Rambler's Top100



С чародеями в Новый год! Наше любимое кино.

С чародеями в Новый год! Наше любимое кино.

Новый год — праздник с традициями. Об одной из них метко сказал герой известного мультфильма почтальон Печкин: «Лучшее украшение новогоднего стола – это телевизор». В самом деле, совершенно невозможно представить себе встречу Нового года без поздравления от президента, без бокала шампанского под звон кремлевских курантов и без старых добрых новогодних комедий

«Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок...»

Кинокомедия «Карнавальная ночь» вышла на экраны в 1956 году, как раз под Новый год – 28 декабря и сразу же стала феноменально популярна. Такого успеха не ждал никто, ведь этот фильм был первой работой в кино молодого и тогда еще никому неизвестного режиссера Эльдара Рязанова.

Снимать в жанре музыкальной комедии чрезвычайно трудно. Это далеко не всегда удавалось даже самым маститым режиссерам. Рязанову казалось, что у него не хватит ни таланта, ни опыта, поэтому от работы над фильмом он отказывался несколько раз: когда писался сценарий, когда шел подготовительный период и когда съемки уже начались. Однако директор «Мосфильма» Иван Александрович Пырьев отказов не принял — в отличие от самого молодого режиссера, он верил в его талант.

На роль бюрократа Огурцова Рязанов пригласил Петра Константинова. Эльдару Александровичу пробы понравились, однако Пырьев не утвердил выбранного им актера, заявив, что Огурцов в исполнении Константинова получается скорее устрашающим, чем смешным, и в нем совершенно нет ничего комичного. Пробовался на эту роль и Анатолий Папанов, но и его почему-то не утвердили.

Как вспоминает Эльдар Рязанов, сам он пытался поставить реалистическую, причем не столько смешную, сколько ядовитую сатирическую ленту. Пырьев же настаивал на том, чтобы Огурцов был нелеп, смешон и никого не пугал.

— Огурцова должен играть только Игорь Ильинский! – заявил директор «Мосфильма» и был, наверное, прав. Потому что всенародный любимец Ильинский действительно исполнил роль зануды-бюрократа просто великолепно.

Роль Леночки Крыловой стала дебютной для Людмилы Гурченко, тогда еще студентки второго курса ВГИКа. А ведь поначалу утверждена была совсем другая актриса! Когда Гурченко в числе других претенденток в первый раз проходила пробы для «Карнавальной ночи», ее снимал молодой, неопытный оператор, и в кадре милая и обаятельная девушка выглядела, по словам Рязанова, «как записной урод». Режиссер еще подумал тогда: как жаль, что столь талантливая актриса настолько нефотогенична и, скорее всего, никогда не сможет сниматься в кино...

Но утвержденная на роль Леночки Крыловой девушка не справилась с задачей, потребовалась замена. И снова вмешался Иван Александрович Пырьев. Именно он убедил Рязанова попробовать Гурченко еще раз. К тому времени молодого оператора успели заменить более опытным, и тут же выяснилось — Гурченко хорошо смотрится в кадре. На роль ее утвердили, и сыграла она действительно блестяще, и уже на следующее утро после премьерного показа, как говорится, проснулась знаменитой.

Были проблемы и со сценарием, написанным весьма схематично. Уже в процессе съемок актерам приходилось создавать образы своих героев практически из ничего. Одним из таких персонажей, получившихся исключительно благодаря актерскому мастерству, стал лектор-пропагандист в исполнении Сергея Филиппова. Эта роль запомнилась зрителям, пожалуй, даже больше других, не случайно ведь именно речь смешного лектора, оказавшегося к началу выступления уже сильно «под мухой», почти полностью разлетелась на цитаты, самой популярной из которых стала глубокомысленная фраза: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – науке это неизвестно!»

Сергей Филиппов мог бы потерять эту роль, хотя утвердили его сразу и без всяких проб. Дело в том, что он приехал на съемки в состоянии сильного подпития. Поначалу Рязанов этому факту даже обрадовался, решив, что пьяный актер сможет сыграть пьяного лектора особенно реалистично. Однако, когда начали снимать, хорошей игры у Филиппова не получилось. Сделали тринадцать дублей, и все безрезультатно... Тогда расстроенный Рязанов отправил Филиппова домой и продолжил съемку других эпизодов.
Через несколько дней Сергей Николаевич вернулся, на этот раз абсолютно трезвый, и прекрасно сыграл свою роль.

«Какая гадость эта ваша заливная рыба!»
Кинокомедия «Ирония судьбы, или С легким паром» вышла на экраны страны первого января 1976 года и до сих пор каждую новогоднюю ночь непременно появляется в эфире всех центральных телеканалов, причем частенько транслируется в одно и то же время, так что пропустить этот фильм совершенно невозможно даже при желании. Впрочем, такое желание почему-то и не появляется. Стоит только увидеть знакомый интерьер квартиры «на улице Строителей, дом 25» — и хорошо известный сюжет в очередной раз уводит вас за собой, заставляя и смеяться, и грустить, и совершенно искренне переживать за судьбу Жени Лукашина, Нади Шевелевой и несчастного Ипполита.

О феномене «Иронии судьбы» спорили много, пытаясь понять причины успеха фильма. Говорили об особенной, неспешной атмосфере развития любовной истории, которая проходит в реальном времени, от начала и до конца на глазах у зрителей. Говорили о душевных песнях и волшебстве музыки Микаэла Таривердиева. Говорили об очень удачно подобранных актерах... И в самом деле, сочетание всех этих факторов и послужило причиной феномена: фильм смотрели и будут смотреть каждую новогоднюю ночь.

Наверное, не все знают, что история, послужившая основой для сюжета этой комедии, произошла на самом деле. Однажды под Новый год композитор Никита Богословский, любитель розыгрышей, решил подшутить над своим крепко выпившим другом и, уговорив проводницу, посадил его в поезд до Киева, куда тот и уехал практически без гроша в кармане.

В шестидесятых годах Эмиль Вениаминович Брагинский использовал эту историю в пьесе «Ирония судьбы», много лет с успехом шедшей на сцене. Однако когда Эльдар Рязанов выразил желание снять по этой пьесе фильм, сценарий запретили «за пропаганду пьянства и разврата». Отстоял фильм тогдашний председатель Гостелерадио Лапин. Вместе с Иваном Пырьевым, директором «Мосфильма», они заявили где-то «наверху»: «Вы что, ребята, в баню никогда не ходите и пива не пьете?» И чиновники, посмеявшись, дали добро на съемки.

Актерский состав тоже сложился не сразу. На роль Нади пробовались Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих и другие актрисы, но ни одна из них не вписалась в образ. Впору было прийти в отчаяние, но тут Рязанову вспомнилась прекрасная полька Барбара Брыльска, некогда поразившая его тонкой и лиричной игрой в фильме «Анатомия любви». «Вот то, что надо!» — подумал режиссер и, недолго думая, позвонил актрисе. Барбара прочитала сценарий и согласилась прилететь в Москву на пробы.

Барбара Брыльска идеально воплотила образ Нади. Она была нежна, загадочна и удивительно хороша собой — в такую действительно можно было без памяти влюбиться за одну ночь, вот только озвучивать ее героиню пришлось другой актрисе. Помимо иностранного акцента у Барбары Брыльской был не особенно романтичный, грубоватый голос, и в фильме за нее говорит Валентина Талызина, а поет Алла Пугачева. Поэтому можно сказать, что образ возлюбленной Жени Лукашина создали сразу три талантливых женщины.

На роль Лукашина Рязанов хотел пригласить Олега Даля, но тот отказался, потому что не хотел сниматься в комедии. Пробовался на эту роль Андрей Миронов, но после долгих сомнений режиссер отверг его кандидатуру. Рязанову показалось, что Миронов слишком обаятелен и великолепен, что он не сможет достоверно создать образ застенчивого холостяка.

Примерить роль Лукашина на Андрея Мягкова режиссеру посоветовал кто-то из съемочной группы, но Рязанов долго не хотел приглашать его на пробы, считая Мягкова трагедийным актером и не очень веря в его комедийные способности. Но, как выяснилось, талант Мягкова оказался достаточно многогранен, и главный герой «Иронии судьбы» получился именно таким, каким и должен быть, — немного смешным и нелепым, но при этом трогательным и симпатичным.

Ревнивого Ипполита тоже поначалу должен был играть другой актер — Олег Басилашвили, который даже уже начал сниматься, но вынужден был отказаться от работы над фильмом. Кстати, в картине остался его «маленький след». На многострадальной фотографии Ипполита, которую Лукашин выбрасывает с балкона в снег, изображен вовсе не Юрий Яковлев, а Олег Басилашвили, загримированный под Ипполита.

«Видеть цель, не видеть препятствия и верить в себя!»
Из культовых новогодних кинокомедий фильм «Чародеи» самый молодой, — он вышел на экраны в 1982 году. За основу сюжета была взята книга братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», они же написали сценарий. Чего стоило режиссеру Константину Бромбергу добиться разрешения на съемки, остается только гадать, ведь в то время книги Стругацких считались идейно вредными.

Впрочем, ничего антисоветского и даже хотя бы немного крамольного в фильме нет. Прежде чем выпустить картину на экраны, редакторы очень пристально изучали ее, но придраться оказалось практически не к чему. Пострадал только образ говорящего кота — почти все сцены с котом были вырезаны. Чиновникам говорящий кот напомнил одного из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита», и они не могли допустить, чтобы у зрителя возникли неправильные ассоциации. В итоге кот говорит только два слова: «хам» и «ура», а ведь изначально у него было много интересных и смешных фраз, озвучивал которые Георгий Вицин.

Как ни странно, но самой большой проблемой режиссера при создании фильма были не проблемы с советской идеологией, а подбор актеров. Пробы на роль Алены Саниной прошли почти полсотни актрис, среди них были Лариса Удовиченко, Ирина Муравьева, Наталья Белохвостикова, Елена Проклова, Елена Цыплакова, Ирина Алферова, Елена Коренева, но все они не устроили режиссера. Муравьева не подходила по возрасту, Белохвостикова была слишком демократична, Алферова — чересчур лирична, Цыплаковой и Прокловой не хватило чертовщинки во внешности. Идеально сыграть ведьму получилось только у Александры Яковлевой. Ее утвердили на роль и стали подыскивать Иванушку.

С претендентами на роль Ивана Пухова оказалось еще сложнее. Альберта Филозова, на кандидатуре которого настаивали братья Стругацкие, отвергло телевизионное руководство, так же как Олега Янковского и Игоря Косталевского. Игорь Старыгин и Николай Еременко не смотрелись в кадре рядом с высокой Яковлевой. Идеальным партнером для актрисы стал Александр Абдулов, против которого чиновники тоже возражали. Однако Бромберг уже увидел в Абдулове своего Иванушку и на этот раз решил не сдаваться. «Либо Абдулов сыграет эту роль, либо никто!» — заявил режиссер и даже начал съемки без Иванушки. В сценах, где герои фильма едут на санях через заснеженный лес, снимался дублер. В конце концов, чиновники отступили, и Абдулова утвердили на главную роль.

Сестренку Ивана — Нину Пухову сыграла восьмилетняя Аня Ашимова, которую ассистенты режиссера нашли в коридорах художественной школы во Дворце пионеров. Это в наши дни юных красавиц множество. Популярен даже маникюр для девочек. В те годы фильм сделал Аню знаменитой на всю страну, однако актерская карьера девочку не прельстила, в кино она больше не снималась, выбрав профессию экономиста.

Ставшие такими популярными песни «Три белых коня» и «Снежинка» за Аню Ашимову исполняет Лариса Долина. За Александру Яковлеву поет Ирина Отиева, зато Эммануил Виторган и Михаил Светин, сыгравшие неутомимых друзей, всеми силами пытающихся воссоединить влюбленных, сами исполнили веселую песенку «Главное, чтобы костюмчик сидел», и сделали это не хуже профессиональных певцов.

«Чародеи» — самый волшебный из новогодних фильмов, созданных в советскую эпоху. В какой-то мере лента уникальна — ведь до нее ведьмы и колдуны имели право на существование только в детских сказках. Не удивительно, что и во время работы над картиной происходили чудеса. Утверждают, будто в Суздале, где снимались уличные сцены, над съемочной площадкой однажды кружил НЛО! Все его видели, но никто не успел заснять.


Татьяна УМНОВА, кинокритик        Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.