Rambler's Top100



В ЖКХ нужны профи. А их нет

В ЖКХ нужны профи. А их нет

Печально, но факт: подавляющее большинство наших граждан (если точнее, то 60 процентов) проживает в домах, которым словосочетание «капитальный ремонт» знакомо лишь понаслышке. На проведение столь масштабного мероприятия хронически не хватает денег. Вот и приходится людям жить, словно под Дамокловым мечом, рискуя каждую минуту оказаться погребенными под обломками родного крова.

Правда, после того как Президент РФ подписал Федеральный закон № 185¬ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно­коммунального хозяйства», граждане несколько воспрянули духом. И это не удивительно: в документе говорится о предоставлении финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение тех, кто ютится в аварийном жилье.

 Деньги на эти цели станут стекаться в специально созданную государством корпорацию, или иначе Фонд содей­ствия реформированию жилищно­коммунального хозяйства. Они будут складываться из имущественного взноса РФ в размере 240 миллиардов рублей и доходов, получаемых корпорацией от инвестирования временно свободных денежных средств и других законных поступлений.

О плюсах и минусах нововведения рассказывает депутат Государственной Думы РФ  Галина ХОВАНСКАЯ.

– Начну с Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», принятого еще в 1991 году. В статье 16 содержится норма о том, что государство – бывший наймодатель, передавший гражданам жилье в собственность, обязано заниматься  его капитальным ремонтом. Норму эту пока никто не отменял. Поэтому гражданам – собственникам квартир, решившим получить компенсацию за несостоявшийся ремонт дома, есть на что опереться.

То, что власть наконец вспомнила о своем долге перед ними, очень радует: в законе говорится о создании корпорации, фонда, который с финансовой точки зрения будет решать проблему приведения жилья в порядок. Цена вопроса – 240 миллиардов рублей. Если суммировать задолженность бюджетов всех уровней по капремонту, это не слишком много. По минимальным оценкам Министерства регионального развития РФ, она превышает 3 триллиона рублей, то есть заложенная в законе сумма составляет менее 10 процентов от реальной потребности. 

Но лиха беда начало. Движение властей в сторону граждан, несомненно, можно только приветствовать.

Теперь о том, каким образом сделать так, чтобы государственные деньги дошли до непосредственного потребителя. Казалось бы, для этого тому или иному субъекту РФ достаточно признать дом либо нуждающимся в капитальном ремонте, либо аварийным и подать в Фонд соответствующую заявку. Однако все далеко не так просто.

Предварительно региональным властям придется выполнить 12 условий. Скажу сразу: два из них точно окажутся не под силу бедным регионам. Ни для кого не секрет, что таких – дотационных – регионов в нашей стране большинство. Из 24219 муниципалитетов 96 процентов тоже живут на дотации из регионального и федерального бюджетов.

Итак, какие же условия предлагается выполнить? Первое: субъекты РФ должны иметь региональную адресную, утвержденную по всем правилам программу капремонта с указанием перечня домов и объема денежных средств, которые должны выделить на их ремонт местные бюджеты, товарищества, собственники жилья, сами собственники, словом, все те, кто имеет отношение к данным домам.  

Второе условие касается наличия еще одной региональной адресной программы – по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В ней тоже должен присутствовать список домов (но – аварийных) и соответствующие финансовые выкладки.

По силам ли такая задача для дотационных регионов? Если в сфере капремонта какие­то перечни, возможно, и есть, то с аварийным жильем все гораздо сложнее.

Если дом признан аварийным, власть в соответствии с Жилищным кодексом РФ обязана немедленно отселять людей. Но в 99% случаев на местах нет необходимого для этого жилищного фонда. Поэтому принятие решений о признании домов аварийными искусственно тормозится. В результате бедные регионы оказались в сложной ситуации. Закон № 185¬ФЗ сказал им: на дома, признанные на 1 января 2007 года аварийными или нуждающимися в капремонте, будут выделены деньги. Те, кто по объективным причинам не мог признать дом аварийным, оказались в пикантном положении.  Потому что жилищные объекты, получившие данный статус после указанной даты, в эту «игру» играть не смогут.

Еще одно условие гласит, что к определенному сроку в данном регионе должно быть создано столько­то и столько­то товариществ собственников жилья (ТСЖ). Но разве это возможно в ветхих, гнилых домах? Первое, что спросят жильцы, когда их придут агитировать за создание ТСЖ: а кто будет делать ремонт и за чей счет? Кто¬то живет на мизерную зарплату, а кто­то – на пенсию…

Последующие вопросы будут такими: даже если мы и наскребем деньги на капремонт, нам придется платить налог на прибыль с этих денег. Почему этот налог еще не отменен?  А в дополнение к нему есть еще налог на добавленную стоимость, есть земельный участок, на котором стоит дом и который нуждается в оформлении…

Придется потратить немало времени и средств и на регистрацию самого ТСЖ. Откуда взять финансы на все это? Тем не менее власть требует от граждан создания ТСЖ. Вот так, закрыть глаза и – в омут. А потом, мол, разберемся, кто выплывет, а кто – нет.
И все же я – за товарищества, хотя и считаю, что это – не панацея от всех бед. По моему мнению, каждым домом должны управлять профессионалы. Вот только где они?  Их еще надо выучить, выпустить и защитить.

Следующее требование к субъектам РФ – наличие на их территории локальных монополий или, как говорится в законе, «коммерческих организаций коммунального комплекса». Причем в их уставном капитале доля государственной или муниципальной собственности не должна превышать 25%. Это условие не для слабонервных. Например, в Москве  один поставщик воды – ГУП Мосводоканал. Предположим, он будет частным. И что?

 Практика  европейских стран в части приватизации предприятий, поставляющих услуги водоснабжения, крайне отрицательная. Так, по информации профсоюзов Великобритании, вода стала поставляться худшего качества, а платежи граждан выросли. То есть к этому условию надо подходить очень аккуратно – не подгонять его введение установлением каких­то определенных дат и помнить, что российским ТСЖ очень тяжело вставать на ноги.

В законе предлагается и разумное требование: все адресные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должны перечисляться на персональный счет граждан. Две трети регионов уже перешли на эту форму.

Гораздо сложнее будет реализовать монетизацию льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Хотя сама идея простая. На персональный счет гражданина будет зачисляться льгота (если, конечно, она у него имеется) по оплате за жилье и услуги ЖКХ. Сделать это надо до 2010 года. На сегодняшний день только 8 субъектов РФ перешли на эти выплаты, то есть перевели натуральные льготы в денежные компенсации.

Есть в законе и одно условие, касающееся  непосредственно собственников. Им придется платить за капремонт своих домов не менее чем 5 процентов от всего объема средств, выделяемых на его проведение.

Мотивация разработчиков этой нормы закона была проста: если ремонтировать жилье бесплатно, то люди это не оценят. Они должны вложить свои деньги, чтобы понять, насколько капремонт – трудная и дорогостоящая процедура.

С этим можно было бы согласиться, кабы не одно «но». В ветхом фонде, который еще можно спасти посредством капремонта, живут, как правило, бедняки. Пятипроцентное софинансирование для них – очень приличная сумма. И чем в худшем состоянии находится дом, тем выше цена вопроса и, соответственно, тем больше денег умещается в пресловутые 5 процентов.

Что же делать тем гражданам, у которых нет таких денег? Ответить на этот вопрос можно, только внеся в закон соответствующую поправку. Люди, доход которых ниже прожиточного минимума, должны быть освобождены от взноса. Иначе их дом так и останется неотремонтированным.


Записала Татьяна ВАРЕНИЧЕВА 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:




















 

 

Надежда, 45

Сергей, 48

Ната, 53

Любовь, 47

Валентина, 54

Анна, 50

TANZILYA, 58

Эля, 52

Костя, 46

Елена, 54

Василий, 50

Yuriy, 66

Федор, 54

Роман, 44

Александр, 47

Валерий, 46

Николай, 67

Владимир, 62

Александр, 55

Дима, 47

Петр, 69

Ольга, 49

Наталья, 70

Ольга, 56

Виктор, 60

    
  


 


Мы и общество...


В ТЕ ГОДЫ МЫ, ПОСМОТРЕВ.

ТЕ "ВЕСТИ" ВЕРИЛИ ВО СНЕ

      О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ


НАШИ ДНИ.  ДОЖИЛИ














ИНТЕРЕСНО


 

Ностальгия по СССР

Вспоминаем Советский Союз 












Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом



Рейтинг@Mail.ru