Rambler's Top100



В кадре – «Рабочий и колхозница»

 В кадре – «Рабочий и колхозница»

На протяжении многих десятилетий подавляющее большинство отечественных кинофильмов начиналось с изображения мухинской скульптуры «Рабочий и колхозница» – заставки легендарного «Мосфильма». Он вырос из кинофабрики Всероссийского фотокинематографического акционерного общества «Совкино» и получил свое название 85 лет назад, 9 февраля 1931 года. Не удивительно, что за это время во многих культовых кинолентах студии в качестве полноправных действующих лиц встречались те или иные достопримечательности Москвы и Подмосковья.

1 «Волга-Волга»

Один из культовых фильмов студии – задорная комедия «Волга-Волга» режиссера Григория Александрова с его женой Любовью Орловой в главной роли. Фильм был снят в 1938 году и сразу же сделался популярным. Более того, эта комедия была любимым фильмом Сталина. Не исключено, из-за того, что съемки помимо собственно Волги велись на одном из его любимых объектов – канале Москва–Волга. В кадре было множество узнаваемых видов этой водной магистрали, в том числе памятник самому Иосифу Виссарионовичу.

Справочник «Скульптурные памятники и монументы в Москве», изданный в 1947 году, восхвалял эту статую: «Одно из совершенных произведений советской скульптуры, изображающее Сталина, – это гранитный монумент, созданный С.Д. Меркуловым для аванпорта канала Москва–Волга.

Черты вождя социалистической Родины переданы в этом произведении с большой выразительностью. Одетый в шинель товарищ Сталин стоит, заложив характерным жестом руку за борт военного костюма. Фронтально развернутая фигура вождя содержит в своей четкой завершенности огромную силу реалистической правды о том, кому посвящены лучшие помыслы и чаяния советских людей и всего трудового человечества, о том, кого воспевают поэты, ашуги, сказители, о том, кто от победы к победе ведет великую социалистическую державу».

После смерти Сталина из фильма изъяли соответствующий фрагмент с памятником. Отчего картина, разумеется, хуже не стала. Памятник находился в городе Дубне Московской области. Впрочем, в те времена собственно города-наукограда еще не было, он возник в 1956 году на месте старого села Иваньково.

Один из пионеров освоения здешних мест В. Батюня писал: «Когда в Дубну прибыла первая небольшая группа людей (преимущественно из Москвы и Ленинграда) для постоянной работы, никакого города Дубны не было. К деревне Ново-Иваньково (тогда Калининской области) примыкало несколько строящихся одноэтажных коттеджей и двухэтажных домов, составлявших часть будущих улиц – Центральной и Школьной (ныне Жолио-Кюри и Советская). «Административный» корпус занимал тогда часть маленького здания, где теперь детский сад. Напротив была городская поликлиника, в которой работал один врач (он же начальник). Он успешно лечил тогдашних жителей от всех болезней, тем более что тогда почти никто не болел и врач был... зубной».

Впрочем, со временем инфраструктура Дубны развивалась, а во многом и превосходила столичную. В частности, директор здешнего быткомбината сообщал: «Мы хотим организовать бюро добрых услуг. Если вы пожелаете сходить в кино, театр или в гости и вам не с кем оставить своих детей, к вашим услугам опытная няня. Если вы хотите, чтобы в вашей квартире натерли или вымыли полы, протерли окна, произвели стирку белья и утюжку, если вам нужно, чтобы вас разбудили ночью или рано утром, принесли вам букет живых цветов, отвели или взяли ребенка из садика, яслей – обращайтесь в бюро добрых услуг.

Особое внимание мы хотим уделить молодоженам. Они могут без очереди воспользоваться услугами парикмахерской, взять напрокат посуду для сервировки стола, радиолу и многое другое».

Пользовалось популярностью кафе Дома ученых. Один из жителей Дубны писал о нем: «В Доме ученых было тихо, мирно, благообразно и вкусно. Нравился мне их бифштекс – отчего, даже и сам не знаю. Там был всегда хороший выбор вин, как сухих, так и крепленых. Тихо, правда, было не всегда. Как-то довелось побывать на одном из новогодних вечеров. Дым стоял коромыслом. Прослойка гуляла так, как и породившие ее слои. С размахом, безудержным весельем, бывало, и с мордобоем, к счастью, довольно редким и не таким умелым, как иногда демонстрировали это сыны и дочери фундаментальных слоев советских трудящихся».

Что поделаешь – интеллигенция.
Кстати, в отличие от памятника Сталину, уцелел парный монумент того же автора – памятник Ленину. Он имеет высоту 37 метров и пользуется славой второго по величине ленинского памятника в мире.

2 «Светлый путь»

Еще одна известная советская комедия – «Светлый путь» того же режиссера Александрова с той же Орловой в главной роли – была снята на «Мосфильме» в 1940 году. Петр Вайль писал об этой ленте: «Фильм «Светлый путь» – без преувеличения, культовый. Это важно понимать, когда смотришь картину. Фильм не просто популярный и любимый, а как может быть иначе, когда собрано такое созвездие: режиссер – Александров, композитор – Дунаевский, главная роль – Любовь Орлова, а с ней в компании – Евгений Самойлов, Владимир Володин, Рина Зеленая. Фильм именно культовый, потому что по нему можно строить жизнь, выбирать модель мировосприятия и поведения».

Диалог из этой киноленты запал в душу советскому зрителю:
«– Вот образец дамской ткани. Сельскохозяйственная тематика: трактора.
– А нет ли у вас там чего-нибудь поиндустриальнее?
– Вот есть нефтяные вышки. По талии можно фабрики пустить, заводы».

Действие происходит в подмосковном Ногинске, на бывшей Глуховской мануфактуре. Там же – что редкость для кинематографа – были сняты и производственные эпизоды.

До революции – при фабриканте Арсении Морозове – здесь была реализована своего рода капиталистическая утопия. Мало кто из предпринимателей рубежа XIX–XX столетий уделял такое внимание социальной составляющей. Один из современников писал: «Особенно чистой и ухоженной была Глуховка. К каждой фабрике по слободкам и улочкам тянулись покрытые мелким шлаком липовые аллеи. Жилые постройки, кроме казарм, одно- и двухэтажные деревянные, красивые, с большими застекленными верандами, предназначались для управляющих, мастеров, служащих…

Хозяйский сад, утопающий в зелени, находится на берегу Черноголовского пруда, в нем был небольшой двухэтажный особняк Морозова и маленькая деревянная церквушка. Особняк деревянный, внутри красиво отделан деревом разных пород. После Великой Отечественной войны он сгорел.

Парк представлял собой небольшой дендрарий с обилием разной древесной и кустарниковой растительности, часть которой привозили из-за рубежа.

До революции в субботу и воскресенье, в престольные праздники парк открывался для всеобщего посещения, играл духовой оркестр. Никто ничего не ломал.

К парку примыкал хорошо оборудованный стадион с велотреком, водной и лодочной станциями. У входа на стадион возле центральных ворот – небольшой фонтан».

В результате пьянство в Глуховке было сведено практически к нулю. Даже неквалифицированные рабочие предпочитали рюмке посещение фабричной библиотеки, которая насчитывала более пяти тысяч томов и выписывала абсолютно все отечественные газеты и журналы.

3 «Повесть о настоящем человеке»

Великая Отечественная война совершила своего рода перелом в деятельности «Мосфильма». Искрометные комедии сменились серьезными лентами о героизме советского народа. Одна из наиболее значимых – фильм Александра Столпера по роману Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», снятый в 1949 году.

Павел Кадочников, сыгравший главную роль, вспоминал о своей первой встрече с летчиком Алексеем Маресьевым – прототипом главного героя: «Впервые я с ним встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру. Там мы квартировали в доме отдыха Академии наук. Маресьев шел по длинному коридору чуть покачивающейся походкой. Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепко пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он еще крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился... Мы вошли в мою комнату, молча сели, не очень смело поглядывая друг на друга. Наконец Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего». Я был удивлен, потому что не успел сказать ему и двух слов. «Вас интересует, очевидно, больше всего, как мне удалось преодолеть врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю…» «Кому?» – переспросил я. «А председателю комиссии, разве это не ноги? Разве не тренировка?» И звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кинокартине родилась сцена «приемная комиссия». Ее никто не выдумал, она настоящая».

Звенигород был выбран не случайно. Здесь один из наиболее холмистых рельефов во всей Средней полосе России. Это придавало здешним окрестностям редкостную красоту. «Московский листок» сообщал: «Это курорт, и до того своеобразный и оригинальный и по красоте местоположения, и по условиям жизни, и по «методам лечения», что подобного ему нет, да и не может быть еще где-нибудь кругом Москвы».

А для кинематографистов было важно не столько передать красоту русской природы, сколько трудности, с которыми сталкивался раненый летчик. В том числе в плане рельефа.

4 «Карнавальная ночь»

Это первая кинокомедия Эльдара Рязанова, вошедшего в историю в качестве классика этого жанра. В главных ролях – Игорь Ильинский и Людмила Гурченко. Фильм был снят в 1956 году и сделался лидером кинопроката. Оговорка же электрика Гриши Кольцова – «Ансамбль пенсии и пляски… виноват, простите… ансамбль песни и пляски» – сделалась своего рода мемом эпохи.

Режиссер А. Орлов так оценил роль фильма в жизни общества: «Я помню тот поток света, радости и юмора, который врывался с этой картиной в нашу жизнь. Фильм был настоящим событием, особенно для людей, живущих в провинции. Он был связан с концом сталинской эпохи, с началом оттепели, с надеждой на то, что уж теперь-то наша жизнь обязательно изменится к лучшему. Недаром герои Гурченко и Белова говорят в финале: «Счастье… Будет оно?» – «Обязательно будет!»

По сюжету действие происходит в неком собирательном Доме культуры. Тем не менее съемки велись в одном из крупнейших зрелищных учреждений, в Центральном театре Советской армии. Его здание было построено непосредственно перед войной, в 1940 году, по проекту архитекторов К. Алабяна и В. Симбирцева. Оно поражало размахом: 3000 зрительских мест, 90 колонн, высота – в два раза больше, чем у Большого театра. Авторы рассказывали: «Придав композиции высотный характер, мы стремились передать идейную целеустремленность нашей Красной Армии».

Пресса же писала: «На этом здании вывески не понадобится. Сама форма скажет, что это театр Красной Армии».

Кстати, именно в подвалах этого театра действовала в войну редакция газеты «Красная звезда».

5 «Розыгрыш»

Фильм «Розыгрыш» снят режиссером Владимиром Меньшовым в 1976 году и посвящен вовсе не детским страстям обычных, казалось бы, учеников. В нем звучат песни молодого тогда еще поэта Алексея Дидурова, одна из которых – «Прощальный вальс» – на долгие десятилетия становится своего рода гимном выпускников.

Съемки же проходили в действующей московской школе № 59, бывшей Медведниковской гимназии. Эта гимназия была одной из лучших в городе, в том числе и в архитектурном смысле. Журнал «Зодчий» писал: «При устройстве здания произведен принцип разделения старших классов от младших; ученики третьих приготовительных и вторых младших классов гимназии имеют отдельные помещения с особым входом и отдельную площадку для игр. В раздевальне устроено помещение для высушивания шинелей; для этой цели по особым трубам подается пар снизу, а вверху установлена вытяжка; каждая вешалка с платьем ученика изолирована от других. В нижнем же этаже отведено обширное помещение для классного, ручного труда, по столярному, токарному и картонажному ремеслам. Второй и третий этажи отведены для старших классов, а первый – для младших. Каждый класс рассчитан на 50 человек. Над всем зданием под крышей устроен зал для подвижных игр во время неблагоприятной погоды; он освещен через крышу».

В 1920-е годы гимназия была переоборудована в Опытную школу имени Томаса Эдисона, а затем сделалась простой московской школой имени Н. Гоголя, жившего неподалеку от этого здания.

Алексей МИТРОФАНОВ           Источник

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.