Rambler's Top100



Колодец городского головы

Колодец городского головы

Пятнадцать лет назад в небольшом особнячке тихого Токмакова переулка Москвы обосновалось Общество купцов и промышленников России. Когда-то в XIX веке в этом доме жили купец 1-й гильдии Дмитрий Четвериков и купец-промышленник, потомственный почетный гражданин России Николай Варенцов. Но после известных событий 17-го года купеческие семьи выселили, а дом заселили коммунальным людом. И только в 1995 году все вернулось на круги своя – в усадьбу вновь вернулся дух русского купечества.

Эстафету, прерванную на 70 с лишним лет, новое Общество купцов и промышленников России приняло от Московского купеческого собрания. Сегодня его членами могут стать потомки купеческих родов, а также представители нового бизнеса. В его рядах уже около 7 тысяч членов, имеются филиалы в десятках городов России и за рубежом.

В основе деятельности лежат семь постулатов – заповедей ведения дел в России, которые были выработаны российскими предпринимателями аж в начале прошлого века. Вот они: люби и уважай человека, уважай право частной собственности, уважай власть, живи по средствам, будь честен и правдив, будь верен своему слову, будь целеустремлен.

Руководство организацией осуществляет Купеческое собрание, во главе которого старшина – Александр Владимирович Дударенко, предки которого по материнской линии были купцами и владели соляными копями в Геническе Мелитопольского уезда. Сегодня в общество входят представители таких известнейших предпринимательских семей, как Морозовы, Алексеевы, Сытины, Рябушинские, Бахрушины, Смирновы, Красильщиковы, Арманды, Лепешкины, Прохоровы, Мамонтовы и многие другие.

У большинства потомков известных родов судьбы складывались порой очень непросто: не все из них сегодня богаты и обеспечены, имеют свое дело. Но когда они встретились в день празднования юбилея Общества под одной крышей, было заметно, что все собравшиеся сохранили невероятный оптимизм, жизнелюбие и желание помогать другим.

Российские купцы и предприниматели самым активным образом участвовали в создании экономического потенциала страны, в укреплении ее государственности. Но на их счету не только производство материальных ценностей. Великая их заслуга – большой вклад в области духовной. В конце XIX века состоятельные промышленники и богатые купцы активно вкладывали деньги в развитие культуры и искусства – в музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки.

 Благотворительность стала обязательным занятием для представителей этого круга. Однако свою роль как меценатов не принято было афишировать. Русский историк и публицист Михаил Погодин в своем выступлении в Москве в 1856 году так сказал о благотворительных делах московского купечества: «…Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».

«Богатство обязывает», – любил говорить Павел Михайлович Рябушинский, который славился в тогдашней России своей широкой благотворительностью. Он открыл народную столовую, в завещании оговорил капитал на бесплатное ежедневное кормление трехсот человек.

Это сознание, что если Бог дал тебе, то и ты должен помогать другим – было очень распространено в купеческой среде. Так, Иван Артемьевич Лямин, самый известный представитель рода Ляминых, Московский городской голова, выдающийся финансист, основатель Московского купеческого банка, известный промышленник, на свои средства построил в Яхроме один из самых грандиозных соборов – Храм Живоначальной Троицы, а в Дмитрове – Елизаветинскую тюремную церковь и детский приют. Помимо всего, Иван Артемьевич активно участвовал в создании Политехни­че-ского музея и детской больницы св. Владимира в Москве.

 Свои подмосковные имения в Дмитровском уезде при селах Даниловское и Подлипичье Лямины отдали под благотворительные заведения рабочим и служащим Покровской мануфактуры. Об этом нам рассказала Татьяна Владимировна Лямина-Всесвятская, потомок известного рода, ныне банковский служащий. Современные Лямины и сегодня в силу своих скромных возможностей помогают детскому дому в Дмитрове и в деле возрождения Храма в Яхроме.

Как правило, предприниматель, возводивший фабрику, строил рядом поселки и школы для рабочих. Так, известный книгоиздатель и просветитель Иван Дмитриевич Сытин постоянно заботился о рабочих (а их у него насчитывалось более 12 тысяч), старался создать им не только нормальные условия труда, но и жизни. Следуя своему золотому правилу «Деньги – средство, цель – созидание», он выпускал массовыми тиражами учебники, научно-популярную литературу, копеечные издания сочинений классиков русской литературы, народные календари.

 Многое сделал он для открытия при издательстве бесплатной школы техники рисования и литографского дела, где обучались наиболее одаренные дети рабочих и служащих, руководил школой академик Н.А. Касаткин. Иван Дмитриевич Сытин умер персональным пенсионером в 1934 году. До последнего дня бывший мультимиллионер служил консультантом в Госиздате СССР.

Всеволод Маркович Егоров-Федосов, один из близких потомков семьи Армандов, о своем роде написал книгу. Подмосковное Пушкино – вотчина его предков. Пушкинские промышленники Арманды выделили денежные средства и материалы для строительства жилья. Для фабричных рабочих были построены дома-спальни, а для мастеров – дома с квартирами.

Большим событием стало открытие школы и библиотеки с читальным залом! На средства Армандов была построена дорога от старого Ярославского шоссе к железнодорожной станции. С их помощью строился и первый вокзал станции Пушкино.

Сильным стимулом на поприще благотворительности была любовь к искусству. Даже страшно представить, что не было бы у нас Третьяковской галереи, если бы Павел Михайлович не любил живопись. Не стал бы Савва Мамонтов создавать Русскую частную оперу, если бы не увлекался театром.
Таких образчиков не счесть.

«Сегодня в нашем обществе еще бытует мнение, – поделился с на-шим корреспондентом старшина А.В. Дударенко, – что благотворительность связана с криминалом, с отмыванием «грязных» денег, а ведь проявление щедрости к слабым и неимущим, безвозмездная помощь науке, культуре, образованию всегда были в традициях российского бизнеса. Думаю, утерянные традиции российского меценатства сегодня необходимо возрождать на государственном уровне. И начинать надо с пересмотра налоговой политики в отношении меценатства и благотворительности».

По данным аналитиков, корпоративной благотворительностью у нас занимается две трети коммерческих структур. Наибольшую активность в этом проявляют представители малого и среднего бизнеса. А вот современные богатейшие россияне в большинстве своем предпочитают вкладывать деньги в дорогие удовольствия, роскошную недвижимость, в красивые лимузины, яхты.

Конечно, это личное дело человека, на что тратить деньги: на собственное удовольствие или на помощь ближнему. Но вот несколько фактов из жития Николая Александровича Алексеева. Свое немалое жалование городского головы он полностью отдавал на благотворительные акции. Официальные банкеты и приемы зачастую устраивал за свой счет. Он являлся попечителем нескольких начальных учебных заведений, директором Попечительного комитета о тюрьмах, директором Русского музыкального общества, почетным членом Общества для пособия нуждающимся студентам Московского университета, казначеем Дамского комитета Общества Красного Креста.

При нем в городе было выстроено 80 школ и училищ. Самым замечательным благотворительным актом являлось строительство Алексеевской психиатрической больницы, которая до недавнего времени носила имя известного психиатра Кащенко. По почину городского головы Алексеева был объявлен сбор средств на строительство больницы для душевнобольных, который нашел горячий отклик среди населения. Вносили самые разные суммы – кто сколько мог – от пяти рублей до тысячи и более.

Между тем Николай Александрович Алексеев, городской голова, построивший московский водопровод и обеспечивший москвичей водой, до конца жизни продолжал пользоваться колодцем, чтобы кто-нибудь не упрекнул его в злоупотреблении властью…


Марина ХАРАКТЕРОВА 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.