Rambler's Top100



В рядах борцов за мир

В рядах борцов за мир

Знаменитый французский писатель А.Франс в своих лучших произведениях выступает гневным обличителем буржуазных порядков.
  
Эта сильная сторона его творчества представлена в  сборнике, недавно выпущенном Государственным издательством художественной литературы. Не ограничиваясь художественными произведениями А.  Франса,   составители включили в сборник и его - менее  известные широкому читателю - публицистические выступления,       
представляющие большой интерес в наши дни борьбы  за мир, против поджигателей войны.

 Еще в 1906 году, разоблачая тайную дипломатию    буржуазных     правительств, писатель  говорил:   «Руководители реакционных партий, редакторы    националистических и умеренных газет умышленно волнуют народ возможностью   возникновения   войны...
В этом их политические и финансовые   выгоды».  
 
А. Франс обращает внимание на то, что военная истерия — повод для   наступления реакции   на  последние остатки   демократических    свобод. «Угроза войны — хлеб  насущный    для    реакции»,— отмечает А. Франс.

Война нужна капиталистам и как источник их обогащения. В приведенной в сборнике главе из романа «Остров пингвинов» рассказывается, как доктор Обнюбиль, приехавший в Новую Атлантиду, т. е. в США, попадает на заседание конгресса. Конгрессмены голосуют за новые войны.

Изумленному   Обнюбилю объясняют: «Число наших войн, естественно, возрастает с ростом нашей производительной деятельности. Как только какая-нибудь отрасль нашей промышленности не находит достаточного сбыта, нужно, чтобы война открыла ей новые рынки. Так, например, в этом году у нас была угольная война, медная война, хлопчатобумажная война. В Третьей Зеландии мы убили две трети населения, чтобы заставить остальных покупать у нас зонтики и подтяжки».

Доктор Обнюбиль и сам становится свидетелем того, как один из конгрессменов требует объявления войны стране, «которая дерзко оспаривает у наших свиней первенство ветчины и колбас на всех мировых рынках
—  Кто этот законодатель?— спросил доктор Обнюбиль.
—  Торговец свиньями.
—  Никаких возражений? — спросил председатель. — Я ставлю вопрос на голосование.
Война... была решена подавляющим  большинством посредством поднятия рук.
—  Как? — спросил Обнюбиль переводчика.— Вы так быстро и равнодушно соглашаетесь на новую войну?
—  Это война пустячная, она будет стоить не более восьми   миллионов долларов,
—  А люди?..
—  Они включены в эти восемь  миллионов».

Писатель видел, что капиталистам глубоко чужды национальные интересы, что им нужен только барыш. «На всех мировых рынках вырастает мощная клика финансистов... — писал он,— по самой своей природе глубоко чуждая духу патриотизма и народности. Мировая власть капитала создала во Франции, как, впрочем, и всюду, интернационал рабочих и космополитизм финансистов». 

А. Франс, как отмечал М. Горький, изумительно зорко видел и чувствовал все дурное капиталистического ада. В рассказах сборника писатель в свойственной ему манере реалистической сатиры разоблачает махинации буржуазных политиканов, с помощью продажных газет обеспечивающих себе победу на выборах («Граф Морен»); тупоголовость, ханжество и жестокость судебных чиновников («Господин Тома»).

В известном рассказе «Кренкебиль» писатель изображает трагическую судьбу простого человека, раздавленного судебной машиной. Суд поверил нелепому обвинению полицейского. «Когда человек, дающий показания, вооружен саблей, надо слушать саблю, а не человека»,— с убийственным сарказмом констатирует А. Франс.


Считая гибель буржуазного общества неизбежной, А. Франс с надеждой обращает свои взоры к пролетариату. Рассказы и публицистика А. Франса внушают читателю отвращение к буржуазному обществу и служат делу борьбы за мир и демократию во всем мире.

О. ЛОЗОВЕЦКИИ

Источник: журнал "Огонёк" №9, 1951, стр. 20

__________________________________

А. Ф р а н с «Рассказы. Публицистика». ГИХЛ. М.-Л. 1950. 152 стр. Цена 2 руб.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.