Илья и Эмилия Кабаковы в Москве
Обширная выставка «Ретроспектива» Ильи и Эмилии Кабаковых, открылась в Москве и проходит сразу на трех площадках, включая Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Во многих отношениях это действительно эпическое событие, провозвестницей которого можно считать выставку «Случай в музее и другие инсталляции», прошедшую в Эрмитаже в 2004 году и создавшую интригу. Она стала первым в России общедоступным показом работ художников. За исключением небольшой выставки 1968 года в кафе «Синяя птица», произведения Ильи Кабакова в Москве 1970-1980-х годов можно было увидеть только в частных студиях и на квартирах его единомышленников — концептуальных художников, поэтов и музыкантов, которые, сидя на кухне и в своих мастерских, горячо спорили о сокровенных вопросах искусства и философии.
Эти приватные беседы остались позади, когда после 1988 года Кабаков вышел на мировую артсцену. Он восполнил их отсутствие, разговаривая сам с собой через многоголосых персонажей, населявших и комментировавших все более амбициозные «тотальные инсталляции». Этими инсталляциями художник и его супруга Эмилия — советник, соратник и менеджер, для которого нет ничего невозможного, — пленили посетителей музеев во всем мире.
Задачей первой российской выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Эрмитаже было наверстать упущенное, дать русской публике, для которой Кабаков тогда являлся фигурой далекой и мифической, шанс увидеть и почувствовать самой их творчество. Эта выставка знакомила с проектами художников, представляя рисунки Кабакова, модели и избранные версии «тотальных инсталляций», таких как «Туалет в углу» (1991) и единственная большая из «тотальных инсталляций» «Мост». Именно с этой работой Кабаков буквально взял приступом нью-йоркский Музей современного искусства в 1991 году, во время выставки «DisLocations». Ее организатором был Роберт Сторр, представивший искусство инсталляции в этом оплоте живописи и скульптуры периода модернизма.
«Мост» стал манифестом Кабакова, провозглашением господства «тотальной инсталляции», его концепцией всеохватывающих художественных пространств, в которые можно войти и которые по максимуму используют художественные средства, для того чтобы задействовать все чувства. Живописи в них отводится вспомогательная роль. В этой композиции картины расставлены в беспорядке вдоль стены, а столы и стулья свалены в кучу по краям, чтобы освободить проход для сверхъестественного нашествия загадочных белых человечков, которых можно увидеть только через телескоп, стоящий на мосту, перекинутом через зал. «Мост» показал теоретические установки Кабакова и его двойственную мистическую суть зрителям, которые уже были знакомы с его инсталляцией «10 персонажей». В 1988 году именно она сделала художника известным в США и Европе.
Кабаков убежден, что «10 персонажей», хотя в России эта работа известна по большей части только по слухам, продолжает во многом определять то, как российская публика видит его, несмотря на то что творчество Ильи и Эмили Кабаковых как соавторов за последние десятилетия невероятно изменились. В этой ранней инсталляции 10 разных, но одинаково безумных персонажей распределены по комнатам, составляющим вместе коммунальную квартиру. Ее плохо покрашенные зеленые стены, темные коридоры, голые лампочки, — метафора повседневной советской жизни.
Но работы Кабакова всегда глубже. Они представляют собой волшебные художественные пространства, противоядия к реальности, в которых зритель может замедлить время, задуматься о праздных вещах, испытать потаенные эмоции, помечтать и разочароваться, перенестись во внутренний мир страстных желаний...
Поэтому, когда Кабаковы в этом году наконец приняли приглашение выставиться в Москве, которую раньше отвергали, они решили сделать это так, чтобы развеять все призраки и заблуждения: с живостью и масштабом. Все, что бы они ни сделали, должно быть значительным и убедительным.
«Ретроспектива» Кабаковых состоит из шести главных инсталляций на трех площадках: «Ворота» (2008) в ГММИ им. А. С. Пушкина; «Жизнь мух» (1992), «Туалет» (1992), «Игра в теннис» (1996) в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД» и «Альтернативная история искусства» (2005) и «Красный вагон» (1991) в «Центре современной культуры „Гараж"».
«Первая мысль была изменить в головах русских представление обо мне как о художнике, которого интересует только дно советской культуры, коммунальная кухня; чей стиль в инсталляциях — пыль, грязь и темные комнаты, — объясняет Илья Кабаков. — Мы хотели показать противоположное: не грязь, но чистое музейное пространство».
«Альтернативная история искусства» — центральное событие этого мероприятия. Она выставляется почти в 800-метровом пространстве, построенном по проекту архитектора-конструктивиста Константина Мельникова для автобусного депо, которое Даша Жукова переделала в центр современного искусства.
Фантасмагорическая инсталляция Кабакова станет первой выставкой в новом центре. В «Альтернативной истории», прославляющей музей как метафору, отразился интерес Кабакова к теме, которая вошла в его творчество после того, как он расстался с ненавистной ему и оплакиваемой им советской действительностью и присоединился к сонму кочевников, представляющих современный мир искусства. Музей стал для него своего рода домом, храмом его окрепшей веры в трансцендентность, смысл и необходимость искусства.
Как все работы Кабакова, «Альтернативная история» может иметь несколько сложных и противоречивых прочтений, несмотря на тот факт, что зритель переживает ее как интимное и откровенное событие. Через «деятельность» трех вымышленных персонажей она предлагает ревизионистское прочтение искусства ХХ века, рассказанное с точки зрения «человечков», всегда занимающих центральное место во взгляде художника на мир. В данном случае эти «маленькие люди» — художники, оставленные на обочине или раздавленные во время утопического марша модернизма в искусстве и политике.
В результате пересмотра Кабаковыми истории вымышленный персонаж Шарль Розенталь (1898-1933) никогда не смог совершить бросок вперед, отказаться от своей приверженности гуманизму, важному для искусства с эпохи Возрождения до XIX века. Вместо этого он неудачно попытался соединить абстракцию Малевича и несокрушимое белое пространство с беспощадно-нелепым оптимизмом соцреализма. Но белое пробивает себе дорогу, пока не поглощает все. Как всегда с работами Кабакова, здесь возможно бесконечное число значений. Для настоящего Кабакова белое всегда остается онтологическим белым имманентности, пустоты и смерти.
Персонаж инсталляции Илья Кабаков (р. 1933), увязший в застое Москвы 1970-х годов, находит, что черное все больше оскверняет его живопись, в то время как белое проникает потихоньку в фон, обещая силы, которых оно дать не может. Игорь Спи-вак (р. 1970) — ученик Кабакова, провинциальный художник, живущий в Киеве и работающий в технике, которую изучали еще в то время, когда реальный Кабаков поступил в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Спивак с ностальгией смотрит в прошлое через призму утопической реальности, которую не в силах постичь. В 23 комнатах и трех длинных коридорах, наполненных картинами, объектами, записями, скульптурами, созданными всеми тремя «художниками», Кабаков задает вопросы, замечает, переоценивает, создавая запутанные переживания, из которых, кажется, для зрителя нет выхода. Есть только бесконечное, наполненное жизнью время для волнений и раздумий.
Вторая инсталляция, в «Гараже», также представляет собой разновидность музея, каким он был в интерпретации раннего советского периода. «Красный вагон» — самое сжатое обобщение советской культуры, музей обреченной мечты в форме, которая вызывает воспоминания об агитпоездах. Они были передвижными музеями, концертными площадками и театрами, ездившими по стране во времена героической зари утопии.
Этот поезд остановился, замер на дощатом полу вместо рельсов. В нем показан процесс взлета и падения, в котором есть начало, середина и конец, как в великих литературных произведениях, давших стимул «тотальной инсталляции».
Перед поездом сооружена устремленная в небо деревянная конструкция, похожая на башню Татлина. Однако войти в вагон через эту конструкцию невозможно. Вместо этого зрители проходят вдоль всего вагона, вынужденные смотреть на картины в стиле соцреализма, которые заменяют окна и не позволяют видеть реальность вовне. Войти, как это было во времена, когда Кабаков жил в Москве, можно только через заднюю дверь, миновав неизбежные кучи мусора и отбросов.
Освещенные снизу эйфорические росписи на стенах внутри вагона — дирижабли и самолеты в голубом небе, люди, загорающие на крышах высоток, — обещают будущее, которого никогда не случится. Посетители могут присесть на скамейки и послушать советские песни, аранжированные композитором Владимиром Тарасовым.
В музее, в ГМИИ им. А. С. Пушкина, представлена инсталляция в форме огромных деревянных ворот, которые практически блокируют проход в другие галереи, где выставлены картины Кабакова. Таким образом «Ворота» сообщают зрителям, что они входят в новые условия, в загадочное иное пространство.
Но настоящий шанс испугать своих самых злобных критиков Кабаковы используют в центре «ВИНЗАВОД». Когда Кабаков впервые показал «Туалет» на выставке «Босшпегиа» в германском Касселе в 1993 году, российская пресса восприняла это как оскорбление: художник, покинувший родину, теперь смешал ее с грязью. Для Кабакова, однако, туалет был повторяющейся темой, личным пространством среди общественного хаоса, в котором можно мечтать и петь, пока соседи по коммуналке стоят в очереди; взгромоздиться на краю пропасти, которая в этом случае приобретает форму одного из общественных туалетов, стоявших в советских городах, с их убогими удобствами. Тот прием, который оказали на Западе «Туалету», только подчеркнул для Кабакова его положение изгнанника.
Мир, из которого он бежал, распадался, общество находилось в процессе приватизации. Но на Западе полагали, что «Туалет» был буквальным изображением советской жизни, характеризующим Кабакова как художника-диссидента, каковым он никогда не был.
В «ВИНЗАВОДЕ» Кабаковы поместили «Туалет» вместе с «Игрой в теннис», представляющей автора как актера, играющего в теннис с художником другого поколения, Борисом Гройсом (все происходит на видеоэкранах, окружающих теннисный корт). Это настоящее интеллектуальное соревнование.
Там же, на «ВИНЗАВОДЕ», в пяти залах представлена самая запутанная, абстрактная и поэтическая инсталляция Кабакова. В «Жизни мух» экспозиция провинциального музея берется за научное, математическое и философское объяснение через самый человечный и загадочный символ Кабакова, муху, которая живет на экскрементах, но может взлететь вверх.
Век мух недолог. «Ретроспектива» Ильи и Эмилии Кабаковых пробудет в Москве чуть больше месяца, тогда как идея привычного нам музея двигается в сторону «корпоризации» и подвергается той же опасности исчезновения, что и бывший Советский Союз.
www.hermitagemagazine.ru 27.09.08
30 сентября И.Кабакову исполняется 75 лет.
Читайте также:
- Фестиваль организовали пожилые
- Первые театры в России
- Мисс Марпл - Каменская серебряного века
- Пятый десяток. Телеспектакль
- "Мандариновое пюре". Отклик старшего поколения.
Досуг
- Афиша
- Среда обитания
- Полезные сведения
- Хобби
- Домашние любимцы
- Автомир
- Читальный зал
- Фотокиноглаз
- ЖЖ "Третий возраст"
- Сад и огород
- Кино
Партнеры
Из почты
Навигатор
Информация
За рубежом
- Хватит отдыхать!
Надо и поработать на благо страны.
Рекомендуем:
- Знакомимся друг с другом, "третьевозрастцы".
- Зарубежная информация
- Кто чаще изменяет: мужчины или женщины — весьма подробная статистика
- Так мы жили совсем недавно...
- Моё советское детство. Часть 1.
- Моё советское детство. Часть 2.
- Моя советская юность. Часть 1.
- Моя советская юность. Часть 2.
- Новодевичье кладбище. Экскурсия.
- 15 лучших сайтов для пожилых людей в 2024году
- Первая древнейшая...
- Под эти песни мы влюблялись...
- Песни молодого "третьего возраста"
- Кинотеатр "Третьего возраста"
- Каждый божий день в мире происходит 120 миллионов половых актов.
- Так мы жили...
- Про это. Телевизор в годы нашей молодости
- Из нашей страны до Америки 15 минут хода на моторной лодке.
- Приглашаем в театр (без угрозы ковида)
- Врачи рассказали, как человек может проверить, доживет ли он до 80 лет
- Их уже нет с нами. Никого...
Комментарии к статье