Rambler's Top100



Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь

Есть в нашей стране места, пока что не очень освоенные. Можно только во сне представить, что они включатся в цивилизацию, что рекламное производство там будет так же востребовано, как в крупном городе,  и появятся сотни и тысячи жителей. А пока...

Соловки всегда занимали среди монастырей особое место. По числу паломников, несмотря на невероятную трудность достижения до святой обители, Соловецкий монастырь стоял на втором месте после Троице-Сергиевой лавры. На утлых суденышках по суровым северным волнам плыли паломники к заветным островам. И многие оставались там надолго. У северных крестьян существовал обычай - оставлять своих великовозрастных детей на послушание в монастыре на год или более.

В паломничествах в монастыри, тем более в такой суровый, как Соловецкий, не было места развлекательности и даже невинной познавательности, как в нынешних экскурсиях. Труд и молитва - вот главная цель пребывания в святой обители.

Соловецкие острова находятся в Белом море в районе входа в Онежскую губу и относятся к Архангельской области. В архипелаг входит 6 крупных островов, их отделяет от Полярного круга всего несколько десятков километров. Паломничество на Соловки организуют многочисленные паломнические службы и туристические фирмы из разных городов России. Но можно добраться до островов и своим ходом. Проще всего от городов Кемь и Беломорск (оба -в Карелии, через них проходят все поезда «Москва - Мурманск» и через Архангельск (отсюда ходят по Белому морю до архипелага регулярные теплоходы).

Прежде чем приступить к суровым стенам Соловецкой твердыни, мы советовали бы поехать на остров Заячий, чтобы ощутить седую древность. На острове сохранились загадочные древние лабиринты.

Археологи предполагают, что лабиринты были надгробными памятниками древних саамов. Много на Заячьем и других древнейших памятников: каменных насыпей, курганов, каменных дорог, называемых дольменами. На другом Соловецком острове - Большая Муксалма, третьем по величине архипелаге, - археологами обнаружены стоянки древнего человека, датируемые I - II тысячелетиями до н.э.

Для православия вообще характерен путь переосмысления ценностей, а не слепого уничтожения инакомыслия, путь использования старой культуры, как фундамента для новой. Так, на Соловках каменные выкладки христианских символов часто встречаются среди древних святилищ, а остатки обетных и поклонных крестов нередко располагаются вблизи неолитических памятников.

Соловецкие острова хранят в себе многовековую историю. Имеются на островах и следы пребывания людей со второй половины IX в. Белое море в это время становится привлекательным для норма-нов. Однако все это были временные насельники, а вернее просто посетители архипелага. Археологические исследования не позволяют говорить о существовании на Соловецких островах долговременных поселений вплоть до XV столетия.

В XV веке на большой Соловецкий остров приходят монахи прп. Сергий и Герман, которые почитаются как основатели монастыря.

Через некоторое время, однако, старцы  оставили  Соловецкий  монастырь один за другим. Продолжателем их подвигов на пустынном Соловецком острове явился преподобный Зосима. С молодых лет он был смирен, тих и кроток и, научившись грамоте, особенно любил чтение божественных книг. По достижении совершеннолетия не хотел вступить в брак и, покоряясь тайному влечению, ушел из родительского дома, надел черное платье и поселился в пустынном месте. Познакомившись с иноком Германом, жившим с преподобным Савватием на Соловецком острове, прп. Зосима услышал, что этот остров, со своими лесами и озерами, пригоден для монашеской и пустынной жизни. В юном отшельнике появилось желание быть преемником подвигов преподобного Савватия, и он просил прп. Германа проводить его на Соловки.

Путешествие их было благополучным, и они пристали к острову близ пресноводного озера. Здесь, поставив себе из древесных ветвей кущу, пустынники совершили всенощное бдение, моля Господа благословить намерение их. Господь утешил их пророческим видением: утром преподобный Зосима, выйдя из кущи, увидел необыкновенный свет, осиявший всю окрестность, и на востоке, на воздухе, прекрасную и великую церковь. И они решились строить монастырь...

Прпп. Савватий и Зосима стали первыми святыми русского Севера, значительная часть их посмертных чудес -это вполне реальные события мирской практики Беломорья. Через год после смерти Зосимы на пути из Новгорода скончался старец Герман, отдавший Соловкам 50 лет земной жизни. Его заслуга не только в том, что он был сподвижником Савватия и Зосимы, но и в сохранении памяти о преподобных. Под руководством Зосимы и Германа возросли первые соловецкие подвижники благочестия.

От первоначального периода истории Соловецкого монастыря не оста-лосьархитектурных памятников, зато немало их сохранилось со времен славного подвижника Соловецкого, бывшего игуменом и строителем славной обители, а потом принявшим мученическую смерть в звании митрополита Московского - святителя Филиппа. В период его управления монастырем развивается и упорядочивается монастырское хозяйство, начинается каменное строительство на Соловецких островах. Были проведены также основные дороги на Большом Соловецком острове, 52 озера соединены каналами, введены многие технические усовершенствования. Святит.

Филипп создал грандиозную духовно-пространственную концепцию Соловецкого монастыря, сохранившуюся до нашего времени. Успенская церковь с трапезной (1557 г.), Спасо-Преображенский собор (1566 г.), сушильный комплекс для запасов зерна, кузница, келейные корпуса, каменная гавань на Большом Заяцком острове - таков далеко не полный перечень строений того времени, сохранившихся до наших дней.

Следующая страница русской истории вспоминается нам у стен величественного Соловецкого кремля - смутное время, «осадное сидение» - стояние за «старую веру». Об удивительном «соловецком сидении» времен раскола сложены песни. Восьмилетнее «соловецкое сидение», то есть весьма продолжительная осада монастыря во времена церковного раскола, продолжавшаяся с 1668 по 1676 г., - одна из трагических страниц русской истории.

В эти годы братия сильного и экономически независимого монастыря воспротивилась требованию патриарха Никона исправить древние богослужебные книги и осмелилась бросить вызов самому царю Алексею Михайловичу. С 1663 по 1668 г. в монастыре на имя царя было составлено и послано девять челобитных, множество «сказок» и других посланий, отстаивавших справедливость «старой веры».

В 1668 г. для усмирения непокорных на острова посылается первый отряд стрельцов. Для начала от монастыря отписываются все вотчины и промыслы, на острова запрещается доставлять деньги и припасы. В ответ на это восставшие также перешли к решительным действиям и заняли оборону вокруг монастыря. Периоды спокойного противостояния чередовались со вспышками военной активности, когда нападавшие усиливали обстрел, а защитники устраивали смелые вылазки, создавали дополнительные укрепления. Многолетний бунт окончился разгромом обители только из-за перебежчика - неизвестно, сколько бы продлилось «сидение», если бы не его предательство.

Соловецкий Кремль, хранящий память обо всех этих событиях - один из немногих целостных монастырских архитектурных ансамблей XVI - XVII вв., сохранившихся до нашего времени. Но в наше время гранитные глыбы крепости, некоторые из которых имеют кроваво-красный оттенок, напоминают и о другой трагической странице русской истории - тех временах, когда в стенах монастыря располагался лагерь специального назначения, и все храмы и скиты были превращены в узилища.

Значительная часть документов по истории соловецкого лагеря уничтожена, и многое в истории периода с 1923 по 1939 гг. остается тайной. Неизвестна численность людей, прошедших через СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Так, в конце 20-х годов на островах содержалось 25 - 30 тыс. заключенных более чем 60 национальностей. Значительную часть лагерного населения составляли уголовники, бывшие офицеры, дворяне, интеллигенция, «политики» (члены политических партий, пытавшихся создать оппозицию большевизму, - анархисты, меньшевики и эсеры). Отдельные категории составляли националисты и духовенство.

В 1939 году на островах базировался Учебный отряд Северного Флота (УОСФ). С 1942 по 1945 гг. в качестве одного из подразделений отряда действовала знаменитая Соловецкая школа юнг. На островах размещалось также несколько батарей, пулеметная рота, авиазвено, военный госпиталь. После войны Соловецкие острова продолжали оставаться в ведении Министерства обороны.

Только в начале 70-х годов XX столетия государство вновь обратило внимание на уникальный памятник истории и архитектуры - Соловецкий монастырь, который более полувека стоял в забвении. Тогда Соловки были объявлены музеем-заповедником. А спустя еще более десятилетия, 25 октября 1990 года на заседании Священного Синода под председательством патриарха Алексия II было принято решение о возрождении Соловецкого монастыря. В июне 1990 года святые мощи трех соловецких чудотворцев были переданы Русской православной церкви. До августа 1992 года они пребывали в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 1992 году мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких были возвращены в обитель.

Восстановлению Соловецкого историко-архитектурного комплекса уделяется огромное внимание не только со стороны духовной власти. Мирское решение многих проблем взяло на себя Министерство культуры Российской Федерации, которое разработало специальную программу по сохранению этой святыни русского Севера.

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





Путешествия и отдых







Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом







Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Рассылка 'Новости интернет-журнала для зрелых людей "Третий возраст"' 

    ИЗ КАКИХ СТРАН ЗАХОДЯТ К НАМ ПОСЕТИТЕЛИ        

free counters