Rambler's Top100



Я родился в шестидесятом...

Я родился в шестидесятом...

В начале 60-х еще часто встречались первые советские телевизоры КВН-49. У них был небольшой экран (наружный диаметр 17х14.5 см.), перед которым, как правило, была линза, увеличивающая изображение.

Линзы были круглые или овальные и заполнялись глицерином через небольшое отверстие, которое закрывалось пробкой. Народ приспособился сливать глицерин и замачивать в нем обувь, чтобы она не промокала в дождливую погоду, а вместо глицерина заливалась вода, благо эффект был практически тот же. В дальнейшем линзы сразу стали выпускать с водой.

Году в семидесятом, когда еще не было границ между Украиной и Россией, я поехал к двоюродным братьям Саше и Коле Ткачёвым в Белую Калитву. Поперёк комнаты, в которой они жили, стояли книжные стеллажи, сплошь заставленные книгами и такими линзами. Верхушки у линз были спилены, а сами линзы переделаны под аквариумы. Всё это, вместе с мигающей, очень модной тогда светомузыкой, производило сильное впечатление. Сейчас такие телевизоры и линзы найти практически невозможно. Первый цветной телевизор появился у нас году в 69-м – 70-м.

В газетных программах телепередач того времени, передачи по цветному
специально обозначались – (ЦТ), а если программу читал диктор радио или телевидения, то он объявлял – «Цветное телевидение». В основном это были « В мире животных» и «Клуб кинопутешественников ». До цветного телевидения в магазинах продавалась специальная цветная плёнка, создающая иллюзию цветного изображения. Плёнка эта вставлялась в телевизор поверх кинескопа и была разноцветной – сверху голубая, снизу зелёная, в середине ещё какая-то. Когда показывали природу, так вроде бы всё хорошо, всё правильно. И небо голубое, и травка зеленеет. Но если показывали крупным планом хоккеистов Харламова или Фирсова, то всё сразу становилось понятным из-за их цветных полосатых лиц. В Луганске (Ворошиловграде) тогда было всего два телевизионных канала.

Трансляция начиналась около девяти утра и продолжалась до двенадцати, затем перерыв и опять с половины пятого до одиннадцати вечера. В перерыве на экране была настроечная таблица с непрерывным гулом, а после появления цветного телевидения, иногда, вместо таблицы были вертикальные цветные полосы. В первое время после покупки цветного телевидения, именно на передачи по цветному, к нам вечерами приходили соседи. Посидят, посмотрят, вздохнут и уйдут. Цветной телевизор стоил бешеных денег, около семисот рублей, и куплен был, конечно, в кредит (тогда кредиты были беспроцентными, товар отпускался как бы в рассрочку). Когда где-то через пол года такие телевизоры подешевели на триста рублей, то родители были просто в шоке.
*************

Когда мне было около семи лет, мне часто снилось, что за мной летает и
гоняется какое-то страшилище. Во сне я прятался от него в подвале нашего дома, а страшилище почему-то не могло попасть в подвал, но засовывало туда руку. Рука вытягивалась бесконечно и шарила в темноте, пытаясь найти меня, и останавливалась рядом, буквально в двух-трёх сантиметрах. А один раз мне приснилось, что Оля умерла, и, проснувшись, я долго плакал и не мог успокоиться. Родители пытались узнать причину моего плача, но я стеснялся им рассказать и молчал, как партизан на допросе. А уже через несколько часов, придя из школы домой, мы дрались с Олей, как ни в чём не бывало, из-за какой то ерунды.
***********

Если в город, в кинопрокат, привозили какой-либо новый нашумевший фильм, родители старались прийти с работы пораньше, чтобы успеть поужинать и попасть на вечерний сеанс. Иногда они созванивались и встречались после работы сразу у кинотеатра, и тот, кто приходил первым, покупал билеты. Перед кассами всегда была очередь. Если прийти с работы пораньше не удавалось, то ужин заменялся бутербродами, состоящими из «городской» булки и «докторской» колбасы, причём шуршать газетой, разворачивая бутерброд, начинали сразу, как только в зале выключали свет.

В кинотеатры тогда ходили очень часто, минимум раз в одну – две недели, мо-
жет быть оттого, что по телевидению не показывали таких фильмов, тем более в цвете. Мы заходили в зал, рассаживались по местам и ждали начала сеанса. Плавно гас свет и в разные стороны с закрытого экрана медленно разъезжались массивные шторы красного или зелёного цвета (кинотеатр «Украина»).
Снаружи кинотеатра всегда висело две рисованных афиши - справа - «СЕГОДНЯ» и слева - «СКОРО». Это было местом встреч перед фильмом: «Встречаемся без двадцати восемь у «СКОРО»».

Сначала показывали киножурнал, который как бы подготавливал, настраивал зрителя на просмотр фильма. Мы терпеть не могли политические киножурналы и любили, когда вместо них показывали сатирический журнал « Фитиль », или журнал «Хочу всё знать».
После журнала контролёр быстро запускал в зал опоздавших, и мы погружались в царство кинематографа.

В кинотеатре «Комсомолец» было целых три зрительных зала. Залы назывались просто – красный, голубой и зелёный и показывали три различных фильма одновременно. Если в фильме показывали кусочек женской обнажённой груди, то на афишах писали «Дети до 16 лет не допускаются», и действительно - детей не пускали. Пример тому – ковбойский боевик «Золото Маккены», где из-за купающейся в реке индианки на фильм не пропускали детей. Точно так же в магазинах продавщицы не отпускали детям сигареты и спиртное.

Когда я был совсем малышом, один раз с родителями я был в старейшем кинотеатре города «Октябрь», где в фонтане, в фойе, плавали настоящие живые рыбки, а перед вечерним сеансом выступали музыканты, но помню об этом я очень плохо. Во всех кинотеатрах были буфеты, и на вечерних сеансах там всегда выстраивалась очередь, так как многие пришли прямо с работы и хотели перекусить. Летом мы ходили и в открытый кинотеатр «Молодая гвардия» в сквере «30 лет ВЛКСМ». Школьниками мы любили этот кинотеатр за то, что там можно было покурить прямо во время сеанса. Не было сеанса, чтобы кто-то из последних рядов не запустил бы пустую бутылку из-под пива под ноги зрителям. Бутылка долго и с шумом катилась в сторону экрана по наклонному асфальту, а если за что-то цеплялась, то ей всегда помогали продолжить путь.

Гораздо раньше на месте этого кинотеатра было кладбище, и только в послевоенное время его снесли и на его месте сделали сквер «30 лет ВЛКСМ» с кинотеатром. Году в 1975 через этот сквер рыли траншею для водопровода, и в ней были видны разрушенные экскаватором склепы из красного кирпича, по скверику были разбросаны кости, а по классам в 30-й школе «гуляло» несколько черепов. Я сам, по детской глупости, подложил такой череп в портфель однокласснице – Ларисе Демидовой.

Александр ТУЛЬЧИНСКИЙ

Перепечатка и использование без разрешения автора не разрешается

Комментарии к статье
  • очень познавательно об"Октябре"а в сквере ВЛКСМ и в80е годы лебеди плавали а сейчас даже туалет закрыли
Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.