Rambler's Top100



Витязи ценили полноту

Витязи ценили полноту

Похвалиться платьем от Шанель или костюмом от Сен-Лорана, конечно, приятно, но сегодня это удел юных «светских львиц» или новорусских провинциалок. Серьезная, уважающая себя дама, особенно занимающая видное положение в обществе, конечно же, захочет соответствовать высокому уровню респектабельных европейских политиков. А в среде таких людей престижно одеваться в творения отечественных дизайнеров, подчеркивая своим костюмом патриотизм, разумеется, без какоголибо налета национализма.

Каждый серьезный дизайнер опирается в своих работах на традиции народного костюма. И это понятно: веками происходил естественный отбор самых удобных, комфортных вещей, наиболее полно отвечающих особенностям национального менталитета, климата, фигуры. У российских модельеров в этом смысле возможности поистине безграничные – в огромной стране, где всегда проживало множество народностей, практически в каждой губернии существовала своя разновидность национальной одежды.

Со временем русский костюм разделился на сельский, городской, княжеский. Но еще очень долго – до самых Петровских времен – наряды цариц и простых поселянок сохраняли практически одинаковый крой, обилие украшений, а различались лишь ценой. Если государыня носила платье из атласа и шелка, расшитое золотом, драгоценными камнями и дорогим жемчугом, то у крестьянской красавицы оно было сшито из льна, отделано мелким речным жемчугом (им изобиловали наши северные реки), вышито простыми нитками.

Московскую художницу Марту Каменскую вдохновляет вся старинная одежда. Она ищет откровений и в облачениях русских цариц, и в сарафанах крестьянок. Но более чем форма нарядов ее интересуют технологии, по которым они создавались. Наверное, поэтому вещи от Каменской чрезвычайно демократичны, очень нарядны и подходят буквально всем, тем более что выбор очень велик.

 В ее одежде я встречала и бизнеследи, и художниц, и актрис. Кстати, актрисы почемуто особенно любят костюмы Каменской. В ее нарядах выступают и разбитная «тетя Соня» – Клара Новикова, и утонченная аристократичная Алла Демидова. Екатерина Рождественская, Елена Ростропович, Лариса Гузеева и многие другие европейски известные дамы выбирают костюмы, подчеркивающие прославленную «загадочность русской женщины». Особенно часто вещи от Марты можно увидеть на божественной Галине Вишневской. Она надела созданный художницей наряд даже на торжественный прием к принцу Чарлзу.

– Я русская женщина, – говорит Вишневская, – и хочу носить костюмы в русском стиле. Люблю их яркие цвета, целомудренные силуэты, богатые отделки. Марта делает как раз такие, какие мне нравятся, – не имеющие ничего общего с национализмом, очень современные, но навеянные сарафанами, душегреями, кафтанами былых времен. Самыми подходящими к моему характеру и внешности я считаю одежды, которые носили знатные дамы Византии, а потом и Руси. Их свободные, благородные силуэты, дорогие тяжелые ткани, драгоценные отделки просматриваются в костюмах Каменской. Очень люблю ее жакеты: их можно надеть и с брюками, и с вечерним платьем. Один из них сшит из старинной русской шали, которую я отыскала в антикварном магазине в Париже.

– Кстати, Марта, что это за роскошный наряд, в котором Вишневская была на знаменитом приеме у принца Уэльского, устроенного им в честь Мстислава Ростроповича? Издалека он показался мне меховой шубой, то ли из чернобурки, то ли из скунса, шага за три я подумала, что это сделано из страусовых перьев, а вот теперь, в вашей мастерской, рассмотрев вещь вблизи, пощупав, вижу, что «шуба» – шифоновая.

– Эта «роскошь», как, впрочем, вся роскошь, давнымдавно явилась на свет… от бедности, – рассказывает художница. – Голь, как гласит наша народная пословица, на выдумки хитра. Вот и исхитрялись русские рукодельницы, у которых никогда ничего в довольстве не было, создавать красивые вещи буквально из мусора. В крестьянском хозяйстве ничто не пропадало. Если оставались какие-то лоскутки, ленточки, тесемки, их не выбрасывали, а нашивали на тряпочку, и получалась пестрая накрывка на сундук или половичок какой-нибудь. Я давно уже соединяю в своих работах «бедные» технологии с драгоценными тканями и отделками, поэтому нашила на шелковую основу полоски шифона, и вышло это пальто, похожее на оперение сказочной птицы. Оно необыкновенно легкое, ленты шифона эффектно колышутся от малейшего движения. Птица вообще популярный персонаж русского фольклора, и мотив птицы часто использовался в народном творчестве.

– Фасоны тоже заимствуете в глубинах истории?

– Идеи. Пройдитесь по бутикам и убедитесь, что модные вещи на 99 процентов рассчитаны на очень худеньких, высоких девочек. А идеалом русских витязей была отнюдь не стандартная манекенщица. В даме ценились приятная полнота, статность, плавные, полные достоинства движения. На такой образ был рассчитан и народный костюм, ставший потом официальным придворным нарядом. Свободные длинные юбки, которым я отдаю предпочтение перед всеми другими, сарафаны, стеганые жакеты, жилеты-душегрейки подойдут женщине любого возраста, но моя героиня все-таки не юная барышня, а взрослая, много пережившая женщина.

Я работаю для нежных и сильных духом женщин – именно эти достоинства наших соотечественниц восхищают европейцев уже тысячу лет. Что до нарядов старинных форм, то они комфортны, украшают женщину любого возраста и деликатно скрывают недостатки. Смиримся мы с этим или нет, но русский тип фигуры отличают, увы, не слишком длинные ноги и склонность к полноте, особенно в нижней части тела. Новые материалы, отделки, находки портных, скажем, придуманный лишь в XX веке косой крой, дают возможность придавать старинным формам стремительное движение.

– Украшательство – национальная черта российской моды, – говорит Марта. – Но на самом деле я не слишком жалую «пеструю Русь», мне больше по душе наряды наших северянок, сдержанные по цвету, - сине-голубые, серебристые, серозеленые, украшенные жемчугом и светлым кружевом. Они послужили образцом «русского стиля» для художников Серебряного века. Тяжеловесная византийская роскошь наложила неистребимый отпечаток на нашу моду, но русский модерн облагородил ее, придал утонченность, изысканную легкость.

Дополнения и аксессуары к своим одеждам Марта также делает по старинным рецептам. Бархатные бусы, согревающие шею не хуже шарфа, сумки из шелка и бархата с атласными лентами, очешники, пояса, головные уборы, шали – все в одном стиле.


Татьяна БАСОВА
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:






 

         
 
Рейтинг@Mail.ru

Красота и стиль







Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом