Дмитрий Журавлев. Служение звучащему слову.
В концертном зале Государственной библиотеки имени Ленина аншлаг. Сотни глаз устремлены на сцену: мастер художественного слова, народный артист СССР Дмитрий Журавлев читает «Пиковую даму». Зрители не шелохнутся, и кажется удивительным, что хорошо знакомое произведение слушается с восторгом первого открытия. Таким особенным даром обладал Д.М. Журавлев
Счастливая семья
Есть в Москве на Арбате в Спасо-Песковском переулке школа, ныне французская, а когда-то 71-я женская. Над ней шефствовали в те времена Вахтанговский театр и его знаменитое училище. В стенах школы часто можно было видеть известных артистов и будущих корифеев искусства.
В пионерском отряде, куда определили меня вожатой, я обратила внимание на одну девочку: тоненькая, какая-то особенно нежная и ласковая. Такие дети бывают в семьях, где царят любовь и взаимопонимание. Девочку звали Маша Журавлева. Мы познакомились, и я узнала, что у нее есть младшая сестра Наташа, более подвижная, темпераментная, но с тем же отсветом родительской любви в облике и поведении. «Наш папа Дмитрий Николаевич Журавлев тоже был вахтанговцем, теперь он мастер художественного слова, – сказала мне Маша, – а мама, Валентина Павловна, певица. Хочешь познакомиться с нашими родителями?» Об этом можно было только мечтать.
Так в конце сороковых годов я соприкоснулась с жизнью счастливой семьи. И счастье это составляли любовь и творчество. Глубокая и нежная любовь родителей друг к другу и детям. А в ответ – восторженные чувства девочек. В их маленькой квартирке в актерском доме на улице Вахтангова царила полная гармония.
Но понятие «любовь» в этой семье понималось неизмеримо шире, чем любовь семейная. Это было восхищение красотой природы, горячий интерес к архитектуре, музыке, поэзии, живописи, звучащему слову.
И эта любовь стала для Дмитрия Журавлева основой и опорой. Оберегаемый ею он прожил долгие 90 лет – родился 24 октября 1900 года, а ушел из жизни 1 июля 1991 года.
Служение звучащему слову
Дмитрий Журавлев родился на Украине в большом селе Алексеевка, что в 90 километрах от Харькова. В семье было шестеро сыновей, Митя был младшим.
«Мое детство было счастливым, – рассказывал мне Дмитрий Николаевич, – мягкий климат, живописность южнорусской степи, все было привлекательно. И очень уютна была наша усадьба с большим фруктовым садом и благоухающими цветниками. В доме звучало пианино. Интересовало устройство пианино. Родители пели в два голоса украинские, русские песни и романсы». Но главное, дома много читали вслух, и в мальчике рано проснулось желание читать не только для себя, но и для других – предстать перед «публикой».
В 1919 году Дмитрий Журавлев был принят в труппу Симферопольского драматического театра, где в то время играли Павла Леонтьевна Вульф, ученица знаменитого Владимира Давыдова, и молодая Фаина Раневская. За роль мальчика в спектакле «Взятие Бастилии» Р.Роллана Дмитрий заслужил похвалу Максимилиана Волошина – первая в его актерской жизни «рецензия». Спустя время Журавлев был принят в труппу Московского Вахтанговского театра.
Уже в первые годы работы в театре он начал готовить чтецкие программы и встретил одобрение и понимание замечательного артиста и педагога Бориса Васильевича Щукина. После одного вечера, на котором выступал Журавлев, он написал ему на своем фото: «Растущий, большой мастер, открывающий пути к сотворчеству с великими художниками литературы…».
В феврале 1931 года состоялся первый филармонический афишный концерт Журавлева в малом зале Консерватории. Успех был бесспорным.
В 1940 году Журавлев оставил театр. Началась его блистательная чтецкая деятельность. Служение артиста звучащему слову длилось более полувека: с 1931 по 1984 год, когда в дни 80-летия памяти Чехова на юбилейном концерте он в последний раз читал «Даму с собачкой».
Трудно охватить все программы чтеца за этот полувековой срок в концертных залах Москвы, Ленинграда, Ростова, Воронежа, Одессы, Харькова, Кишинева, Махачкалы, многих других городов страны, а также Болгарии и Чехословакии. А кроме поездок были еще бесчисленные выступления и записи на радио и телевидении.
Но однажды на гастролях чуть было не кончилась не только творческая деятельность, но и сама жизнь артиста – он попал в автокатастрофу, в которой получил тяжелую травму головы. Прогнозы были неблагоприятные. Но усилия врачей, поддержка семьи и друзей, а главное, горячее желание Дмитрия Николаевича выжить, выстоять и вернуться к работе сделали свое дело – он снова вышел на сцену.
Любовь как дар небес
Как-то после концерта я провожала Дмитрия Николаевича домой и вдруг услышала от него неожиданный вопрос: «А как вы думаете, всем ли людям нужен этот жанр – художественное слово?»
Я удивилась: «Конечно, всем!» И вспомнила собственный опыт восприятия знакомого произведения – чеховской «Дамы с собачкой» после чтения его Дмитрием Николаевичем. Тогда на экранах кинотеатров шел фильм по этому произведению.
– О чем этот фильм? – спросил меня Журавлев.
– О том, как несчастны эти двое, потому что не могут навсегда соединиться.
– Верно. А теперь послушайте мою «Даму с собачкой» и расскажете мне о впечатлении.
Я пошла на концерт, и изумлению моему не было предела.
– Дмитрий Николаевич, у вас Чехов совсем другой и другая любовь. Это история о чуде любви, которую получили эти двое как подарок судьбы. Ваш рассказ о счастье!
Дмитрий Николаевич рассмеялся, и его темного агата глаза засияли.
– Видите, как хорошо вы поняли! А кто-то говорит – зачем слушать знакомое? Знакомое, да не всегда правильно понятое.
Я часто задумывалась, слушая Журавлева, в чем духовное начало, искусства, какие темы наиболее ему близки? И поняла: сочувствие вызывал у чтеца «маленький человек» – любимый герой русской литературы. Его жизнь и боль – основная тема в творчестве Журавлева. Другая важнейшая тема его чтецких программ – любовь как откровение, любовь как дар небес.
Подтверждение этим мыслям я нашла в моей недавней беседе с талантливой актрисой, мастером художественного слова, замечательным педагогом Натальей Дмитриевной Журавлевой.
– Да, тема любви всегда волновала отца, и это волнение неизменно передавалось залу. А к «маленькому человеку» в русской литературе он относился просто как к близкому родственнику, душевно, сердечно понятному существу. Потому так великолепна была его «Шинель».
Его кредо
Уже в преклонные годы Журавлев рассказал мне историю своих «отношений» с «Пиковой дамой». Читал он ее всем, кому мог и где мог, начиная с 1936 года.
– И вот, полагая, что работа моя идет к концу, – рассказывал Дмитрий Николаевич, – я решил показать ее Михаилу Васильевичу Нестерову, большому русскому художнику, мнением которого я дорожил. В его доме собралась настоящие знатоки литературы: Щепкина-Куперник, дочь Ермоловой Зеленина, жена и дочери самого Нестерова. Я с большим подъемом прочел пушкинский шедевр. Дамы одобрили самым положительным образом. А мнение Нестерова было уничтожающим. «Никуда не годится, – сурово сказал он. – Многое недодумано, недосмотрено. Многого вы просто еще не знаете и не представляете себе… Неясны образы Германна и Лизы, груба вся линия старой графини.».
– Я пришел в шоковое состояние. Долго потом не мог прикоснуться к произведению, – продолжал Журавлев. – Но любовь к пушкинскому слову, молодое упрямство подвигли меня на дальнейшую работу. Она была кропотливой, глубокой и долгой. Я много читал, искал ответы в живописи, музыке. Особенно трудно давался образ Германна. Я понял, что первоначально романтизировал его образ, а это был стяжатель, сухой целенаправленный педант… Особенно ясно мне стало это после первых бомбежек 41-го года – немцы бомбили Москву пунктуально в одно и то же время.
В работе Журавлев опирался на собственную богатую фантазию, веру в магию слова, а также кропотливый труд. Было у чтеца и свое кредо, от которого он не отступал никогда: скупость изобразительных средств. «Глубоко ценя и любя слово, я восстаю против использования чтецами во время концертов музыки, костюмов и прочих вспомогательных аксессуаров», – говорил артист.
Две музы
Когда я думаю о блестящей карьере Дмитрия Николаевич Журавлева, то неизменно вспоминаю двух замечательных женщин: его жену Валентину Павловну Журавлеву и его единственного режиссера Елизавету Яковлевну Эфрон.
Дмитрий Журавлев увидел Валентину Павловну в Вахтанговском театре, куда она пришла по какому-то делу. Черноглазая, с длинной черной косой и с матово-бледным цветом лица, Валентина произвела большое впечатление на молодого артиста. Они познакомились и начали встречаться. Так было положено начало замечательной семье Журавлевых.
После окончания консерватории по классу К.Н.Дорлиак Валентина работала на радио.
Несмотря на молодые амбиции, юная жена быстро поняла одаренность мужа и отказалась от певческой карьеры. Свою жизнь она посвятила семье и делам мужа. «Мама создала дома обстановку взаимной любви, понимания, преклонения перед папиным делом, - рассказывает Наталья Журавлева. – Она полностью отстранила папу от бытовых проблем, и он мог «витать» в облаках искусства. И так всю жизнь, с 1935 года, года женитьбы, до 1 июля 1991 года, когда папы не стало, – 56 лет семейного счастья!»
И Мария, и Наталья и сегодня убеждены, что мама во многом «сотворила» народного артиста Д.Н.Журавлева. Без ее вкуса, такта, мудрости, ее веры в талант, он был бы другим, и иными были бы его достижения.
Елизавета Яковлевна Эфрон – крупная, замечательная личность, преданный друг семьи. Она родилась и выросла в семье известных революционеров Елизаветы Петровны Дурново и Якова Константиновича Эфрона. Сергей Эфрон, ее родной брат, был мужем Марины Цветаевой.
Елизавета Яковлевна стала артисткой, режиссером, а когда из-за тяжелой болезни сердца, ей пришлось оставить театр, начала преподавать актерское мастерство и художественное слово. Прослушав программу первого афишного концерта Журавлева, Елизавета Яковлевна изложила ему свои «рабочие претензии». С этого началась их совместная работа.
«Нарисовалась» и кардинальная ее тема: как добиться различия «голосов» исполняемых авторов, чтоб «голос» Пушкина звучал отлично от «голоса» Чехова, а «голос» Тургенева – от «голоса» Толстого. И так изо дня в день, без жесткого «режиссерского плана», при полном отсутствии «режиссерского диктата». Шла глубокая, постоянная работа двух редкостно талантливых личностей, партнеров-единомышленников, товарищей в неутомимых поисках. «Встреча с Елизаветой Яковлевной стала великим событием всей моей жизни», – говорил Дмитрий Николаевич.– Она не прощала промахов, не закрывала глаза на недостатки, за что я ей бесконечно благодарен».
Музыкальный подарок от Рихтера
Велика роль музыки в творческой жизни Д.Н.Журавлева. Любовь к музыке началась для артиста в ранней юности еще в родительском доме. А позже продолжилась в Москве. Несказанно повезло Диме Журавлеву: он слушал Собинова и Нежданову, Степанову и Обухову, Петрова и Козловского. Симфонические и сольные концерты, выступления великих музыкантов, особенно после знакомства с Валентиной Павловной, стали неотъемлемой частью его жизни. Валентина Павловна дружила с Ниной Львовной Дорлиак, женой Рихтера. И как особое счастье появился в жизни Журавлева Святослав Рихтер, его концерты, его домашние праздники, его искренняя дружба и письма от него со всех концов света. Иногда он получал от Рихтера «музыкальные подарки». Особенно ярко помнится мне один такой «подарок».
80-летний юбилей Дмитрия Николаевича отмечался в Государственном музее А.С.Пушкина. Были речи и концертные выступления. И вот на сцену из зала стремительно поднялся Рихтер. Он исполнил для Журавлева миниатюру «Вереск» Дебюсси. Игра была столь проникновенной, что юбиляр принял музыканта в объятия. А зрители буквально отбили ладони в аплодисментах. Не знаю смог ли бы Журавлев так читать публике Тургенева, Пушкина, Блока, если бы не было в его жизни Святослава Рихтера и его музыки?
Так талант, великий труд и любовь к своему делу, к близким людям, своей публике, ко всему земному продлили жизнь замечательного человека и народного артиста на девяносто лет.
Галина СНИТКОВСКАЯ, искусствовед Журнал «60 лет – не возраст»
Читайте также:
Ностальгия
- Back in the USSR
- Время, события, люди
- Работают все радиостанции Советского Союза!
- Кинохроника СССР
- На голубой огонек
- Сквозь годы
- ЖЖ "Третий возраст"
- Гости с верхней полки
- Когда мы были девочками и мальчиками. Путешествие обратно.
- Галерея
- Встреча со слезами на глазах...
- Цитатник
Партнеры
Из почты
Навигатор
Информация
За рубежом
Рекомендуем:
- Знакомимся друг с другом, "третьевозрастцы".
- Зарубежная информация
- Кто чаще изменяет: мужчины или женщины — весьма подробная статистика
- Так мы жили совсем недавно...
- Моё советское детство. Часть 1.
- Моё советское детство. Часть 2.
- Моя советская юность. Часть 1.
- Моя советская юность. Часть 2.
- Новодевичье кладбище. Экскурсия.
- 15 лучших сайтов для пожилых людей в 2024году
- Первая древнейшая...
- Под эти песни мы влюблялись...
- Песни молодого "третьего возраста"
- Кинотеатр "Третьего возраста"
- Каждый божий день в мире происходит 120 миллионов половых актов.
- Так мы жили...
- Про это. Телевизор в годы нашей молодости
- Из нашей страны до Америки 15 минут хода на моторной лодке.
- Приглашаем в театр (без угрозы ковида)
- Врачи рассказали, как человек может проверить, доживет ли он до 80 лет
- Их уже нет с нами. Никого...
Комментарии к статье