Rambler's Top100



Нервный жор

Нервный жор

Доходы россиян снижаются, что не мешает гражданам наращивать потребление. Возможно, обществу стоит задуматься над своими действиями и начать вести себя более рационально.

Свежий обзор макроэкономической ситуации в стране, выпущенный Министерством экономического развития, фиксирует несколько необычную картину. Если верить экономическим чиновникам, на фоне довольно быстрого падения реальных располагаемых доходов население активно наращивает объем покупок в магазинах.

Реальные располагаемые доходы россиян в I квартале нынешнего года сократились на 2,4% по сравнению с тем же периодом годом ранее, причем в марте падение составило 6,8%. Если посмотреть на то, что происходило с доходами год назад, картина становится еще тревожнее. Тогда за I квартал доходы выросли на 5,6% по отношению к I кварталу 2012-го, а за март — и вовсе на 9,1%. Зато оборот розничной торговли в сопоставимых ценах растет как ни в чем не бывало, практически теми же темпами, что и год назад: 3,5% прибавки за I квартал по отношению к тому же периоду прошлого года, по сравнению с 4% для аналогичного показателя 2013-го.

Надо сказать, оба показателя — комплексные и довольно сложные для понимания, при их подсчете включаются и исключаются различные не очевидные на первый взгляд факторы. Это не просто «зарплата на руки» против «расходов в магазинах». Поэтому при колебаниях их значений на десятые доли процентного пункта и говорить было бы по большому счету не о чем. Но явно расходящаяся динамика реальных доходов и реальных расходов граждан выглядит несколько странно и требует какого-то объяснения.

Если предположить, что в представленных Минэкономики данных нет ошибки, то речь, вероятно, идет о временном явлении, которое можно назвать «нервный жор в макромасштабах». Многие из нас, наверное, испытывали такое: во время стресса возникает внезапное плохо контролируемое желание что-нибудь съесть, а ноги сами ведут к холодильнику, который через некоторое время оказывается опустошенным. В народе это явление еще называют «заедать стресс». Похожий процесс — антистрессовые покупки в магазинах, когда люди внезапно тратят едва ли не последние деньги на объективно ненужные вещи, зато начинают лучше себя чувствовать.

Есть ощущение, что с населением целой страны случилось что-то подобное. В экономике и политике происходят события, эмоционально затрагивающие даже тех, кто еще недавно «жил своей маленькой жизнью» и не интересовался новостями. То рубль упадет, то кто-то напророчит кризис, то патриотический подъем ударит по голове (позитивный стресс — тоже стресс), то на любимый сайт наложат запрет, то банк закроется.

Остаться в стороне от происходящего становится все сложнее, а реагировать на стресс спокойно и взвешенно умеют далеко не все. Магазин становится способом выпустить пар и, возможно, доказать (в том числе самому себе), что все не так плохо, как говорят вокруг. Другой вариант объяснения — люди разумно делают запасы, «пока не началось», — выглядит менее вероятным. Столь предусмотрительных граждан не так много, чтобы их покупки серьезно влияли на общеэкономические показатели.

Нервный жор, возможно, в состоянии на некоторое время успокоить человека. Но его последствия могут оказаться неприятными — и в финансовом плане, и с точки зрения здоровья. С обществом в целом все точно так же: бездумные траты на фоне сокращения доходов и торможения кредитования рано или поздно аукнутся необходимостью затягивать пояса и стыдом за свое недавнее поведение. Поэтому перед очередным «целебным» походом в магазин стоит подумать — так ли он необходим? Может быть, лучше найти более дешевый способ борьбы со стрессом? Говорят, от лишних волнений хорошо помогает холодный душ. Похоже, для российского общества он тоже не будет лишним.

 

08.03.12     Артем ЕЙСКОВ         Источник

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:






 

         
 






 

 

 

 

 






 







ТОГДА ВСЕ БЫЛИ МОЛОЖЕ...




 



Финансы






Остерегайтесь незначительных расходов; маленькая течь потопит большой корабль.

Бенджамин Франклин









 




Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru