых, преданных своему делу художников эти разнообразные и оригинальные изделия никогда бы не появились. Но появиться мало. Надо ещё и выжить. Художников, чтобы они творили, нужно поддерживать, причём не только материально, но и морально, укрепляя их убеждённость в правильности того, что делают.
 
Тем более, что противников у новой матрёшки было немало. И, если бы не директор предприятия «Творчество» Людмила Ивановна Бендас, кто знает, как бы всё повернулось. Людмила Ивановна поддерживала автора Даутову в её фантазиях и отстаивала на многочисленных художественных советах. С другой стороны, в любом деле на одного творца должно быть не менее десятка способных исполнителей.
 
В итоге за 20 лет через новокузнецкое объединение «Творчество» прошло более двухсот человек разных возрастов, немало пожилых людей, получивших здесь полезные навыки рукоделия и азы нового для них мастерства. Более тридцати человек остались в этом промысле, и сейчас трудятся над изготовлением уникальных матрёшек.
 
Глядя на кузнечанскую матрёшку, люди улыбаются, им становится легче на душе. Может быть, потому, что матрешка – символ доброго женского начала. Румяная улыбчивая продавщица, официантка, парикмахер, нянечка в детском саду, дворничиха, почтальонша, диспетчер ЖЭКа… как нам не хватает таких игрушек в нашей обыденной жизни.
 
Матрёшка со спрятанными внутри себя своими копиями даже в единственном экземпляре представляет собой коллектив, и это тоже неосознанно воспринимается каждым человеком. Глядя на нас, она улыбается, и нам улыбаются все пять, семь или десять её копий. Она рада нам, любит нас, готова помочь. Это символ улыбчивого, доброжелательного человечества, которое повернуто к нам своей солнечной стороной и ждёт от нас такого же простодушного тёплого приёма.
 
Наконец, матрешка – символ чуда, которое всю жизнь, до старости теплится в каждом из нас. Что там скрывается внутри матрёшки? Что в следующей? Что дальше? Что в самой маленькой? Ведь самые серьёзные взрослые – те же дети, продолжающие играть в разные игры.
 
Герман АРУТЮНОВ              Журнал "60 лет - не возраст"
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг



















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.