Неужели открыт ген долголетия?

Открытие гормона, позволяющего существенно увеличить продолжительность жизни мышей, ознаменовало собой успешное завершение многолетних исследований, которые проводились международной группой ученых. Еще в 1997 году Макото Кьюро-о обнаружил в мышином геноме ген, дефектная версия которого вызывает все признаки преждевременного старения (сужение артерий, истончение костей, увядание кожи, ослабление легких) и раннюю смерть.

В дальнейших экспериментах ученому и его коллегам удалось обнаружить гиперактивные версии гена, которые позволяли продлить жизнь мышей на 20-30 процентов по сравнению с нормой, причем без видимых признаков патологий. Затем ученые выделили пептид, за синтез которого отвечает данный ген, и обнаружили, что его концентрация в крови тесно связана с активностью этого гена.

После очистки и воспроизведения этого пептида методами генной инженерии исследователи ввели его мышам с нормальной версией гена, получившего имя греческой богини судьбы, которая прядет нить жизни человека, — Клото. Дальнейшие тесты показали, что этот гормон существенно повлиял на ход основных метаболических процессов, имеющих, как показали последние исследования, непосредственное отношение к старению организма. Эффект воздействия этого гормона во многом напоминал увеличение продолжительности жизни животных, сидящих на ультранизкокалорийной диете. Иными словами, ученым удалось обнаружить ген, способный подавлять старение.

Джордж Мартин, директор Американского центра по изучению старения, считает, что важность этого открытия переоценить сложно. Человечество, по его словам, знает немало способов укоротить жизнь себе и другим, однако продлить ее представляется гораздо более сложной задачей. Тем более что аналогичный протеин обнаружен и в крови человека, причем те, у кого его больше, реже страдают такими присущими старости болезнями, как инфаркты, инсульты и остеопороз.

Теперь ученым предстоит отследить взаимозависимость между концентрацией этого гормона в крови человека и продолжительностью его жизни. В наиболее оптимальном варианте предполагается возможность использования этого препарата в качестве лекарства от старости.

Впрочем, ученые выражают опасение, что пептид, являющийся безопасным для мышей, у человека может вызывать нежелательные побочные эффекты, например, влиять на эффективность инсулина. Однако даже в том случае, если данное открытие не будет иметь непосредственного клинического эффекта, оно помогает лучше понять процесс регуляции биологического старения.

По материалам зарубежной прессы