Rambler's Top100


Как пережить утрату?

Как пережить утрату?

Терять близкого человека всегда тяжело, но, к сожалению, это неизбежно. Как смириться с его уходом и облегчить свою боль? Как помочь человеку, пропавшему в такую непростую ситуацию? Что нужно делать, чтобы принести ему хоть небольшое облегчение? Давайте поговорим об этом

Облегчить скорбь

Человек, потерявший близкого, становится крайне ранимым и уязвимым, даже если он старается не показывать, как ему тяжело, и держаться молодцом на людях. Но тем, кто с ним близко соприкасается дома и на работе следует знать, что любая неловкость с их стороны, даже когда они хотят искренне выразить соболезнование, способна дать обратный эффект – усугубить боль утраты.

Главный принцип общения в такой ситуации – исходить из душевных особенностей человека. Надо понимать, что все люди разные: одному станет легче, если его пожалеют, но это больше касается людей открытых; сдержанным и немногословным лучше не напоминать о потере, достаточно дать понять, что вы рядом и вами можно располагать. Отправляясь в дом, где случилась беда, не посчитайте за труд разузнать о душевном состоянии человека у его родных и общих знакомых и в дальнейшем действуйте сообразно полученной информации.

Смерть обычно влечет за собой проблемы организационного и материального характера. Так что человек, скорее всего, нуждается в помощи именно такого характера. Если у вас есть силы и возможность помочь решить эти проблемы, не стесняйтесь предложить свою помощь. Впрочем, вы можете даже ничего не предлагать, – человек в горе находится в замешательстве, – начните помогать делом молча. В такой ситуации инициатива отнюдь не наказуема.

Близким друзьям надо выражать соболезнование лично, можно даже не ожидать приглашения в дом. Но если вы стесняетесь, позвоните, но не ждите, что вас позовут, а лишь сообщите, что вы знаете о случившемся и спешите прийти разделить беду.

Человек, потерявший близкого, может избегать общества. Но все равно он не должен чувствовать себя одиноким и брошенным. Если вы имеете дело с личностью такого склада, даже при беглом общении психотерапевтический смысл может возыметь следующая фраза: «Мы понимаем, как вам тяжело»… И не обижайтесь, если вас встретили не очень радушно или ответили по телефону недостаточно учтиво…

При человеке, которого недавно постигла боль утраты, лучше не говорить шутливо-весёлым тоном, не делиться впечатлениями о дорогом заграничном турне или дискотеке. Пока он не пережил горе, будьте сдержаннее, рассказывая и о собственных успехах.

Если вы заметите, что и по прошествии, как вам кажется, долгого времени человек все ещё остается неутешным, не надо советовать ему держать себя в руках или говорить, что все равно случившегося не изменить. Во-первых, он знает это и без вас, а во-вторых, такие назидания часто воспринимаются как чтение морали и ничего, кроме раздражения и ухода в себя не вызывают. Поэтому, если вы скажете нечто подобное, человек замкнётся в себе и будет оплакивать потерю дольше, а вас, возможно, вычеркнет из разряда близких людей…

Если вы находитесь далеко от дома, где произошло несчастье, соболезнования в письменном виде – письмом или телеграммой – правила этикета предписывают выражать в течение десяти дней после кончины. На полученное сочувствие вам могут ответить благодарственным письмом. Однако на ответное молчание не стоит обижаться: оно может быть продиктовано отнюдь не невниманием к вам, а тяжёлым угнетённым состоянием скорбящего…

Помните, что на похороны не приглашают. Даже очень дальние могут прийти по собственной инициативе.

К несчастью, мы подчас смотрим на процесс выражения соболезнования прагматично: помочь ничем нельзя, значит не стоит тратить душевные силы на то, чтобы утешить человека. Но такая точка зрения не гуманна, так как любое, даже малое проявление милосердия, целительно: оно множит добро. Отсутствие же сопереживания распространяет отчуждение в наших отношениях.

Наедине с печалью

Ушедший от нас просто ушёл, а не исчез. Он и сейчас с нами, мы думаем о нём, значит, он присутствует среди нас самим своим существом. Многие ушедшие помогают нам даже больше тех, кто находится с нами рядом. А люди религиозные убеждены, что в будущем встретятся с умершим…

Горе утраты часто делает человека более углублённым, помогая серьёзно и правдиво почувствовать дух ушедшего. И если нет болезни, требующей вмешательства врача, то есть невыносимой душевной боли с нежеланием жить, успокоительных лекарств не требуется.

Важно почувствовать, понять своё уникальное отношение к умершему и к факту смерти вообще. Тогда горе переживётся смягчённее и просветлённее. Одухотворенные люди чувствуют какую-то особую таинственную торжественность в самом факте смерти: близкий, дорогой человек ушёл в вечность, и все мы рано или поздно будем там…

Что же, понимая это, нужно делать, чтобы пережить беду более естественно? Точнее, чем можно помочь себе, когда находишься наедине с печалью?

Дайте волю своим воспоминаниям об усопшем. Вспоминайте его как живого, делайте по возможности всё так, как он хотел бы, как будто он смотрит на вас. К примеру, поставьте на стол вазу, которая ему нравилась больше других, с его любимыми цветами. Побеседуйте с ним мысленно – расскажите, как дела дома и у него на работе, как всем не хватает его… Можете говорить вслух – так, как будто он вас слышит…

Традиционные правила этикета исключают какие бы то ни было светские мероприятия в течение сорока дней после кончины. Но можно не отказываться от визита к добрым друзьям, разделяющим ваше горе. Таких людей можно принять и у себя дома – это облегчит ваше горе.

Внутреннее напряжение снимает творчество

Творческое общение с литературой и искусством способствует снятию эмоционального напряжения. Творческое общение – это чтение таких книг, просмотр таких спектаклей и телепередач, слушание такой музыки, которые лучше помогают понять себя и даже могут подсказать, как жить дальше.

Можно читать, смотреть и слушать произведения, которые любил покойный. Но книги часто лечат созвучием: для того, чтобы они помогали в поиске смысла жизни и вдохновляли на добрые дела, необходим некий союз – созвучие – автора с читателем, когда читателю близка авторская позиция.

Но опыт помощи людям, потерявшим близких, показал, что им могут помочь отвлечься не только такие произведения, но и те, где любовь и природа описываются ярко, образно, чувственно. Такое эпикурейское начало заключает в себе проза Рабле, Дюма-отца, Гашека… Их книги буквально разжигают любовь к жизни и зарождают в душе здоровый оптимизм.

Смягчить внутреннее напряжение можно также, создавая собственные творческие произведения. Причём это может быть не только написание стихов, рассказов, картин, но и приготовление вкусных экзотических блюд и напитков, а также шитье, вышивание, вязание и т.д.

Ведь давно известно, что расстройства настроения лечит работа, а творческая – в особенности: она помогает осознанно строить себя, свою личность, то есть способствует духовному росту, а это помогает проникнуться таким мироощущением, которое играет роль психотерапии для пережившего горе – творчество залечивает душевные раны.

Целебной самопсихотерапии способствует и творческое погружение в прошлое. Рассматривая старые фотографии, душой переносишься в прошлое, начинаешь мечтать, фантазировать… Самовыражаясь таким образом, можно явственно почувствовать глубинную связь с покойным и другими ушедшими из жизни родственниками и не просто понимать умом, а ощущать всем своим естеством, что твоё появление в этом мире было неслучайным.

Но творчество заглушает боль утраты лишь частично, оно не нивелирует личностных переживаний. Однако оно способно прояснить индивидуальность каждого из нас и нашу духовную неповторимость, а это отчасти разряжает внутреннее напряжение, вызванное чьей-то смертью.

Спасительница-природа

Прекрасной целительницей является природа. Общение с ней порой помогает посмотреть на утрату примиряюще-философски. Одни умирают, другие рождаются – природа исподволь-ненавязчиво напоминает нам об этом и тем самым невольно способствует спокойному принятию факта смерти. Лес, поле, речка просветляют нас и оживляют примиряющее с потерей ощущение вечности. Находясь долго, к примеру, в лесу, наполняешься поистине волшебным естественным, природным спокойствием…

Исцеляется душа от печали под благотворным воздействием лесного воздуха, успокаивающего зелёного цвета листьев и хвойных иголок, благоговейной тишины, среди которой вдруг нежданно-негаданно раздастся звонкий птичий крик… На душе становится светлее при виде ясного голубого неба, солнца, проглядывающего сквозь вершины деревьев, и освещённой им свежей зелени. От созерцания этой красоты уходит напряжение и тоска, вызванные горем, улучшается настроение, появляются планы на будущее…

Лес просветляет душу тем сильнее, чем глубже вы понимаете, что вы часть этой красоты мироздания… Кроме того, проникаясь сознанием, что и вы когда-нибудь уйдёте в эту бесконечность природы, вы становитесь ближе к дорогому умершему человеку. И если уж пытаться смягчить боль утраты лекарствами, пусть это будут природные средства – валериана, пустырник, пион.

Общение с природой избавляет и от страха собственной смерти. Вот как писал об этом Бертольд Брехт:

Когда в белой больничной палате

Я проснулся под утро

И услышал пенье дрозда,

В этот момент стало мне ясно, что с недавней поры

Я утратил уже страх смерти. Ведь после неё никогда

Не будет мне плохо, поскольку

Не будет меня самого. И я радостно слушал

Пенье дрозда, которое будет,

Когда не будет меня.

А вот что пишет о смерти наш современник профессор психотерапевт Марк Бурно в одном из своих рассказов «Кленовые листья»: «Но умирать не страшно, если это, конечно, в своё положенное время, с чувством, что достаточно много сделал полезного для людей. В самом таком своевременном умирании есть прелесть, потому что освобождаешь людей от себя, уже износившегося, и одновременно остаёшься в людях, в человечестве своими прежними полезными делами, как и осенний лист. Он отработал… С помощью солнца превращал частицы воздуха в ткань, в строительное вещество дерева, из которого построены стволы, ветки…

Лист сгниёт в земле, превратится в перегной, в нужную землю, но он вместе со своими братьями строил дерево, понимаешь? Он фактически останется в дереве. Так и человек до своей смерти создаёт всякие ценности – дома, машины, книги, музыку, и потому не умирает в полном смысле, а остаётся в нас и с нами. Даже если он только читал книги и слушал музыку, но сам ничего не сочинял, он все равно остаётся, хотя бы тем, что своим вниманием к искусству, науке способствовал их развитию и кормил хлебом, одевал учёных и художников. В сущности, дерево – это вроде как бы человечество».

Так будем же едиными с нашей спасительницей природой.

 

10.03.14      Ирина ЛАПШИНА, психолог         Журнал «60 лет – не возраст» 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











 


 







        

Энергия жизни

























Бери коньки подмышку,

И марш - на каток!

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



С УЛЫБКОЙ...




 Яндекс цитирования   Рассылка 'Новости интернет-журнала для зрелых людей "Третий возраст"' Friend of WOTЦена 3vozrast.ru