Rambler's Top100



Жостовская роспись

Жостовская роспись

Эти знакомые всем вещи есть, пожалуй, в каждом доме. Они не только полезны в хозяйстве, но и очень красивы. Конечно, вы догадались – речь пойдет о знаменитых жостовских подносах.

Из истории промысла
Жостово – небольшая старинная деревня около Москвы. И хотя живут в ней всего полтысячи жителей, место это известно во всем мире. Именно здесь производятся жостовские подносы, и само название деревни, Жостово, укрепилось за всем промыслом.

История возникновения производства подносов довольна интересна. Не все знают, что связана она с другим известным художественным промыслом – лаковой миниатюрой Федоскино. Еще в конце XVIII века в селе Федоскино Троицкой волости купец Лукутин организовал производство изделий из папье-маше, которые украшались лаковой миниатюрой – здесь образовалась целая мануфактура.

Наряду с табакерками и другими небольшими предметами – портсигарами, кошельками, коробочками, – в отдельных мастерских стали изготавливаться и подносы – овальные, круглые, довольно скромно украшенные, чаще всего лишь золотыми бордюрами.
Как известно, Жостово и Федоскино сейчас находятся на разных берегах канала им. Москвы, а в старину, когда никакого канала здесь и в помине не было, дорога между деревнями в 7 км преодолевалась на лошадях примерно за час.

Филипп Никитич Вишняков, крепостной крестьянин графа Шереметьева  из деревни Жостово, работал в Федоскино при местной мануфактуре. И хотя был он просто возчиком, отличался необычайной сметливостью. Быстро освоил особенности производства лакированных шкатулочек, а вскоре открыл и свою так называемую «лакерную» мастерскую. Продавал Вишняков товар в Москве, где вскоре и поселился, открыв здесь свою лавку. Но Жостово не оставлял своей заботой – там теперь распоряжался его брат, а затем подросший сын Осип. Производство их так и называлось: «Заведение братьев Вишняковыхъ съ сыновьями Московскаго Уъезда въ Селъ Жостово». Выпускали кроме шкатулок различные вещицы – портсигары, табакерки, конфетницы. Потихоньку стали изготавливать из папье-маше и подносы.

А в 1825 году уже сын Филиппа – Осип Филиппович – открыл собственную мастерскую, в прейскуранте которой значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.»

Заметили? Подносы теперь – «лакированные металлические». Откуда появилась идея изготавливать эти предметы из металла?

Говорят, на одной торговой ярмарке Осип Филиппович встретил конкурентов-уральцев, успешно торговавших металлическими расписными подносами. Унаследовав деловую смекалку от отца, Осип Филиппович быстро выяснил конъюнктуру рынка и решил перейти с производства изделий из папье-маше на железные подносы. Вот только роспись на своих подносах, в отличие от уральской одномазковой, он сделал совсем другой. Теперь жостовские подносы, став яркими и красочными, имея металлическую прочность, сохраняли и свой роскошный лаковый вид.

Но монополия на производство подносов у семейства Вишняковых через какое-то время закончилась. После отмены крепостного права некоторые предприимчивые деревенские соседи по примеру Вишнякова тоже стали открывать у себя в домах «лакерные» подносные мастерские, благо что товар их пользовался необычайным успехом. Дело процветало, причем не только в Жостово, но и в Осташково, Хлебниково и других деревнях Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области).

Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие поделки из папье-маше. Москва находилась рядом – у промысла был постоянный рынок сбыта. Мастера обходились без посредничества скупщиков. Продав в Москве свой товар, жостовцы приобретали здесь же все необходимые для производства материалы.

Все мастерские в Жостово были семейными, и опыт передавался от отца к сыну – детей активно привлекали к ремеслу. Использовали и наемный труд, некоторые работники трудились по 14 часов в сутки, а накануне ярмарок и того больше. Но все условия работы заранее оговаривались и неуклонно исполнялись работодателями. Почитайте любопытную выдержку из договора тех лет: «...Я, Угаров, к нему, Вишнякову, поставил на подносное заведение двух своих сыновей — Дмитрия и Андрея Ивановых, ценою 1-му семь рублей, а 2-му четыре рубля 50 копеек в месяц».

Прослеживая дальнейшую историю промысла, нельзя не упомянуть, что в 1910-е годы жостовский промысел переживал кризис. Спрос на подносы резко упал, в результате сокращалось и производство. И лишь 1920-е годы, когда наблюдался подъем народного искусства и повсеместно возрождались артели, Жостово стало оживать. В 1928 году все мастерские объединились в одну организацию – «Металлоподнос». А с 1960-х годов это Жостовская фабрика декоративной росписи, которая работает до сих пор.

Стиль Жостова
Жостовские подносы изготавливаются из тонкой кровельной стали, на которую наносятся несколько слоев масляной краски, как правило, черной. После этого поднос расписывается вручную.

Конечно, в росписи подносов была заимствована прежде всего миниатюрная живопись изделий из папье-маше – это и пейзажи, и тройки лошадей, и цветы. К середине XIX века такие сюжет были закреплены как общепринятый промысловый канон.

Пейзажную роспись жостовских подносов можно узнать по декоративной условности изображения и в то же время по сказочному мироощущению. В свое время это было новое художественное направление, воспринятое как истинно русский стиль.
Для жостовской росписи характерны так называемые ландшафты – лубочная интерпретация романтических пейзажей. Это обычно виды с экзотическими замками и руинами на фоне водоемов, причудливых холмов и скал.

В сюжетных росписях встречаются колоритные сценки из русской народной жизни: мчащиеся тройки, плетение лаптей в крестьянской семье, чаепития с самоваром в центре стола.
Но самым распространенным видом жостовской росписи, пожалуй, является букет. Чаще всего композиция такая: в центре крупный бутон, по бокам – мелкие. Самый любимый жостовский цветок – роза. У жостовцев розы всегда яркие, крупные, сочные. Встречаются также тюльпаны, маки, георгины и более скромные цветы – ландыши, анютины глазки. Букет из скромных цветов, как правило, окружается цветочками помельче, словно связанными небольшими веточками и листочками. Художник может нарисовать и яблоки, груши, сливу, землянику, шиповник.

Каждый букет садовых и полевых цветов мастерски вписан в форму подноса. В зависимости от расположения букетов мастера называют композиции «Букет собранный», «Букет в раскидку». Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. И при этом ни один букет не повторяется!

Конечно, колорит подносов со временем изменился. И теперь, кроме черного фона, встречаются и цветные. Современные мастера разрабатывают интересные тональные решения – букеты в зеленой и синей гамме, красные розы на красном же фоне.

Не случайно о жостовском букете говорят: «Разные по формам, но одинаковые по душе цветы». В лучших жостовских работах цветы действительно словно имеют живую душу.

О мастерах
Мастера из Жостова пишут исключительно по воображению – образцов нет. Зато есть правила, передаваемые из поколения в поколение, связанные с целым рядом очень прочных жостовских традиций. Азам росписи здесь начинают обучаться с детства, и лишь годам к семнадцати молодой мастер овладевает всеми приемами кистевого письма. Оно удивительно гармоничным образом совмещает в себе все оттенки цветов – красного, желтого, голубого, синего, зеленого, фиолетового. И в результате получается такое мощное многоцветье, что глаз не оторвать!

Работы мастеров выдержаны в традиционном стиле, но каждая несет свое прочтение. Подносы, расписанные лучшими художниками, вызывают подлинное восхищение, как, например, «Павлин» и  «Букет» И.Л.Юрасовой, «Тюльпаны» П.А. Ковалкина, «День рождения» и «Шиповник» Е.В. Мешковой, «Коварство и любовь», «Золотые дни» С.А. Филиппова, «Поднос русалки» и «Синяя птица» Н.А.Фроловой, а еще работы Н.Н.Антипова, Т.В. Агеевой, Т.В.Куракиной, Т.Н.Шолоховой и других художников — в короткой статье их трудно перечислить.

Высокий художественно-эстетический уровень изделий жостовцев во многом объясняется тем, что ни одно из них не выходит за пределы предприятия без внимательного рассмотрения заслуженным художником России Михаилом Викторовичем Лебедевым, который является главным художником фабрики. Ему и его трудолюбивым, влюбленным в свое искусство коллегам мы и должны быть благодарны за чудесные работы, в которых переплетаются реальность и сказочность и живет истинная красота.

    Лариса ПАВЛОВА         Журнал "60 лет - не возраст"

В 2013 году была с группой ветеранов на экскурсии в Жостово, где изготавливают и расписывают подносы. Советую всем побывать там.

Интересная история ремесла. Местные художники в отдельной комнате
устраивают мастер-классы. Каждому дают маленький поднос, кисти, краски, чтобы самому изобразить что-то. 

Поднос подписывается автором. Оставляют их для обжига. А когда они будут готовы, дарят на память. У меня такой поднос есть.

Людмила ГОРДЕЕВА

 

     

     

     

     

     

     

     

 

 

 

*   *   *

Вниманию начинающих вебмастеров!

Услуги по продвижению сайтов в наши дни предлагают квалифицированные специалисты. Могут даже выполнить продвижение сайта в топ 10. В таком случае у вас будет достаточно посетителей, чтобы начать зарабатывать самостоятельно. Привлечение целевой аудитории - дело необходимое. Без этого важного процесса сайт будет бесполезной кометой в интернет-пространстве.

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг






















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.