Rambler's Top100



Русские пенсионеры ходят зачастую только на "русских"

Русские пенсионеры ходят зачастую только на "Никогда нельзя сказать, сколько человек придет. Если честно, до сих пор непонятно, от чего зависит число посетителей той или иной экскурсии", - развела руками искусствовед Карин Тайдре на вопрос о традиционном количестве участников проекта Кumu "Пятница сениоров". Мы сидели в фойе художественного музея и ждали начала экскурсии по выставке "По следам неоимпрессионизма: Мяги и Финч".

"Куратор выставки Тийна Абель — совершенно замечательный искусствовед — взяла нашего Конрада Мяги, чтобы сравнить его с одним из интереснейших художников английского происхождения, бельгийско-финским художником Альфредом Уильямом Финчем. Куратор преследовала цель показать на фоне европейской школы эстонскую школу живописи, поэтому интересно уже само расположение работ. Например, Виллем Ормиссон — эстонец, а следующий - Поль Серюзье, затем опять эстонец, затем - француз. Почему? Потому что нам очень важно представить себе, говоря современным языком, начало интеграции, начало освоения европейского опыта. Мы с вами будем говорить об очень интересных явлениях..."

В эту пятницу гостей, не считая вашей покорной слуги, было шестеро: молодая пара и четверо приятных во всех отношениях дам. Никого из присутствовавших к "сениорам" в общепринятом понимании отнести нельзя при всем желании и любом освещении.

- Случайно наткнулась на информацию об экскурсии в газете "Постимеэс", - рассказала нам впервые пришедшая на "Пятницу сениоров" Лариса Решавская. - Раньше я себя пенсионеркой не очень ощущала, а тут, вдруг, сообразила, что я — тоже теперь уже "сениор" и решила посетить мероприятие. Эстонским искусством я не очень интересовалась, а сейчас решила погрузиться.

- Восполнить пробел, так сказать?

- Нет, так сказать нельзя, я — педагог, русист, а какие интересы у русистов? Литература, музыка. Поверхностно я знаю об эстонском искусстве, но хочется углубиться.

"...Мне нравится, что вы стоите вдали, потому что сначала надо получить общее впечатление. Теперь давайте подойдем поближе! До неоимпрессионистов художник смешивал краски на палитре, смешивал, накладывал, и мы это видели, а теперь художник желает, чтобы мы с вами совершали все это "в нашем глазу". То есть, он краски раскладывает. Посмотрите ближе, сколько здесь желтого, розового, зеленоватого! А мы отходим — и в нашем глазу происходит смешение. На этом и организован весь дивизионизм - разделение, благодаря которому возникает оптический эффект, дающий нам представление о мире, как о гармонии..."

- А как Вы попали в Kumu? - обратилась я к другой гостье музея — Татьяне Сары.

- Меня пригласила Вера (Вера Клевцова — руководитель школы творчества при MTÜ Mõistuse valgus — ред.), я — ее ученица.

- Очень талантливая ученица! - отозвалась сама Клевцова.

- То есть случайных людей тут, кроме меня, нет?

- Получается, что так, - рассмеялись гостьи "Пятницы сениоров". - Так было жалко в прошлом году, что на выставку Вийларта мои знакомые не попали... Город мало знал, мало рекламы, а сюда я собираюсь еще прийти, и не один раз, - сказала руководитель творческой студии.

"...Там был ранний Финч, а здесь — его поздние работы. Смотрите, насколько изменилась его манера! Он стал свободнее, трепетнее, и в каждом случае манера, избранная им, соответствует мотиву. Каково состояние природы, такую же манеру изображения выбирает художник... А вот теперь — наш Конрад Мяги. Здесь, конечно, стоит сказать о том, что Конрад Мяги, как многие эстонские художники, должен был освоить богатый европейский опыт, то есть, и модерн, и импрессионизм, неоимпрессионизм, фовизм, экспрессионизм и многие многие "-измы". Он искал свою манеру письма.

Именно Конрад Мяги ввел стиль полной свободы и в жизни и в творчестве. Тут надо обязательно рассказать о том, как он выглядел. Мяги был убежден, что образ жизни должен соответствовать образу художника. Аккуратно, правильно и красиво завязанный галстук он считал уже первым шагом в искусстве. Галстук и носки не должны были резко отличаться по цвету, а пальто и перчатки обязательно должны были быть чуть поношенными. Потому что "новое может быть у приказчика", а художник должен располагать к себе своей одеждой. Мяги всегда говорил о том, что когда под этим несколько поношенным пальто собеседник видел элегантный костюм, это вызывало доверие...".

"Что тут смотреть? Я был в Эрмитаже!!!"

- Создавая эту программу, мы рассчитывали немножко на другое, - предвосхитила Карин Тайдре мой вопрос "А где же "обычные" пенсионеры?". - Наши люди, я имею ввиду постсоветское пространство, воспитаны на передвижничестве, в лучшем случае знают об импрессионистах, то есть до сих пор смотрят на мир глазами 19 века. А надо же воспитывать внуков! Каким образом находить общий язык с внуками, вообще, как оставаться современными? В рекламном флайере этого проекта мы написали, что легче передавать свой опыт, обсуждая какие-то проблемы, а искусство так или иначе касается проблем прошлого, настоящего, а, может, даже и будущего. Поэтому мы решили, что пригласим сюда пенсионеров, которые, благодаря музею, найдут предмет разговора с внуками.

Кстати, у нас были социологи из Петербурга, которые сказали, что нигде нет такой работы с пенсионерами, как у нас. Это же — льготное мероприятие: они платят только за билет (40 крон - ред.), а экскурсия практически бесплатная. Работаем мы так уже третий год подряд, каждый раз приходят новые люди, но есть "основной костяк".

- И тем не менее, все Ваши сегодняшние гости — люди неслучайные. Они — совсем не те "воспитанные на передвижниках" пенсионеры, о которых Вы говорили. Где же целевая аудитория?

- А вот здесь я хочу сказать, что есть разница между эстонскими и русскими пенсионерами. Эстонцы воспринимают Кumu как "свой" музей (понятно почему — тут эстонское искусство, искусство Эстонии), а для русских... Во-первых, Кumu для русских почему-то прозвучал, как музей современного искусства, отношение к которому неоднозначное. С другой стороны, про эстонское искусство русские пенсионеры, бывало, говорят: "А что тут смотреть? Я был в Эрмитаже, в Русском музее и т.д." В таких случаях мы начинаем объяснять, что искусство может помочь понять тот народ, рядом с которым мы живем, его менталитет и так далее. Как зазвать сюда этих пенсионеров, как достучаться, как привлечь?.. - не знаю, но мы работаем над этим.

Вот, например, когда у нас был Брюллов (лекция "Археология масонского взгляда: картины Карла Брюллова" - ред.) — приезжал Алексей Алексеевич Курбановский — зал был полон, потому что это — русское искусство, потому что это - Брюллов. И, хотя он говорил вещи очень необычные, а трактовки Брюллова были совсем другими, народ как-то очень хорошо его воспринимал.

Или, когда я проводила лекцию "Чурленис в Петербурге", пришло сорок человек, половина их которых — как раз пенсионного возраста...

А на скульптуру Юло Ыуна вообще не пришли, НЕ ПРИ-ШЛИ (выставку "Юло Ыун. Художник на прерывистом пути открытий" Министерство культуры и Эстонская ассоциация музеев объявили лучшей выставкой 2010 года — ред.), на Старкопфа (выставка "Антон Старкопф – легенда эстонской скульптуры" - ред.) - только пять человек, по-моему... Неоимпрессионизм... Может, я неправильно составляю пресс-релизы?

Достоинство этого музея, во-первых, в том, что он рядом, а во-вторых, тут каждый может найти себе что-то по душе. Мы должны развеять миф о том, что это — музей современного искусства. Тут, конечно, есть современное искусство, но есть и классика: тот же самый Конрад Мяги, не говоря уж о Вийларте. Третий этаж у нас — золотая кладовая, Кumu — музей искусства Эстонии, а "Пятница сениоров" — для пенсионеров.

- Но присоединиться может каждый, не прогоните же?

- Нет, конечно. Мы никогда никого не прогоняем.

- Продолжать будете?

- Обязательно, на следующий учебный год программа уже составлена. Впрочем, мы открыты для предложений, я всегда говорю: "Пишите в книгу отзывов или на сайт, чего бы вам хотелось".

"...Еще вопросы? Нет? Тогда в заключении скажем о том,что каждое направление в искусстве дает нам особый взгляд, особую призму, замечательно, что был и неоимпрессионизм, который обратил наше внимание на то, что жизнь цвета в природе и на холсте подчиняется определенным законам, а художнику надо всегда верить, всегда", - завершила Карин Тайдре экскурсию по выставке "По следам неоимпрессионизма: Мяги и Финч".
 
Татьяна КОСЫМИНА         Источник
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг



















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.