Rambler's Top100



Третьяковка. XX век

Третьяковка. XX век

      Сегодня мы хотим пригласить вас пробежаться по залам громадного здания Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу и получить толику впечатления о представленной там обширнейшей экспозиции «Искусство XX века».
 
  После радостных красок наполненных жизнью и светом полотен Константина Коровина, с выставки которого мы отправились знакомиться с постоянной экспозицией галереи, первые несколько залов с работами художников-примитивистов начала XX века мы просто бегом пробежали… Может и напрасно, но после Коровина как-то странно смотрится искренний примитивизм Натальи Гончаровой и Нико Пиросмани. В общем, мы притормозили только у картин основателей художественного общества «Бубновый валет» Петра Кончаловского и Ильи Машкова. Да и то — не у излюбленных ими портретов и натюрмортов, а у пейзажей, вызывающих ассоциации с полотнами Поля Сезанна. Не случайно бубнововалетцев в годы их зрелости критика окрестила «русскими сезаннистами». Налицо приятный пример созидательного прогресса — от примитива и бунта к полноценной живописи…



Илья Машков, «Италия. Неври. Пейзаж с акведуком», 1913 г.


Илья Машков, «Женевское озеро. Глион», 1914 г.


Пётр Кончаловский «Сиена. Площадь Синьории», 1912 г.

    А вот другие члены «Бубнового валета» — А.Лентулов, Р.Фальк, В.Рождественский — попали под влияние французского кубизма. Так как мы с Леной не являемся поклонниками данного направления, то прошли по этим залам несколько растерянно, хотя считается, что «кубизму принадлежала исключительно важная роль в самоопределении русской живописи начала XX века, он повлиял на сложение русского авангарда и дал толчок новым художественным движениям. Кубизм перестраивает природу, разрушая органическую («случайную») форму и создавая новую, более совершенную». Он, говоря словами Малевича, изменил «мировоззрение живописца и законы живописи».


    Вот тут мы логически приближаемся к знаменитому «Чёрному квадрату». Ибо: «Русское искусство, пройдя за короткий срок все этапы эволюции французского кубизма и усвоив уроки новейшей французской живописи, вскоре значительно превзошло её в радикальности художественных выводов. Главными выводами из кубизма на русской почве стали супрематизм и конструктивизм. Творчество К.Малевича и В.Татлина — двух центральных фигур русского авангарда, определивших пути его развития, складывалось под глубоким воздействием кубистической концепции». 
    «В 1915 году создание Малевичем «Чёрного квадрата» явилось началом супрематизма, одного из наиболее радикальных направлений авангарда. «Чёрный квадрат» был знаком новой системы искусства, он ничего не изображал, был свободен от любой связи с земным, предметным миром, являя собой «нуль форм», за которым — абсолютная беспредметность. Супрематизм полностью освободил живопись от изобразительной функции».
    Сложно комментировать историю, суть развитие — всему своё место и своё время. Но «беспредметность» и живопись, лишённая «изобразительной функции» почему-то не задевают внутренних струн, наших тянущихся к прекрасному душ… Да и сам Малевич спустя годы вернулся к менее радикальной живописи…


Казимир Малевич «Чёрный квадрат», 1915 г.




    Зато как приятно после нескольких залов супрематизма видеть яркие краски и пышные формы Кустодиева, Кандинского и нашего любимого Богаевского! Наконец-то настоящий праздник живописи!



Борис Кустодиев «Матрос и милая», 1921 г.


Николай Кульбин «Солнечная ванна», 1916 г.


Василий Кандинский «Всадник Георгий Победоносец», 1915 г.


Константин Богаевский «Воспоминание о Мантенье», 1910 г.


Константин Богаевский «Пейзаж с деревьями», 1927 г.

    После этого мы попадаем в громадный зал роскошнейшего Александра Дейнеки — жаль, что мы в прошлом году не смогли попасть на ретроспективную выставку его работ в той же Третьяковке, зато попали на скромную выставку графики его и Нисского в Севастопольском художественном музее…



Александр Дейнека «Вратарь», 1934 г.


Александр Дейнека «Улица в Риме», 1935 г.


Александр Дейнека «Мать», 1932 г.


Пётр Вильямс «Автопробег», 1930 г.


Юрий Пименов «Новая Москва», 1937 г.


Николай Загреков «Девушка с рейсшиной», 1929 г.


Георгий Нисский «Осень. Семафоры», 1932 г.


Константин Истомин «Вузовки», 1933 г.


Константин Истомин «У окна», 1928 г.

    В соседнем зале проходила выставка «Радость труда и счастье жизни» — этакая красочная пилюля на фоне довольно жуткой живописи сталинского времени. В памяти остались лишь несколько картин — остальные хотелось забыть сразу же после просмотра…




Георгий Рублёв «Портрет И.В.Сталина», 1935 г.

    «По обличительной силе, — пишет искусствовед Е.Громов, — этот портрет Сталина сопоставим только со стихотворением О. Мандельштама («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Художник Рублёв, одно время совсем забытый, не замышлял этот портрет как сатирический. Но понял, что за него можно угодить в ГУЛАГ. Сталин у Рублева не имеет «широкой груди осетина». У него как бы развинченная змеевидная фигура, в которой чудится что-то дьявольское, он так же страшен, коварен, злобен. Художник увлекался тогда Пиросмани, в манере которого он и написал этот портрет. Написал и испугался: вышла картина гротеск». Портрет найден в старых холстах Рублёва после его смерти.


Роберт Фальк «Воспоминание», 1930 г.


Казимир Малевич «Сёстры», 1930 г.


Александр Древин «Газели», 1931 г.


Александр Лактионов «Письмо с фронта», 1947 г.

    И так мы потихоньку дошли до соцреализма с громадными картинами съездов и выступлений товарища Сталина. И даже хотелось что-то из этого «праздника жизни» сохранить на память в фотоаппарате, но очень уж свирепая смотрительница оказалась в этих залах — нет билета на фотографирование, не снимай! И ведь не будешь ей объяснять, что музей нарушает наше конституционное «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», и что продажа музеями «права на съемку» совершенно незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем — убирает за плату данное ограничение. Впрочем, это всего лишь обидная лирика — мы просто не знали, что фотосъёмка платная и не купили билета, а возвращаться не видели смысла… Да и на самом деле к этому моменту искусство XX века нас уже изрядно утомило, а вид из окна призывно манил в следующий музей. Но сначала надо было пройти лабиринт до конца… А это зрелище не для слабонервных — залы совсем уж современного искусства показались нам сосредоточием мрачного ужаса, какой-то уж совсем тёмной энергетики, безысходности. В общем, мы пробежали их довольно быстро — хотелось воздуха, и… опять Коровина! Мы снова заглянули на его выставку, чтобы не покидать это здание Третьяковки с тяжестью на душе. Вот настоящее искусство — светлое и жизнеутверждающее! Повеселев, мы отправились насыщаться культурой дальше — в старое здание, захотелось, знаете ли, Врубеля, Левитана, Васнецова



    Третьяковская галерея на Крымском Валу, 18 мая 2013, 10:00–0:00 — посетить постоянную экспозицию и выставки (например, Бориса Орлова и Михаила Нестерова) весь день можно бесплатно, особое оживление ожидается и в вестибюле. Там оборудуют сувенирную лавку, где станут продавать сумки и блокноты с рисунками художников ХХ века, библиотеку, где можно полистать каталоги и журналы по искусству, и зону детского творчества. Рядом художник Протей Темен поставит инсталляцию «Шары». Во внутреннем дворике музея расположится кухня ресторана Delicatessen, там же с 19.00 до 0.00 будет играть музыка: Никита Зельцер на фортепиано и диджей Taras 3000.
 
Источник
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг



















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.