Rambler's Top100



Прощаемся с Юрием Фокиным

Прощаемся с Юрием Фокиным

Юрий Фокин, известный тележурналист советского времени,  скончался в воскресенье в Москве. «Это безусловная потеря для телевизионного сообщества, потому что Юрий Фокин настоящая легенда отечественного телевидения, человек, который фактически начал информационное вещание в стране», — сказал президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев.

«Фокин был основателем и ведущим передачи "Эстафета новостей", которая была предтечей программы "Время", он вел прямые репортажи с запуска космических кораблей, о полете Юрия Гагарина, освещал многие события в жизни страны», — добавил он. «К сожалению, в последние годы у него было тяжелое заболевание. Это предсказанная, но все равно очень болезненная утрата», — отметил господин Сагалаев.

Юрий Фокин был действительно великим человеком. Пожалуй, больше всего к нему применимо прилагательное «первый», ведь именно он был первооткрывателем тележурналистики, - напоминает "Свободная пресса". Именно он первым взял интервью у Юрия Гагарина, первым вел прямой репортаж из промышленного цеха, был основателем и ведущим знаменитой передачи "Эстафета новостей"…

Александр Тихомиров, тележурналист: "Это был человек такой популярности, что когда он приезжал в города, его с оркестрами встречали на вокзалах".

Юрий Фокин родился 23 октября 1924 года в городе Новгород-Северский Черниговской области. После окончания МГИМО он три года работал на Всероссийском радио, а с 1951 года - на телевидении. Фокин был академиком Академии космонавтики имени Циолковского.

В конце июля 1957 года в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. К этому событию в столицу были доставлены шесть новых передвижных телевизионных станций, появлявшихся в ключевых точках общемосковского всенародного карнавального действия. На одной из точек работал Юрий Фокин. Вот как он вспоминает этот день:

— Солнце в тот день палило нещадно, день был очень жаркий. Тонваген стоял как раз под зданием универмага, и с крыши автомобиля открывалась неплохая панорама, а больше мне ничего и не нужно было. Я влез на свою наблюдательную площадку и огляделся. Вижу — на крыши домов взобралась уйма народа. Интересно, а что, и на нашем здании тоже? Посмотрел. И действительно увидел массу людей на крыше щербаковского универмага. И как только я подумал, что вот с этого хорошо бы и начать — увидел нечто удивительное: вдруг по зданию универмага змейкой побежала трещина, послышался скрежет. И тогда я совершенно инстинктивно, безо всяких размышлений прыгнул вниз.

Очнулся я заваленный обломками, штукатуркой и щебнем... Надо было успеть на продолжение репортажа в Лужники. Поймал милицейский мотоцикл, потом меня пересадили в автомобиль. Когда я появился в Лужниках, вид у меня, очевидно, был малопривлекательный. Костюм — в клочья, рубашка порвана, из ссадины на лбу сочилась кровь. В медпункте меня привели в порядок. И когда я поднялся минут через пятнадцать наверх, некоторые товарищи удивлялись, что я еще жив. Немецкое агентство ДПА уже успело оповестить, что советский комментатор Юрий Фокин погиб во время обвала, происшедшего из-за скопления людей на крыше щербаковского универмага. И вот как только фестивальное шествие приблизилось к стадиону, «покойник» заговорил.

И говорил он около полутора часов: мои коллеги-комментаторы просто не могли добраться до Лужников. Во время передачи меня три раза кололи шприцами, давали глотать какие-то медицинские снадобья, чтоб поддержать силы. Как я справился со своей задачей, как вел репортаж, мне судить трудно. Но, во всяком случае, телезрители Москвы и Киева (это был первый репортаж, который передавался через самолет-ретранслятор на Киев) услышали и увидели передачу.

Уже в 60-е годы имя Фокина было овеяно всенародной славой. Он объездил весь мир, брал интервью у президентов и королей, рассказывал о похоронах Кеннеди, работал на расколовшейся льдине у Северного полюса, был корреспондентом Центрального ТВ в Греции. Он же вел первый в истории московского ТВ прямой репортаж на промышленные темы. «И проведен он был не с ЗИЛа, не с АЗЛК или еще какого-нибудь гиганта вроде «Серпа и Молота». Нет, первый репортаж из цеха Юрий Фокин провел с кондитерской фабрики «Красный Октябрь», потому что техников пришлось буквально шоколадкой заманивать на такую работу. Они утверждали, что с предприятий вообще нельзя вести передачи, что будут помехи от сварки, от станков и т.п. Причин много можно придумать. А перед шоколадкой не устояли, и потом пошел и ЗИЛ, и АЗЛК, и «Серп и Молот», - вспоминает Георгий Кузнецов в своей книге «Так работают журналисты ТВ».

Но всё же главное творение Фокина – это программа «Эстафета новостей». О её основании рассказывает сам автор: «Судя по вышедшему в 1965 году справочнику М. Глейзера «Радио и телевидение в СССР. 1917—1963», «первый номер телевизионного журнала «Эстафета новостей» выпущен 3 декабря 1961года». Те, кто создавал «Эстафету» и работал над этой передачей, не думали в то время о том, какую роль сыграет она в нашей тележурналистике. Поэтому никто из нас не зафиксировал дату рождения журнала ни в блокноте, ни в долговременной памяти. Некоторые исследователи пытались потом найти в архиве микрофонную папку первой передачи или упоминание о ней в недельных сводках телепрограмм, но тщетно. Можно предположить, в чем тут дело. Мы решили никак не рекламировать рождение «Эстафеты» и не сообщать о новой передаче ни в программную редакцию, ни в органы печати. Открывая первый выпуск журнала, автор этих строк изложил его задачи, рассказал об основных рубриках, а затем представил членов общественной редколлегии — будущих ведущих отдельных страниц.

Композитор Людмила Лядова и поэт Борис Дворный написали для «Эстафеты новостей» марш, ставший музыкальной эмблемой нашей передачи. На финальном титре звучали такие слова марша:
«Люди пяти континентов,
к вам обращаемся мы.
Сделайте так, чтоб цвели на планете
дружба, свобода и мир!..
Над нашей планетой
встает коммунизма заря.
И звездной ракетой
летит эстафета
страны Октября!»

Отрадно отметить, что с первых же передач у нас установился самый тесный контакт со зрителями. На волне обратной связи мы получили массу интересных предложений, тем для интервью, очерков и репортажей. Что особенно важно, нам подсказывали адреса людей, жизнь которых — достойный пример для подражания. Уже в январе 1962 года почта «Эстафеты» составила больше половины всех писем, пришедших на студию. Поддержка телезрителей очень помогла нам в работе».

Академия российского телевидения отметила заслуги журналиста главной национальной премией "За личный вклад в развитие отечественного телевидения".

20.04.09

Комментарии к статье
  • ParQuerryfege
    nano@7ro.ru
    Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посовету. Ждите новых читателей
Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.