Rambler's Top100



Я родился в шестидесятом...

Я родился в шестидесятом...

Продолжение. Начало - здесь

В раннем детстве, почти у каждого из нас была алюминиевая юла, издающая при вращении негромкий гул. Деревянная пирамидка с разноцветными блинами различной величины и остроконечной, но не острой, а закруглённой верхушкой. Пластмассовые и металлические формы для игры в песочнице и самые разные совочки с ведёрками. Деревянные кубики с наклеенными на них рисунками.

У девчонок была игрушечная посуда и небольшая игрушечная печечка с открывающейся духовкой. Ещё были различные пластмассовые и резиновые пупсики и куклы с закрывающимися глазами и кричащими противным голосом что-то, отдаленно напоминающее слово «мама». Девчачьи дневники-песенники с вклеенными в них вырезками из журналов и открыток и с завёрнутыми страничками-секретами. Хорошие картонные коробки с какими-то ненужными (как я тогда думал) тряпками-нитками и надписью «Рукоделие». Различные пластмассовые катера и глиссеры с батарейками и без них. Труба-калейдоскоп с цветными стёклышками. Кожаные футбольные мячи со шнуровкой и чёрной резиновой камерой с длинным соском.

Оловянные и пластмассовые солдатики со своей авиацией и флотом. Причём более ранние оловянные солдатики были покрашены в зелёный цвет с розоватыми лицами и красными знамёнами. Позже их стали красить только в серебристый цвет, они стали менее массивными и с меньшим основанием-подставкой.

Переводными картинками было обклеено всё, что только было можно - зеркала, гитары, холодильники, кухонная мебель. Причём те переводные картинки совершенно отличались от современных самоклеящихся бумажек. Картинку моего детства нужно было подержать несколько минут в тёплой воде, затем наложить на тот предмет, где должно остаться изображение, и аккуратно, придерживая верхний слой картинки ваткой, вытянуть из-под неё бумажную основу. Для ребёнка это была довольно кропотливая работа.

Самые разные картонные игры с кубиками, где от количества выброшенных очков фишка передвигалась вперёд или назад.

В журналах «Мурзилка» и «Весёлые картинки» можно было вырезать ножницами изображение человечка и одежду на него. Со всех сторон на «одежде» были небольшие бумажные полоски, которые загибались за человечка и за счёт этого «одежда» держалась на нем.

И были небольшие игрушки, развивающие терпение и координацию. Под прозрачным плексигласовым полукруглым колпачком, находился какой нибудь рисунок с небольшими углублениями и несколькими металлическими шариками. Наклоняя игрушку в разные стороны, нужно было добиться, чтобы все шарики стали в углубления. Вспоминается и маленькая шарманка, у которой, при вращении ручки, звучала непонятная мелодия. Лопоухий ослик, ножки и шея у которого были из нитки, с надетыми на неё пластмассовыми цилиндриками. Нитка была натянута, и ослик стоял, но если утопить пальцем дно бочонка, на котором находился ослик, то нитка провисала, и ослик складывался.

Интересной была игра в рыбалку, где маленькой удочкой с магнитиком на конце лески из картонного «водоёма» вылавливались различные бумажные рыбки с металлическими зажимами на носах.

Очень интересными были настольные игры «Футбол», со стоящими на пружинках в углублениях футболистами и мячом в виде металлического шарика и «Хоккей», где игроки управлялись двигающимися вперёд-назад вращающимися ручками. Мозаика, с разноцветными шестигранными пластмассовыми фишками. Ещё были пластмассовые котята, сидящие в ботинке. Если надавить на этих котят, утапливая их в ботинке, то они смешно пищали. В коробках различной величины продавались заготовки для склеивания воздушных змеев и планеров, как без пропеллера, так и с пропеллером.

Пропеллер должен был вращаться от закрученной резинки. Резинок было два типа – наша, квадратная и постоянно рвущаяся и венгерская, которая не рвалась совсем и растягивалась гораздо лучше нашей. Её так и называли – венгерка. Различные металлические заводные четырёхгранными ключами машинки и мотоциклисты, подпрыгивающие лягушки, клюющие землю куры и бегающие мыши с резиновыми хвостиками.

Все дети тогда любили смотреть диафильмы через фильмоскоп. Если разрешали родители, то можно было вечером пригласить к себе нескольких друзей посмотреть диафильмы. Мы выбирали белую стенку или прикалывали на настенный ковёр простыню, делая импровизированный экран и включали проектор. От него шёл приятный запах греющейся плёнки. Каждый кадр мы рассматривали несколько минут. Купить диафильмы было тяжело, и они были неважного качества, так как всё время рвалась либо сама плёнка, либо перфорация. Металлические конструкторы были далеко не у всех ребят. Они были разными по размеру и происхождению – наши и Германской Демократической Республики, а по-простому – ГДРовские. Плохо было то, что расстояние между отверстиями в наших и немецких конструкторах немного не совпадали, и нельзя было комбинировать.

Более дорогими игрушками были железная дорога на батарейках и различные танки, трактора, установки с ракетами и прочая техника на гусеничном ходу. Эти игрушки тоже работали от батареек и управлялись специальным пультом. Пульт находился на метровом электрошнуре, который выходил сзади такой игрушки. С его помощью можно было управлять игрушкой, то есть поворачивать в разные стороны и ездить вперёд и назад. Все ребята нашего двора выпиливали из фанеры фюзеляжи самолетиков, вставляли в них крылья, раскрашивали и крутили над головой. К самолётам приделывали шасси, чтобы можно было посадить самолет.

На трамвае № 5 или №13 мы в 7-8-летнем возрасте, сами, без взрослых, ездили через весь город пострелять в тир у кинотеатра «Комсомолец», садились в трамвай на «Таксопарке», а выходили на остановке «Красная площадь». Ездили обычно зайцами, так как на стрельбу было всего-то копеек пятнадцать, то есть на пять выстрелов.
Не помню точно, где-то в первой половине семидесятых годов появились первые автоматы с электронными играми. Стояли эти автоматы в фойе кинотеатров (кинотеатр «Комсомолец»), или в специально оборудованных для этого комнатах в парках отдыха. (Парк «1-го Мая»)

Лучше всего помню игру с названием «Морской бой». В автомат надо было опустить пятнадцать копеек, и, взявшись за ручки перископа, попытаться светящейся торпедой попасть в проходящее на горизонте судно.
Стрелять можно было всего десять раз, и в случае попадания судно разворачивалось и шло в другую сторону. Выстрел и разрыв торпеды сопровождался специальными звуковыми эффектами. Деньги заканчивались мгновенно.

Другая игра называлась «Охота в джунглях», где по кратковременно появляющейся зверюшке нужно было попасть из пластмассового электронного ружья или пистолета.
В разные игры мы играли как-то периодами, по неделе, по полторы, пока не надоест. То все поголовно начинали играть в шахматы. То мы стреляли из алюминиевых трубок. Пульками служили свёрнутые специальным способом из бумаги дротики. Стрельба проводилась по методу стрельбы из духового ружья, то есть вдох и резкий глубокий выдох в «заряженную» и направленную на цель трубку. Стрелять можно было и сушёным горохом (20 копеек за кило), а из тонких трубок - пшеном. Девчонки в это время прыгали в скакалки, классики и резинки. В резинки прыгали обязательно босиком, чтобы резинка не цеплялась за застёжки туфелек.

Вместе мы играли разве что в «выбивалы» – это когда между двумя «выбивальщиками», бросающими мяч друг другу, прыгало и скакало с десяток человек, пытающихся увернуться от мяча.

Позже мы даже одинаковые книги читали в одно время. Прошёл по телевидению фильм «Красное и черное» – все поголовно и одновременно читали эту книгу. Многие игрушки мы делали сами. Из тряпок шили парашюты для оловянных солдатиков, из досок вырезали мечи и кинжалы, делали луки и всяческие чем угодно (от пластилина до горящих спичек) стреляющие штуковины. Когда кто-то покупал мебель, из упаковочного картона мы делали мушкетёрские плащи, а из деревянных реек – шпаги и мечи, а иногда деревянные ходули. Мы мастерили деревянные тележки на шарикоподшипниках, на которых сами и ездили, используя в качестве буксира мопед или велосипед. Из расплавленного свинца выливали медальоны в виде черепов, солдатиков, медалей и свинчаток, причем литьем занимались каждый раз, как только находили очередную партию свинца. Формой для свинчаток служила пустая спичечная коробка.

Игры в подвалах пятиэтажных домов требуют отдельного рассказа.

Александр Тульчинский       

Перепечатка без разрешения автора не разрешена

Комментарии к статье
  • как это все будоражит воспоминания-чрезмерно жаль ушедшую эпоху!Жизнь была интересной и прекрасной,не смотря на мелочи жизни!
Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.