Rambler's Top100



Писатели беседуют о старости

Писатели беседуют о старости

В Культурном центре ЗИЛ состоялась вторая встреча из цикла «Беседы с писателями о старости» в рамках специального проекта IV Национальной конференции «Общество для всех возрастов». В этот раз своими мнениями поделились сценарист, телеведущая и режиссер Авдотья Смирнова, писатели Виктор Ерофеев и Александр Цыпкин. Модератором беседы стал Георгий Урушадзе — генеральный директор Национальной литературной премии «Большая книга».

Разговор о старости никогда не бывает простым, тем важнее услышать разные мнения людей, которым, как и всем нам, предстоит стареть в России – стране, где тема старения до недавних пор была табуированной. Вторая встреча из цикла «Беседы с писателями о старости» оказалась наполненной личными переживаниями и историями участников. Неслучайно, что она началась с обсуждения довольно эфемерного понятия – ощущения возраста.

Отвечая на вопрос модератора, Авдотья Смирнова призналась, что с 18 лет чувствует себя на 40 и рассказала о том, что именно после наступления этого возраста ее жизнь стала по-настоящему наполненной и интересной.

Самый старший участник беседы Виктор Ерофеев рассказал о личных наблюдениях: по его словам, в 47 лет наступает рубеж, когда человек «переключается», понимая, что он не бесконечен, а после 65 наступает физическое старение: становится все сложнее восполнять ресурсы здоровья и сил. Себя, как и других художников, Ерофеев называет человеком без возраста. По его словам, гораздо важнее – энергия, которой обладает человек, и которая никак не зависит от даты рождения.

Одним из главных и самых сложных вопросов встречи стал разговор о смерти как логичном завершении старости. Стоит ли бояться смерти, нужно ли к ней готовиться, что будет после нее – эти вопросы каждый решает по-своему, но есть ли общие ответы для всех?

Авдотья Смирнова рассказала, что разделяет понятия «старость» и «смерть» и смерти как таковой не боится, а видит в ней главный экзамен в жизни. Единственное, чего по-настоящему страшится известный сценарист и кинорежиссер – потерять рассудок, принять смерть, не находясь в осознанном состоянии. «Я хочу участвовать в жизни до конца и не хотела бы дожить до того момента, когда мне перестанет быть интересно».

По словам Авдотьи, когда человек устает от жизни, часто он все еще имеет шанс попробовать исправить ситуацию. Сама Авдотья надеется на веселую и интересную жизнь в старости, а себя в ней видит «панкующей старухой». Александр Цыпкин тоже считает, что «cмерть может наступить гораздо раньше, чем старость. Секретом счастливой старости Цыпкин считает оптимизм и советует относиться к жизни с иронией. «Для того, чтобы долго жить, нужно веселей относиться к жизни, к мирозданию. Я стараюсь не злиться, не превращаться в брюзгу, а еще я обожаю молодежь», – поделился писатель личным рецептом.

«Старость ближе всех других возрастов стоит к разгадке смерти, поскольку непосредственно с ней встречается», – продолжил тему Виктор Ерофеев. По его мнению, нельзя говорить о старости как об однозначном явлении, ведь это понятие включает в себя множество самых разных элементов, которые нельзя подогнать под единый ранжир.

Писатель считает, что старость может быть продуктивной, она сильна тем, что поднимает перед человеком важные вопросы – в частности, о вере, в которой можно найти утешение., Ерофеев также отметил, что каждому из нас важно сделать собственный выбор по поводу того, как прожить эту жизнь до конца. «Конечно, что-то зависит от посторонних обстоятельств. Но в целом каждый может выбрать средство транспорта, на котором доехать до смерти. Выбирайте и не торопитесь мчаться туда, на самый край», – призвал литератор.

Говоря о необходимости осознанного управления собственной жизнью, писатель поднял острую тему отношения к старости в России. «На Востоке пожилой человек – это мудрец, у нас это человек, со мнением которого никто не считается», – отметил он. Начав с этого рассуждения, участники встречи попытались сформулировать и описать русскую модель старения, которая привела к таким результатам.

Корни проблемы правильного отношения к пожилым в нашей стране Виктор Ерофеев видит в отсутствии соответствующих ценностей. «У нас нет не только модели старости, а модели жизни вообще, – объяснил писатель. – Мы дважды теряли все свои ценности: сначала в 1917 году, потом в 1991-м. Теперь мы каждый со своим мешочком ценностей, которые не соединяются – самая разобщенная нация на свете. Единственное что нас объединяет – это архаическое понятие «бабушка», которое ассоциируется с Россией».

По мнению Александра Цыпкина, старость в России завязана на наличии семьи, детей, внуков. Такая семейная модель имеет свои плюсы, но она также становится трагедией для тех, кто по каким-то причинам не имеет семьи или не хочет ограничивать себя статусом «бабушки-дедушки», выйдя на пенсию.

В свою очередь, Авдотья Смирнова процитировала Олдоса Хаксли: старость – это дурные манеры. Она напомнила, что человек сам волен решать, когда наступит его старость, и он сам ответственен за то, какой она будет. «В какой-то момент человек позволяет себе махнуть на себя рукой. Разрешает себе перестать интересоваться тем, что происходит вокруг. Русская старость в этом смысле жестокая и распущенная. Нет возраста, в котором можно себе позволить лениться мозгами и обсуждать одну ерунду».

Ближе к завершению дискуссии из зрительного зала поступил актуальный вопрос: что делать? Как действовать в предложенных обстоятельствах, как правильно готовиться к старости? Участники встречи единогласно признали, что одним из важных условий для достойной жизни в «третьем возрасте» является финансовый капитал – причем надеяться на государственную пенсию не стоит, лучше решать этот вопрос самостоятельно. Кроме финансов, счастливую старость может обеспечить и социализация.

По мнению Александра Цыпкина, хорошим подспорьем для этого является интернет и социальные сети, которые дают возможность общаться на расстоянии, вести активную гражданскую деятельность, и даже «посещать» музеи, театры, не выходя из дома. При этом здоровый образ жизни в привычном понимании не кажется Смирновой, Цыпкину и Ерофееву обязательным условием для счастливой жизни в старости – по их мнению гораздо полезнее не терять жажду к жизни. «Почаще меняйте жен», – посоветовал Виктор Ерофеев, «… и мужей», – вспомнил о справедливости Цыпкин, а Авдотья Смирнова привела в пример своего отца, известного режиссера Андрея Смирнова, который и не думает отказываться от любимых слабостей, не относящихся к числу «здоровых», и при этом живет насыщенной и полной жизнью.

Изменению отношения к пожилым людям в России будут способствовать и появление и развитие социальных инициатив, формирование привычки участвовать в благотворительности, привычки сопереживания. Когда все эти ростки прорастут в обществе, нас будет ждать старость, которая не будет вызывать страха. «Скорость, с которой растет параллельный государству социальный сектор, – вдохновляющая, – сказала Авдотья Смирнова, приведя в пример деятельность нескольких российских благотворительных фондов. – Мне кажется, мы не так безнадежны». Ее мнение поддержал и Виктор Ерофеев: «Люди начинают о себе заботиться. Есть знаки того, что страна начинает делать что-то самостоятельно. Думаю, это единственная надежда на будущее. Через это может прийти достойная старость».

«Беседы с писателями о старости» - спецпроект в рамках IV Национальной конференции «Общество для всех возрастов». 

 

 

13.12.16

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:




















 

 

Надежда, 45

Сергей, 48

Ната, 53

Любовь, 47

Валентина, 54

Анна, 50

TANZILYA, 58

Эля, 52

Костя, 46

Елена, 54

Василий, 50

Yuriy, 66

Федор, 54

Роман, 44

Александр, 47

Валерий, 46

Николай, 67

Владимир, 62

Александр, 55

Дима, 47

Петр, 69

Ольга, 49

Наталья, 70

Ольга, 56

Виктор, 60

    
  


 


Мы и общество...


В ТЕ ГОДЫ МЫ, ПОСМОТРЕВ.

ТЕ "ВЕСТИ" ВЕРИЛИ ВО СНЕ

      О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ


НАШИ ДНИ.  ДОЖИЛИ














ИНТЕРЕСНО


 

Ностальгия по СССР

Вспоминаем Советский Союз 












Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом



Рейтинг@Mail.ru