Rambler's Top100



Как началось мое увлечение музыкой?

Как началось мое увлечение музыкой?

Мое увлечение музыкой началось в 1968-1969 годах, с появлением в нашей семье бытового советского магнитофона "Астра-2". Это был один из первых отечественных двухдорожечных магнитофонов, модель 1962 года - ламповое, катушечное, двухскоростное (9,53 см/сек и 4,76 см/сек) чудо. 

В то время в нашей стране, в которой все пишущие машинки в обязательном порядке должны были ставиться на учет в органах внутренних дел, а радиоприемники выпускались со специально урезанным диапазоном частот (чтобы наши люди не дай Бог, не услышали что-нибудь нежелательное), обычный магнитофон был не просто звукозаписывающим устройством, а качественно новой ступенью к личной свободе человека. Ведь он позволял записывать не то, что передавали официальные средства массовой информации, а то, что хочет САМ человек, слушать то, что он САМ хочет и КОГДА хочет, а главное - бесконечно и бесконтрольно записывать и тиражировать все это. Именно появление простого бытового магнитофона ускорило перестроечные процессы в CCCP и, в первую очередь, перестройку сознания людей. 

Итак, с появлением у нас магнитофона встал вопрос, а что собственно записывать? Следует заметить, что в то время музыкальное вещание в нашей стране сводилось в общей сложности к 2-3 часам в неделю официальной советской эстрады и случайно просочившимся среди них 2-3 номерам зарубежных исполнителей, как правило, из социалистических стран. Поэтому первые мои записи, сделанные на нашем магнитофоне, состояли, в основном, как раз из такого музыкального материала. Но помимо, радио и телевидения главным источником звукозаписи стали для меня магнитофонные записи моих друзей и знакомых, где я впервые услышал какую-то другую, доселе мне неизвестную и официально не передававшуюся музыку. 

В то время мне было 13 лет, и мои вкусы и предпочтения еще не сформировались, их еще не успела испортить и официальная пропаганда, поэтому, наверное, эта удивительная и непонятная мне тогда еще музыка так заинтересовала меня. С этими записями я открыл для себя и странные названия таких групп и исполнителей, как: БИТЛЗ (BEATLES), МАНКИЗ (MONKEES), ХОЛЛИС (HOLLIS), КИНКС (KINKS), ТРЕМЕЛОС (TREMELOES) и РОЛЛИНГ СТОУНЗ (ROLLING STONES), в общем - все, что кончалось на "-с" и "-з". Мне даже стало казаться, что названия всех западных групп обязательно должны заканчиваться именно так и никак иначе. А главное, чем больше я слушал эту музыку, тем больше она мне нравилась и, тем больше я не понимал, почему же ее не передают по нашему радио и телевидению. 

Если же говорить, о том, откуда у советских граждан в то время появлялись западные пластинки и кто их привозил тогда в СССР, то, прежде всего, это были семьи дипломатических работников, торговых представителей, артистов, спортсменов и других людей, имеющих возможность выезжать в зарубежные командировки. Следует заметить, что большинство этих людей не были ни меломанами, ни филофонистами - просто в то время в нашей стране существовало такое малопонятное сейчас явление, как "дефицит", к которому, безусловно, относились и западные пластинки. Иметь фирменный диск было тогда очень престижно. "У этого клёвого чувака есть классные пласты", - так с уважением говорили о человеке, имеющ им фирменные пластинки. Да и стоимость таких дисков по тем временам доходила до совершенно фантастических цифр. Так, при средней зарплате по стране 120-130 рублей новый фирменный диск популярной группы стоил около 50 рублей. Это более трети среднего месячного заработка! Такую роскошь могли себе позволить лишь немногие.

Но, несмотря на заоблачную цену, в те годы многие молодые люди из хорошо обеспеченных семей, имеющих подобные пластинки, нарочито пренебрежительно относились к ним - они спокойно могли поставить чашку с кофе или просто стряхивать пепел с сигареты на это "виниловое сокровище". Кроме того, они, как правило, совершенно свободно (и абсолютно бесплатно!) давали переписать эти пластинки своим друзьям, а те в свою очередь - своим. Так, эти диски месяцами ходили по рукам и возвращались (если, конечно, вообще возвращались) к своим законным владельцам в таком виде и состоянии, что теряли уже 2/3 своей первоначальной стоимости. Но то-то и оно, что стоимость этих пластинок тогда абсолютно не волновала таких людей. Главное - было создать имидж рубахи-парня, человека презирающего материальные ценности социалистического общества и, тем самым,  завоевать к себе уважение со стороны окружающих, лишенных возможности их иметь. 

Но самое удивительное было в том, что именно эти люди, зачастую сами того не ведая, явились проводниками западной рок-музыки и информации о ней в советской молодежной среде. Именно с их помощью наше общество узнавало о различных музыкальных новинках и о тех процессах, которые происходили в западной молодежной культуре и музыке. И именно так эти пластинки попадали к тем людям, которые не имели возможности ни выезжать заграницу, ни покупать их себе лично и которые могли лишь записать их себе на магнитофоны. Но и эта возможность, сделать себе первую копию с диска, считалась в то время большой удачей. Большинство же советских людей в то время довольствовалось 2-й, 3-й, а то и 4-й копиями с диска. Следует заметить, что качество записей в то время было просто ужасное - сделанные на бытовом монофоническом советском магнитофоне на скорости 9,5 см/сек, на пленке Тип-2! Это было нечто! 

 Несколько слов стоит сказать о самом этом легендарном отечественном "магнитном носителе". Выпуск ленты Тип-2 начался еще в 1955 году. Ее рабочий магнитный слой представлял собой порошок феррита кобальта с кубическими кристаллами. Но для того, чтобы качество записи на ней было более-менее приемлемым необходимо было использовать скорость 19,05 см/сек, что приводило к тому, что время звучания одной стороны катушки среднего размера составляла всего 15 минут. Но у меня на магнитофоне "Астра-2" не было скорости 19,05 см/сек, поэтому приходилось использовать скорость 9,5 см/сек. И хотя время звучания при этом увеличивалось вдвое, но качество записи соответственно почти вдвое ухудшалось. Кроме того, пленка Тип-2 часто ломалась и обрывалась, а ее магнитное покрытие осыпалось на изгибах, словно штукатурка со старых стен. 

Ну, а запись, сделанная на ней звучала примерно так же, как звучит сейчас музыка, включенная на полную громкость у соседей, живущих этажом выше, т.е. понятно, что за вещь играет, но кто ее исполняет - мужчина или женщина можно было разобрать с большим трудом. Говорить же о каких-либо музыкальных инструментах, звучащих там, тогда вообще не приходилось. Наверное, именно поэтому некоторые "специалисты", пытаясь разобрать, о чем поют эти "странные пришельцы с других планет", какими нам в то время казались эти западные группы, слышали в их словах такое, что вряд ли сейчас придет в голову нормальному человеку. Например, фраза, звучащая на диске BEATLES "Let It Be" перед началом одноименной композиции слышалась в то время примерно так: "Бабушка, дай мне денег - хочу очень водку…". Сейчас это кажется смешным, а в то время она многих моих ровесников приводила в замешательство - "Что же этим хотели сказать БИТЛЫ?" и "Откуда они так хорошо знают русский язык?". Все эти нелепости домысливались самодеятельными знатоками и превращались в различного рода сплетни и версии, которые в большом количестве распространялись вместе с самодельными магнитофонными записями. 

Несколько позже в продаже появилась уже более качественная магнитофонная пленка Тип-6, на основе триацетатцеллюлозы, что позволило значительно улучшить механические характеристики самой ленты. Рабочий слой этой пленки состоял из гамма-окиси железа, а ее производство в СССР началось еще в 1960 году, но купить ее в магазине было делом непростым.

Следующим усовершенствованием пленки Тип-6 стало ориентирование кристаллов рабочего слоя в продольном направлении для увеличения чувствительности ленты. Все это позволило значительно повысить качество записи и снизить ее скорость до 9,53 см/сек. 

 А в начале 70-х годов в продаже появилась уже и очень качественная отечественная пленка Тип-10, выпускаемая на лавсановой основе, что позволило, помимо уменьшения ее толщины, практически полностью исключить обрывы магнитной ленты и существенно повысить ее чувствительность. Эта лента была заслуженно названа "долгоиграющей" - уменьшение ее толщины с 55 мкм до 37 мкм и возможность использования на скорости до 4,76 см/сек, почти в четыре раза увеличили общее время ее звучания. 

Ну, а с появлением и широким распространением в нашей стране стереофонической аппаратуры и разделением записи на каналы для слушателей открылись просто ранее недоступные звуки. Оказалось, что в этой уже 100 раз слушанной песне звучат колокольчики, а в той - на заднем плане слышен женский бэк-вокал. Это была уже какая-то другая музыка, а не та к которой мы успели привыкнуть. Поэтому пришлось все переписывать заново и привыкать к уже новому звучанию или, правильнее сказать к новому "саунду", любимых групп и исполнителей. 

А вот, что вспомнил и прислал Александр Тербов из Норильска:

1) Первые магнитофоны, или т.н. магнитофонные "приставки" были в виде бонусов к некоторым ламповым радиолам типа "Латвия" - такой мебельный дивайс, с кнопками цвета слоновой кости и широченной шкалой настройки. А сверху - крышка, где скрывался проигрыватель грампластинок. Так вот на этот проигрыватель, точнее на его диск сверху ставился небольшой агрегат, не имеющий собственного электрического привода, а роль его выполнял диск проигрывателя - включалась любая скорость, и производилось использование магнитофона. Вот откуда это словечко в обозначении той техники! Следует также отметить, что лента там моталась рабочим слоем НАРУЖУ, а скорость не соответствовала типовым скоростям «настоящих» магнитофонов (где-то около 7-8 см/cек). Лента была даже толще, чем Тип-2 - какой - не знаю, коробка была обезличена.

2) Модели ламповых отечественных магнитофонов - «Айдас», «Астра», «Комета-201» (кстати, первые модели были без скорости 19 см/cек), здоровенный «Днепр», а так же ламповая «Нота» (магнитофон без усилителя и динамиков, т.е. приставка, как впоследствии подобные устройства и называли).

3) В конце 60-х годов появились первые отечественные транзисторные, а, следовательно, и ПЕРЕНОСНЫЕ магнитофоны (например, «Романтик»), со всеми вытекающими последствиями - использование туристами, пляжниками etc.

4) В середине 70-х годов в продаже появился один из первых отечественных стерео-магнитофонов «Аврора» - ценой аж 550 рублей, (для масштаба цены - литр бензина стоил 7 коп, позднее 10, а авиа-билет Москва-Норильск около 80 руб).

5) О типах ленты: Тип-10, в случае запутывания ленты в лентопротяжном тракте (ЛПТ) магнитофона, вследствие прочности не рвался, а страшно комкался и тянулся, лечение было радикальным - ножницы и "скотч"; продавались даже такие станочки-зажимы для обрезки ленты под углом 45 гр. Ленты Тип-2 и Тип-6 лечить было проще - место обрыва смазывалось обычной уксусной эссенцией и склеивалось.

6) Наиболее ходовые размеры катушек ленты Тип-10 вмещали - 180, 375 и 525 метров ленты. Встречались так же катушки не стандартные, а так же большего или меньшего размеров, но это редкость.

Rock-Энциклопедия «Simona»

 

 
 
Комментарии к статье
  • К сожалению все это прекрасное , музыка , любимые альбомы, качество очень поздно к нам пришло , когда мы стали в два раза самих исполнителей . Долго эта мафия не давала нам ничего ( слушать, видеть, ездить ) .
    Обидно за потерянное время !
  • Guest
    No comment
  • Николай
    nikoly@2-u.ru
    Спасибо автору, это всё пройдено точь-в точь! А сейчас такие возможности, всё, о чём только могли мечтать, доступно. И это радует. Хотя бы это...
Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.