Rambler's Top100



Не нужен нам берег турецкий?

Не нужен нам берег турецкий?

"Раньше Новый год был забит, — а теперь нет предложений с чартерами". "Горнолыжные туры в Болгарию практически сошли на нет. А в Турции может снега не быть. Хоть на Апатиты переключайся". Разговоры о предстоящем после Нового года разорении российских туроператоров и турагентств ведутся уже не шепотом, а практически громогласно.

Масла (или керосину) в огонь подливает авиация. Безобразные скандалы нынешней осени, связанные с авиакомпаниями, вызывают сильное желание остаться дома. Торчать в аэропорту неделями из-за того, что у доблестных перевозчиков нет керосина, топтаться у дверей гостиницы, а потом с отчаяния перекрывать взлетную полосу, — за это даже экстремальные туристы платить не станут.

Так что же ждет российский туризм в новом, кризисном году? Ответы лидеров индустрии позволяют сделать некоторые предварительные выводы.

"Четкой картины нет, — считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Если бы я ее знала, играла бы на бирже. Рынок пребывает в состоянии тревожного ожидания. Разные туры расходятся по-разному. У кого-то есть отказы, а у кого-то – очень хорошо".

Сейчас, в преддверии зимы, наиболее актуальны два вида туризма: горнолыжный и встреча Нового года (где-нибудь на пляже в теплых странах). Как отмечают собеседники агентства, "горнолыжный сегмент" чувствует себя получше.

"Альпы у нас хорошо держатся, а вот Балканы снижаются, — отметила Тюрина. – В альпийские страны — в Австрию или Швейцарию — ездят состоятельные люди, у которых на любимые горные лыжи деньги найдутся. В Балканах – дешевле, там катается средний класс, те, кому есть что терять. И сейчас эти люди задумываются, до лыж ли им".

"Горнолыжник скорее на куске хлеба сэкономит, а в горы поедет", — считает генеральный директор туристической компании "Санрайз" Дмитрий Мазуров. К тому же, как напоминает менеджер сети туристических агентств "Лайн-тур" Лариса Спичкина, "горнолыжники забронировали туры еще с конца весны".

То есть, надо понимать, что в тот момент кризис еще не просто не докатился до покупателей путевок, ну, а возвращать приобретенное никому уже не хочется, да и атмосфера не настолько накалена.

Ирина Тюрина отмечает лишь один известный ей случай, когда некий бизнесмен отказался от продолжительного и очень дорогого тура в Мексику, уплатив неустойку и сильно огорчив своего турменеджера. Человек не мог себе позволить в нынешней ситуации ни истратить такие деньги, ни отлучиться на такое время из Москвы.

Но это случай особый. Волны возвратов туроператоры не ожидают. Но как поведут себя все эти горнолыжники и иже с ними в будущем году, — неизвестно. Это подтверждает и Ирина Тюрина: "Сейчас еще по инерции все поедут. А следующее лето может оказаться куда страшнее зимы".

Как же обстоит дело с "купальщиками"? "Новогодние туры пока идут, — рассказала Тюрина. – Поглядим на ноябрь. Опять размытая картина: кто-то вместо 50% путевок успел продать только 30%". Еще большую тревогу выражает Лариса Спичкина: "Раньше в октябре у нас каждый менеджер успевал продать по 15-20 новогодних туров, — рассказала она. – А в этом месяце – по две-три путевки, и все. Таиланд, Индонезия — все дорожает. Если раньше встретить праздник в Таиланде, с двухнедельными каникулами, стоило туристу $2700-3000, то сейчас многие туроператоры подняли цену до $4700 с одного человека! Правда, их покупать перестали, поэтому некоторые опять снизили до $2700".

Это очень важный момент: хотя многие, от кого зависят цены на путевки, безусловно, хотели бы их задрать, вдруг выясняется, что у этого роста есть потолок. "Подорожания путевок в ближайшее время не будет", — считает Дмитрий Мазуров, предупреждая, что на долгое время загадывать нельзя.

Подтверждая, что "авиационный вопрос" — нож острый для туризма, собеседники агентства считают маловероятной переориентацию на другие виды транспорта, которые с самолетом конкурировать никак не могут. "Какие могут быть чартерные рейсы по железной дороге!" – заметила Ирина Тюрина.

Обжегшись на "AirUnion" и ему подобных, туроператоры ищут более надежных партнеров среди авиакомпаний. "Некоторые чартеры операторы сняли, — сообщила Тюрина, — например, в Словакию".

"Наше положение лучше: мы всегда летаем "Аэрофлотом", — рассказал Дмитрий Мазуров. – Эта авиакомпания поддерживается государством. И если сейчас многие чартеры продаются без конкретного времени отлета, то у нас время всегда подтверждено, у туриста есть гарантия, что он вылетит". Лариса Спичкина также отметила, что авиакомпании начали снижать топливный сбор: например, с $70 до $30 c одного человека.

С еще большим скепсисом относятся профессионалы туристической сферы к возможности переориентации потока с заграницы на Россию. Все собеседники отмечают, что "внутренний туризм тоже дорогой", а вот оснований брать такие деньги у российских владельцев гостиниц и перевозчиков гораздо меньше. Русский сервис так и не стал в положительном смысле капиталистическим.

"О росте внутреннего рынка говорить рано, — полагает Елена Соловьева, заместитель директора туристической компании "Активный тур", уделяющей большое внимание путешествиям по России. – Сервис оставляет желать лучшего, цена и качество несоразмерны. Наши пока не желают работать на людей".

Как отмечает Соловьева, встретить Новый год в России в живописных уголках вроде Суздаля или Костромы стоит дороже, чем в Финляндии: ненамного, но все-таки дороже! Тогда как финский сервис славится на весь мир. "В Суздале за две-три ночи раньше брали 25 тысяч рублей с человека, а сейчас с вас 35-40 тысяч возьмут, — добавила Лариса Спичкина. – И ведь едут". Но едут те, кому очень хотелось, а вот менять направление с заграницы на наш чванливый сервис, вряд ли кто станет.

По словам Елены Соловьевой, хотя нефть на мировом рынке подешевела, цены на моторное топливо никто снижать не торопится. "И железнодорожники, и автобусники в этом году на 30-40% взвинтили цены", — сообщила она. Трудно такому транспорту конкурировать с авиакомпаниями, — те хотя бы топливный сбор снижают.

Горные лыжи в России тоже практикуются. "Есть Красная Поляна, Домбай, — напомнила Соловьева. – Но туда, в основном, едут своим ходом, минуя туроператоров. Кстати, там есть возможность забронировать гостиницу прямо из Москвы".

Ожидают ли эксперты массового разорения туроператоров после Нового года? "Ожидаем", — кратко заметил Дмитрий Мазуров. По мнению Ларисы Спичкиной, разорение ждет не туроператоров как таковых, а множество мелких турагентств. Операторам же предстоит укрупнение. "Вместо нынешних 50 туроператоров, я думаю, у нас будет 10 крупных, — предполагает она. – Ну, хотя бы по примеру объединения "Интуриста" со "Скайвеем".

Росбалт

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





Путешествия и отдых







Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом







Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Рассылка 'Новости интернет-журнала для зрелых людей "Третий возраст"' 

    ИЗ КАКИХ СТРАН ЗАХОДЯТ К НАМ ПОСЕТИТЕЛИ        

free counters