Rambler's Top100



Отличить льва от леопарда

Отличить льва от леопарда

Об этом нам рассказал Ефим КОМАРОВСКИЙ, сотрудник Военно-геральдической службы МО РФ, кандидат исторических наук, заслуженный член Всероссийского геральдического общества, автор около 400 гербов, среди которых гербы Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Московской патриархии; Большого театра России; народного артиста СССР, режиссера Марлена Хуциева; известнейшей балерины Екатерины Максимовой; старейшего русского разведчика, «диверсанта номер один XX века», личного врага Гитлера и Муссолини Ильи Старинова... Сегодня Ефим Комаровский поделится с нами некоторыми секретами своей древнейшей науки.

– Ефим Анатольевич, когда заходит речь о гербах, в памяти сразу всплывают образы средневековых рыцарей, аристократов и других титулованных особ. Кто сегодня может позволить себе иметь герб?

– В царской России гербы могли иметь только дворянские роды, но сейчас с этим стало гораздо проще. Сегодня стать гербовладельцем (армигером) может любой гражданин. Гербами обзаводятся не только частные лица, но также школы, банки, торговые компании, корпорации, учебные заведения. Любая мало-мальски уважающая себя организация, фирма, компания, фонд могут иметь не просто логотип, но и полный герб.

– А чем отличается герб от эмблемы?

– Хотя и то и другое относится к символике, тем не менее это разные вещи. Логотип – это фирменный товарный знак определенной организации, корпоративного объединения. В отличие от герба он трудно поддается описанию – его нужно видеть. Эталоном же герба служит прежде всего словесное описание. Любой геральдист сможет нарисовать герб по его словесному описанию.

– И даже если это государственный герб?

– В принципе, да. Кстати, с точки зрения геральдики, в Конституцию РФ вкралась досадная неточность. В статье Конституции, посвященной государственному гербу, написано, что наш герб «…увенчан двумя малыми коронами, и над ними – одной большой». С точки зрения геральдики, точнее было бы написать: «увенчан тремя императорскими коронами». Я считаю так: если уж взяли символ – извольте следовать его точному формальному описанию!

– Может, от таких мелких неточностей и многие наши большие беды?

– Вообще-то с символикой шутки плохи! Вспомним историю... Когда Гитлер своей волей повернул свастику – а это мощнейший древний энергетический символ, знак солнца и процветания – в другую сторону, то и Германия стала двигаться в противоположную сторону от света, добра и Бога – в прямом и переносном смысле. И по сей день в истории человечества вряд ли найдется хоть один геральдический знак, столь безоговорочно воспринимаемый как символ зла.

– Что же необходимо учитывать при составлении герба? Какие геральдические правила существуют?

– Эти правила и законы отработаны веками. Главная задача герба – с помощью символики рассказать о его владельце: о родовых корнях, о личных пристрастиях или профессиональной деятельности. Геральдическое изображение всегда символично, каждый его элемент – фигура, форма деления щита или цвет – выбран не случайно. Основой герба является щит, на который наносятся геральдические символы.

В гербе могут присутствовать самые различные фигуры: мифологические персонажи, животные, звезды, планеты, растения. По правилам, в геральдике используются только два металла (серебро и золото), эмали пяти цветов (синий, черный, зеленый, красный, пурпурный) и мех двух видов (горностай и белка) – другого быть не должно. Каждый штришок, каждый поворот фигуры в нашей науке имеет свое значение. Возьмем, к примеру, льва – символ благородства, силы, уверенности в себе.

 Авторы старых геральдических правил и трактатов утвердили следующую норму: лев всегда должен изображаться стоящим на задних лапах да к тому же еще и быть повернутым в профиль. Если же лев ступает на три лапы, приподняв переднюю, а голова его повернута на зрителя, то для геральдики это уже иное животное – леопард! Но стоит только повернуть морду этого самого леопарда в профиль, и он становится… леопардовым львом. А вот если морду гордо идущего на задних лапах царственного животного повернуть на зрителя, то лев превращается… в львиного леопарда! И никак иначе!

– А как при этом быть с желаниями клиента? Допустим, человек хочет увековечить в гербе себя любимого, ну или своего домашнего любимца – собачку, кошечку, попугая. Это возможно?

– В геральдике существует несколько серьезных запретов. Не следует изображать в гербе атрибуты современной жизни, архитектурные здания, сооружения, природные объекты, портреты и лица. Написание букв, цифр или нот – дурной тон, хотя такое мы тоже видим иногда в гербах. А вот любимые животные вполне могут в него попасть. Недавно я составлял герб одному известному человеку, который коллекционирует все, что связано с божьими коровками. На мой взгляд, получился замечательный теплый герб, в котором изображены божьи коровки. Так что в гербе вполне реально изобразить и коня, и медведя, и рысь, и оленя, и даже дракона. Правда, замечу, не стоит устраивать из герба зоопарк – чем проще и лаконичнее изображение, тем ценнее герб.

– Итак, любой герб нуждается в пояснении. О чем может поведать, к примеру, герб Пушкина?

– На родовом гербе Пушкиных четырехугольный, заостренный внизу (французский) щит, разделенный на три части, в которых размещены символические фигуры: в верхней части на пурпуровой подушке с золотыми кистями лежит бархатная княжеская шапка, в правой нижней части – рука с поднятым вверх мечом, в левой нижней – одноглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в когтях державу и меч. Над щитом расположен рыцарский шлем с золотой дворянской короной. Все это окружает голубой намет с золотым подбоем и тремя страусовыми перьями. Княжеская шапка на фамильном гербе означает, что предок Пушкина по отцовской линии воевал под знаменами князя Александра Невского. Поднятый вверх меч в руке – указывает на то, что кто-то из предков отличился в военном деле. Орел – родовой герб предков Радши.

Кстати, у Мусиных-Пушкиных – похожий герб. Только он имеет не три поля, как здесь, а четыре. Это свойственно геральдике: род объединяется с другим, фамилия сдваивается, а значит – объединяются и гербы… Таким вот образом Мусины-Пушкины добавили к гербу Пушкиных свою часть.

– Значит, нынешние потомки известных родов вправе добавлять в древний герб и что-то свое?

– Основной смысл герба – в его неизменности. Лучше передать герб своим детям и внукам неизмененным.

– Так много сложностей! А вообще, зачем нужен герб?

– Герб не просто набор красивых символов. Он воплощает в себе осознание собственной индивидуальности, значимости, неординарности. По гербу всегда судили о человеке. Если дворянин был замечен в некорректном поведении, его лишали титула, но могли и подвергнуть наказанию герб! А вот герб маршала Жукова украшает сразу 5 рыцарских шлемов – это дань уважения к победам великого человека. Рука Георгия Победоносца, поражающая змея под стенами Москвы, напоминает о поражении немцев у стен столицы. Даже состоящий из одного слова девиз на гербе напоминает о том, что Г.К. Жукова называли маршалом победы… И звучит он гордо: «Победа».

– А какое-то практическое использование герб находил в семье?

– Изображение герба использовалось довольно широко: на пуговицах, печатях, перстнях, на ливреях прислуги, на памятниках, домашнем серебре, зданиях, фамильных реликвиях, на письмах.

– Существует ли статистика российских владельцев гербов?

– Увы, пока у нас не так уж много людей, имеющих свои гербы. Как правило, их сегодня заказывают творческие люди, люди искусства, военные, чья служба тесным образом связана с символикой, знаками различия. Среди армигеров много бизнесменов, чиновников разного уровня и ранга, политиков.

– А наш Президент имеет свой герб?

– Насколько мне известно, нет. Мне кажется, люди высокого ранга стараются не афишировать себя. И напрасно! Экс-президент Украины Леонид Кучма и недавний премьер-министр Украины Виктор Янукович имеют свои гербы. Кстати, последнему герб, в качестве подарка от друзей, делал ваш покорный слуга.

На западе геральдика развита более широко, потому там люди разного ранга, в том числе и президенты, имеют личные гербы. Надеюсь, мы тоже придем постепенно к понятию «геральдическая культура» и будем уважать символы соседа так же, как свои собственные.

– Ефим Анатольевич, а у вас есть свой герб?

– Да, я сам составил его лет 15 назад.

– Выходит, вы и есть самый настоящий армигер – основатель нового рода? Не было искушения подрисовать себе дворянскую корону?

– Я знаю 13 родов Комаровских, имеющих дворянские гербы. Один из них – графский. Но причислять себя к какому-то конкретному древнему роду у меня пока нет оснований. Для этого нужны серьезные и веские доказательства. И хотя сегодня можно встретить довольно много фальшивых дворянских и даже графских гербов, шутить такими вещами не следует. Чужая символика никогда не будет работать на человека. Но если я докажу свою принадлежность к одному из дворянских родов, я обязательно возьму герб своих предков и буду им гордится. А мой нынешний герб уйдет в историю. В геральдике такое случается…

– А могу ли я позволить себе такое удовольствие?

– Конечно! Если раньше в дворянской геральдике барышня, выходя замуж, автоматически принимала герб мужа и теряла свой, то теперь даже в одной семье могут быть разные гербы, хотя это и несколько странно выглядит. Так что вы имеете полное право на свой собственный герб! Как, собственно говоря, и любой из наших уважаемых читателей!

Марина ХАРАКТЕРОВА 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.