Коллекция немецкого авангарда в Советской России.
Выставка в Эрмитаже впервые вновь собрала произведения, происходящие из "Genossenschaft fur proletarische Kunst", и поставила целью привлечь внимание к этому интересному эпизоду русско-немецких художественных связей и забытой даже в Германии художественной организации Брасса.
"Товарищество пролетарского искусства" Фридриха Брасса. Коллекция немецкого авангарда в Советской России. "Товарищество пролетарского искусства" (Genossenschaft fur proletarische Kunst), основанное в Берлине в начале 1920 года, соединяло цели коммерческого предприятия, то есть было как собственно кооперативом, объединившим художников, сообща занимавшихся продажей своих произведений, так и организацией сугубо социального и политического характера. Среди членов Товарищества были как уже известные мастера немецкого экспрессионизма - Эрих Хеккель, Карл В Товариществе были представлены новейшие течения современного немецкого искусства от югендстиля (Зигфрид Берндт) и раннего экспрессионизма мастеров группы "Мост" Основателем "Товарищества пролетарского искусства" был Фридрих Вильгельм Брасс (Friedrich Wilhelm Brass). Он родился в Прирейнской провинции Пруссии в городе Крефельде в 1873 году в рабочей семье. В сохранившихся документах он называл себя художественным ремесленником или торговцем произведениями искусств. Некоторое время он работал в Крефельде в литографской мастерской и, видимо, по профессии был печатником. Начинание Брасса в 1920 году в Берлине должно было сочетать коммерцию и политику, расчет, видимо, был на то, что в ситуации революционного подъема новое искусство может найти спрос в самых широких рабочих кругах. Торговать Брасс собирался преимущественно недорогими произведениями печатной графики, значительная часть которой имела политический, пропагандистский характер. Однако сказалось отсутствие у Брасса
Коллекция "Genossenschaft fur proletarische Kunst" была привезена в Россию в ноябре 1920 года, когда в Петроград из Германии вернулась делегация, возглавляемая председателем Исполкома Коминтерна Г. Е. Зиновьевым, который ездил на съезд Независимой Зиновьева в поездке сопровождал Илья Ионович Ионов Вероятно, Ионов, имевший доступ к деньгам Коминтерна, купил у Брасса все, что имелось тогда в распоряжении "Genossenschaft". Все произведения из этой коллекции имеют на обороте штамп "Genossenschaft" и надпись, сделанную рукой Брасса. Обнаружить работы с таким штампом в музейных собраниях Германии не удалось. В Петрограде изначально коллекция хранилась в Госиздате, располагавшемся в Доме книги на Невском проспекте. Поскольку никакой описи в 1920 году, очевидно, составлено не было, то состав коллекции, попавшей в Россию, не известен. Сейчас удалось обнаружить 260 графических работ, находящихся Помимо этого с коллекцией Брасса в Петроград попали редкие полные комплекты художественных изданий военных лет - "Кригсцайт" и "Билдерман", а также тетради "Шаффенден" В начале 1920-х годов много работ попадает в руки крупнейших петроградских собирателей современной графики И. И. Рыбакова, В. В. Воинова, Я. М. Каплана, Г. С. Верейского. Рано или поздно работы немецких мастеров из собрания Товарищества, бывшие в частных коллекциях, Однако, появившаяся осенью 1920 года в Петрограде, эта коллекция нашла для своего восприятия почву максимально неблагоприятную. Для советского авангарда работы немецких мастеров, после творческих экспериментов Малевича, Татлина, Филонова, были недостаточно революционны. Для художников реалистических направлений никакой потребности в немецкой революционной патетике не было. Отдельные произведения из состава коллекции на несколько лет стали экспонатами огромной выставки печатной графики Забыто оказалось "Товарищество пролетарского искусства" Фридриха Брасса и в Германии. В ходе борьбы с "дегенеративным" искусством нацисты уничтожили большую часть работ экспрессионистов, хранившихся в музеях Германии. Сейчас в немецких художественных собраниях сохранилось лишь несколько листов, отпечатанных в издательстве Брасса. Столь же жестока оказалась история и к тем молодым художникам, которые сотрудничали в Товариществе. Их биографии, судьбы их работ тесно переплелись с опустошительными событиями фашистского террора в области искусства и войны. Они были запрещены, гонимы, их наследие беспощадно уничтожали пожары и бомбардировки. Поэтому так высока ценность коллекции Товарищества, сохранившейся в России, которая представляет исключительную по полноте и разнообразию картину яркой и интересной художественной жизни Берлина 1920 года.
Выставка будет экспонироваться до 20 июня. 29.03.09
|
| ||
Читайте также:
- Фестиваль организовали пожилые
- Первые театры в России
- Мисс Марпл - Каменская серебряного века
- Пятый десяток. Телеспектакль
- "Мандариновое пюре". Отклик старшего поколения.
Досуг
- Афиша
- Среда обитания
- Полезные сведения
- Хобби
- Домашние любимцы
- Автомир
- Читальный зал
- Фотокиноглаз
- ЖЖ "Третий возраст"
- Сад и огород
- Кино
Партнеры
Из почты
Навигатор
Информация
За рубежом
- Хватит отдыхать!
Надо и поработать на благо страны.
Рекомендуем:
- Знакомимся друг с другом, "третьевозрастцы".
- Зарубежная информация
- Кто чаще изменяет: мужчины или женщины — весьма подробная статистика
- Так мы жили совсем недавно...
- Моё советское детство. Часть 1.
- Моё советское детство. Часть 2.
- Моя советская юность. Часть 1.
- Моя советская юность. Часть 2.
- Новодевичье кладбище. Экскурсия.
- 15 лучших сайтов для пожилых людей в 2024году
- Первая древнейшая...
- Под эти песни мы влюблялись...
- Песни молодого "третьего возраста"
- Кинотеатр "Третьего возраста"
- Каждый божий день в мире происходит 120 миллионов половых актов.
- Так мы жили...
- Про это. Телевизор в годы нашей молодости
- Из нашей страны до Америки 15 минут хода на моторной лодке.
- Приглашаем в театр (без угрозы ковида)
- Врачи рассказали, как человек может проверить, доживет ли он до 80 лет
- Их уже нет с нами. Никого...
Комментарии к статье