Rambler's Top100



Выставка "Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов" в ГМИИ им.А.С.Пушкина

Выставка

На выставке «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов»,  представлены произведения художника из  собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а также Государственного Русского музея и Закрытого Паевого Инвестиционного Фонда художественных ценностей «Атланта Арт».

Работы великого мастера, экспонируемые на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, позволяют по-новому взглянуть на Брюллова-рисовальщика и его творческое наследие. 

Карл Брюллов (1799 – 1852) – художник, при жизни познавший громкую европейскую славу,  поклонение современников. На протяжении более полутора столетий интерес к его творчеству остается неизменным у специалистов и любителей изящных искусств.

Почти все представленные на выставке работы исполнены в конце 1820-х – начале 1830-х годов, во время первой поездки художника в Италию. Италия захватила Брюллова. Новым было все – богатство художественных памятников, яркое итальянское солнце, сменившее хмурое петербургское небо, образ жизни, новые темы и жанры в искусстве…

У русских заказчиков, путешествующих по Италии, особой популярностью пользовались небольшие живописные и акварельные сценки, которые Брюллов начал исполнять во второй половине 1820-х годов. В русском искусстве начала XIX века изображение повседневной жизни не получило еще ощутимого развития, а здесь, в Италии, уже существовала многовековая европейская традиция. Сам Брюллов подобные работы именовал в письмах «картинами во фламандском роде (quadri di genre)».

Незамысловатые сценки, словно подсмотренные художником на улицах или в храмах, в домах обычных итальянцев, часто наполнены юмором и мягкой иронией. Таковы рисунки и акварели «Женщина, посылающая поцелуй из окна» (1826), «На исповеди» (1827–1830), «Прерванное свидание» (1834; все – ГРМ), «Жанровая сценка с итальянскими типажами» (1830 – 1832), «Итальянка с ребенком у окна» (1831), «Отдыхающие путники (около 1835; все – ГМИИ). Брюллов предстает в них как «увлекательный рассказчик» и блистательный акварелист, наполняющий изображения цветом и светом.

На выставке московскому зрителю впервые представлен «Итальянский альбом» Карла Брюллова, принадлежащий ЗПИФ художественных ценностей «Атланта Арт». На протяжении более полутора столетий альбом хранился в семье Витгенштейнов. Он включает тридцать три рисунка и акварели, а также титульный лист с посвящением художника графине Стефании Витгенштейн (1809 – 1832). Рисунки не составляют целостного альбома, заполненного рукой Брюллова. Они были вклеены в альбом и пронумерованы владельцем (в настоящее время все произведения сняты с паспарту и экспонируются как отдельные листы).

Вероятнее всего, этот комплекс произведений Карла Брюллова сформировался постепенно. Часть рисунков (или рисунок) художник подарил в Риме графине Стефании Витгенштейн, урожденной Радзивилл, 3 апреля 1832 года (именно эта дата стоит на титульном листе с посвящением). Другая часть рисунков и акварелей могла оказаться в семье Витгенштейнов и до и после 1832 года. Муж Стефании Витгенштейн, граф Лев Витгенштейн (1799–1866), долгое время поддерживал дружеские отношения с художником и встречался с ним не только в Италии, но и в Петербурге. Соответственно Брюллов мог подарить свои работы, как Стефании Витгенштейн, так и ее мужу.

Созданные на протяжении небольшого отрезка времени, в конце 1820-х – начале 1830-х годов, эти рисунки и акварели – еще одно свидетельство увлечения Брюллова итальянскими жанровыми мотивами и пристального, внимательного отношения к натуре.

Также впервые в Москве представлена серия «Итальянские натурщики в национальных костюмах» (1828 – 1829) из собрания Государственного Русского музея, которая является ближайшей параллелью «Итальянскому альбому». Она была обнаружена в 1920 году художником А.Н. Бенуа и историком искусства П.И. Нерадовским в бывшем особняке Нарышкиных в Петрограде. В Русский музей серия, состоящая из четырнадцати акварелей и сепий, поступила в 1926 году из Государственного музейного фонда. В настоящее время в музее хранится тринадцать работ этой серии (сепия «Старик, сидящий на камне» в 1932 году была передана в Культурно-исторический музей Армении).

Среди рисунков из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина есть также ранее не экспонировавшиеся произведения, например, «Мальчик с осликом у колодца» (1823 – 1827) или карандашный набросок «В церкви» (начало 1830-х).

Своеобразным подарком зрителю стало соединение в экспозиции трех жанровых сценок, объединенных общей темой сна и составляющих небольшой цикл. «Сон бабушки и внучки» (1829), «Сон монашенки» (1831; обе – ГРМ), «Сон молодой девушки перед рассветом, в то время как за окном пастух трубит в рожок» (1830 – 1833, ГМИИ) никогда раньше не показывались вместе. Именно такого рода акварели – сентиментальные, забавные и смешные своей откровенностью, удивительные фантастическим мастерством художника способствовали распространению салонных тенденций в искусстве и позволили другому выдающемуся русскому мастеру Александру Иванову написать о Брюллове: «Итальянец, усталый и истощенный над всем высоким и приятным, ищет теперь легких, модных игрушек…».

Выставка будет открыта до 12.05.2013

Источник: arts-museum.ru

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг



















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.