Режиссер Марлен Хуциев
Гран-при за выдающийся вклад в российский и мировой кинематограф и Приз международной ассоциации кинокритиков вручили на II Санкт-Петербургском кинофоруме Марлену Хуциеву. В рамках кинофорума прошла ретроспектива фильмов режиссера, и здесь же впервые были показаны фрагменты новой картины Марлена Мартыновича «Невечернее».
О проблемах отечественного и мирового кино, о своих учениках и друзьях, а также о ситуации в Союзе кинематографистов рассказал «НИ» Марлен ХУЦИЕВ.
– Свою картину «Невечерняя» вы снимаете на копейки и уже несколько лет. Трудно сегодня снимать кино?
– Большинство картин, которые сейчас снимаются, преодолевают чудовищные проблемы с финансированием. Моя картина «Невечерняя», говоря современным языком, некоммерческая, и я не стал привлекать к ее созданию спонсоров. Сюжет фильма построен на реальных событиях – встречах Толстого с Чеховым. Фильм делится на две части – первая происходит в Москве (Антона Павловича внезапно навестил в больнице, куда он попал с тяжелым заболеванием, сам Толстой).
– Петербург, во многом благодаря литературе, считается болезненным городом, где людей одолевает сплин, депрессия, тоска и посещают страшные идеи, описанные Достоевским. Как вы себя чувствуете в этом городе?
– Петербург-Ленинград мне очень дорог – здесь жили мои большие друзья – режиссеры Владимир Венгеров, Юлий Карасик… Но я давно не был в Петербурге – заела московская суета и всякие проблемы. Сейчас в Петербурге отдыхаю душой и никакой депрессии не ощущаю. Вспоминаю, как Володя Венгеров здорово читал стихи Пушкина. Признаюсь, мне немного грустно, когда я вспоминаю эти годы, эти чувства. Я осознаю, что в мире происходят странные явления, что мы медленно и верно сходим с ума, но разлагать человечество с помощью искусства – это беспредел.
– С таким наставлением ваши студенты – начинающие режиссеры вряд ли смогут покорить мировой кинематограф и стать победителями ведущих фестивалей?
– Мой ученик – Бакур Бакурадзе привез на кинофорум свою новую работу «Охотник», и это для меня событие. Бакур, будучи моим студентом, ставил «Гамлета», и это было нечто удивительное, ни на что непохожее. Бакур – очень вдумчивый человек, сосредоточенный и глубокий. Но кино у нас находится в зависимом положении, и это обстоятельство приходится преодолевать и Бакуру, и другим моим ученикам.
– В прошлом году под руководством Егора Кончаловского был создан киноальманах «Москва, я люблю тебя». Видели ли вы этот сборник из новелл молодых кинематографистов? Не хотелось ли вам тоже воспеть современную Москву, как вы это сделали в фильме «Застава Ильича».
– Мое детство прошло в Москве, а вот отрочество в другом месте. Потом я вернулся в Москву поступать во ВГИК, а после его окончания снимал первые свои картины в Одессе и за те годы соскучился по Москве. Я много ходил по Москве пешком – жил в районе Покровки и Чистых прудов и не мог надышаться этим городом, его духом, добром и теплом. Помню Москву с детских лет – помню Сухареву башню. Москва сейчас очень изменилась, и я не вижу причин, чтобы ее воспевать. Альманах «Москва, я люблю тебя» я видел, но не могу сказать, что во мне возникла ностальгия или я испытал восторг. Придуманные новеллки, в которых нет жизни и нет настоящих чувств, подлинной любви к городу, людям, истории.
– А та Москва, которую показал ваш ученик Бакур Бакурадзе в своем дебютном фильме «Шультес», – подлинная?
– Это другая Москва, которую увидел талантливый художник Бакур Бакурадзе. Когда я посмотрел фильм «Шультес», спросил у Бакурадзе: «Ты все картины собираешься снимать в этой манере: люди приходят, уходят, и все несколько отстранено», на что он ответил: «Нет, моя следующая картина будет совсем другой!» Свой стиль – это хорошо, но повторы – плохо.
– Почему вы отказались снимать ремейк фильма «Весна на Заречной улице»?
– Причина очень простая – нет больше Николая Рыбникова, и нет актера, даже близко похожего на него. Я не стал возражать, чтобы «Весна на Заречной улице» вышла в цвете, потому что верю в то, что старые фильм могут иметь новую жизнь и новое дыхание, но ремейка «Весны...» никогда не будет, потому что это было бы нечестно по отношению к себе и к коллегам, которые ушли.
– Если бы сейчас начинать жизнь сначала, вернуться в 18 лет, вы бы не отказались от профессии режиссера?
– Я очень любил кинематограф, но режиссером быть не собирался. Срезался на экзамене, когда поступал в Академию художеств, и остался без хлебных карточек. Моя мама, которая когда-то училась в Тбилисской киношколе, устроила меня работать на киностудию. Когда увидел съемки, то в полной мере ощутил на себе «отраву» кинематографа. До этого не знал – что такое ВГИК и что такое пленка, камера. Скорее всего, я не отказался бы стать режиссером, потому что эта профессия подарила мне встречу с очень хорошими людьми. В жизни каждого человека самое главное – это хорошие люди, их дружба. Очень важно в любой ситуации прежде всего оставаться честным человеком, о чем я и говорю своим студентам.
– Но когда произошел раскол в Союзе кинематографистов и вас попросили возглавить оппозицию, которая должна была бороться с Никитой Михалковым, вы столкнулись с далеко не самыми лучшими человеческими качествами – трусостью, ложью, подлостью?
– Честно скажу, что вопрос с Союзом кинематографистов малоприятный для меня. Когда впервые председателем Союза кинематографистов выбрали Михалкова, тогда выдвигали и мою кандидатуру, но я ее снял – в пользу Михалкову. Думал, что Никита – молодой, энергичный, и уступил ему дорогу. Потом об этом неоднократно пожалел, но исправить ситуацию не получилось. Союз кинематографистов стал погружаться в чуждое пространство, где мало кому из моих старых коллег было уютно. Меня уговорили возглавить оппозицию, пообещав, что подставят крепкое молодое плечо, но в результате не подставили.
Читайте также:
- Сбежим на сто лет назад
- Радио было всем
- Светофор Владимира Кантора
- Дело универмага "Москва".
- История любви
Ностальгия
- Back in the USSR
- Время, события, люди
- Работают все радиостанции Советского Союза!
- Кинохроника СССР
- На голубой огонек
- Сквозь годы
- ЖЖ "Третий возраст"
- Гости с верхней полки
- Когда мы были девочками и мальчиками. Путешествие обратно.
- Галерея
- Встреча со слезами на глазах...
- Цитатник
Партнеры
Из почты
Навигатор
Информация
За рубежом
Рекомендуем:
- ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Аудиокнига.
- Знакомимся друг с другом, "третьевозрастцы".
- Зарубежная информация
- Кто чаще изменяет: мужчины или женщины — весьма подробная статистика
- Так мы жили совсем недавно...
- Моё советское детство. Часть 1.
- Моё советское детство. Часть 2.
- Моя советская юность. Часть 1.
- Моя советская юность. Часть 2.
- Новодевичье кладбище. Экскурсия.
- 15 лучших сайтов для пожилых людей в 2024году
- Первая древнейшая...
- Под эти песни мы влюблялись...
- Песни молодого "третьего возраста"
- Кинотеатр "Третьего возраста"
- Каждый божий день в мире происходит 120 миллионов половых актов.
- Так мы жили...
- Про это. Телевизор в годы нашей молодости
- Из нашей страны до Америки 15 минут хода на моторной лодке.
- Приглашаем в театр (без угрозы ковида)
- Врачи рассказали, как человек может проверить, доживет ли он до 80 лет
- Их уже нет с нами. Никого...
Комментарии к статье