Rambler's Top100



Неизвестный Черчилль

Неизвестный Черчилль

Уинстон Леонард Спенсер Черчилль был весьма многогранной личностью. Больше всего он известен как выдающийся политический деятель. Но это лишь одна сторона его личности – Черчилль был удостоен Нобелевской премии за литературный труд, а как живописец стал почётным членом Королевской академии искусств. Живопись играла большую роль в его жизни

Уинстон Черчилль – политик и человек

Выдающийся политический деятель Великобритании Уинстон Леонард Спенсер Черчилль родился 30 ноября 1874 года в родовом дворце герцогов Мальборо. Его отец лорд Рэндольф Спенсер-Черчилль был потомком знаменитого полководца Джона Черчилля, который за свои заслуги был удостоен титула герцога Мальборо, а мать Дженни Джером – дочерью американского миллионера Леонарда Джерома.

Уинстону Черчиллю так же, как и его знаменитому предку, была присуща завидная доля авантюризма. Проявляя с раннего детства непреодолимое упрямство, он наотрез отказался учиться, как все: занимался только теми предметами, которые ему нравились – английским языком и литературой. Много лет спустя Черчилль признавался, что был до крайности плохим учеником…

Его отец, в конце концов, решил, что единственное подходящее для сына место – это военное училище. И Уинстон поступает в престижное Королевское военное училище в Сэндхерсте. Он проявляет невиданное доселе упорство и заканчивает это учебное заведение в числе лучших. Получив звание лейтенанта, Черчилль отправляется на военную службу.

В конце 1890-х годов Уинстон Черчилль принимает участие в военных экспедициях в Индию и Судан. И в это же время активно занимается самообразованием. В нём просыпаются способности к литературной деятельности. Уинстон начинает сотрудничать с различными английскими изданиями в качестве военного корреспондента. Впоследствии он обретёт популярность как автор серьёзных исторических исследований. Его перу принадлежат труды «Мировой кризис» и «Вторая мировая война», которые одинаково интересны и рядовому читателю, и профессиональному историку. Работы отличают прекрасный литературный стиль и использование документов, недоступных другим исследователям.

После экспедиции в Судан Уинстон начинает понимать, что армия – это не совсем то, что ему нужно: будучи человеком амбициозным, он видит, что на военном поприще вряд ли сможет добиться высокого положения. И уходит из армии с тем, чтобы найти достойное приложение своему честолюбию в политике.

Карьера этого государственного деятеля знала взлёты и падения. Его редкая дальновидность и мудрость сочетались с не менее удивительной неуживчивостью. Поэтому часто казалось, что его звезда на политическом небосклоне безвозвратно закатилась. Но потом она вновь всходила, и живопись в том играла немалую роль…

Мы не будем подробно описывать политическую карьеру Черчилля (это предмет для отдельного исследования), упомянем лишь, что к моменту вступления Великобритании в первую мировую войну в 1914 году его положение в правительстве страны было очень прочным.

Однако всего через год с небольшим Черчилль оказался вне военного кабинета, и виной тому была его идея атаковать Турцию (воевавшую на стороне Германии) через Дарданеллы. Эта операция стоила стране огромных людских и материальных потерь. Основная доля вины была возложена на Уинстона Черчилля. Тяжелым периодом в его жизни стало лето 1915 года, когда он погрузился в депрессию…

Исцеляющая живопись

Уинстон с женой в это время сняли небольшой загородный домик Хоу Фарм. Друзья и близкие надеялись, что жизнь на природе восстановит душевное равновесие политика. Но красота местных пейзажей никак не отвлекала его от мрачных мыслей. Клементина, жена Уинстона, очень тревожилась за душевное состояние супруга…

И вот однажды во время приезда младшего брата Уинстона Джека и его жены Гведелин, Гуни, как её называли близкие, Уинстон попробовал рисовать, и с удивлением обнаружил, что это занятие способно восстанавливать его душевные силы.

А началось его увлечение так. Гуни всерьёз увлекалась акварелью и, приехав в гости к Уинстону и Клементине, в один из ясных солнечных дней вышла на лужайку и стала рисовать. Черчилль заинтересовался, и Гуни неожиданно предложила ему попробовать сделать несколько мазков. Согласился он неохотно, но вскоре сам удивился, что ему хочется рисовать ещё и ещё…

Почувствовав нетерпение Уинстона, жена его брата предложила воспользоваться набором акварельных красок своего шестилетнего сынишки, но Черчилль буквально жаждал попробовать писать маслом. Так началось увлечение, вылечившее политика от упадка душевных и физических сил. И на протяжении всей своей жизни он не раз прибегал к этому целительному средству.

В минуты особого вдохновения Уинстон Черчилль был готов оставить всё остальное ради этого страстного увлечения. Однажды он признался своей кузине Клэр Шеридан: «Иногда я готов бросить почти всё ради занятия живописью». И вот что интересно: в моменты полного сосредоточения на любимом занятии государственный муж забывал о том, что он политик.

Черчилль трепетно относился к своему хобби. Каждый выход на пленэр был для него праздником души. Мольберт, подрамник и прочие рисовальные принадлежности, становясь постоянной и непременной составляющей жизни Уинстона, сопровождали его в бесчисленных разъездах.

Он старался рисовать буквально везде: в королевских покоях, в министерских кабинетах и даже в пустыне Сахара, куда отправился вместе с женой в марте 1921 года на верблюдах во время Каирской конференции. При поездке на верблюдах Черчилль, как писали в одной из палестинских газет, «потерял равновесие и упал на землю. Несмотря на рваную рану, полученную в результате падения, он продолжил путешествие и даже умудрился сделать несколько рисунков пустыни Сахара».

Тогда же, в 1921 году, Уинстон Черчилль послал несколько своих работ на выставку в Париж, подписав их вымышленным именем. Шесть его работ удостоились высокой оценки жюри и были выставлены на продажу. А спустя четыре года, в 1925 году, на выставке картин непрофессиональных художников, где соблюдалась полная анонимность авторов, одна из его картин получила первое место.

Сам Черчилль свои заслуги в искусстве оценивал как весьма скромные, с недоверием относясь к восторгам и допуская возможность, что ему вполне могут льстить, отдавая таким образом дань его заслугам как государственного деятеля.

В сентябре 1927 года он был приглашен в загородную резиденцию короля, где также много времени проводил за мольбертом. «Я очень рад, что Его Величество разрешил мне использовать министерские покои в качестве студии, и я уж предпринял все меры предосторожности, чтобы не оставить пятна на викторианской шотландке», – впоследствии писал политик.

В годы второй мировой войны Черчилль на время приостановил занятия живописью. Единственной картиной, написанной в этот период, была «Марракеш и Атласские горы». История её создания была такова.

Марракеш – провинция в Марокко. Черчилль считал это место одним из красивейших на планете. В январе 1943 года он предложил президенту Рузвельту провести там пару дней.

Они остановились на вилле Тейлора. После званой трапезы Уинстон так расчувствовался, что пожелал спеть гостям. Получилось не слишком музыкально, зато с душой, от чистого сердца. На следующий день американский президент вернулся домой, а Черчилль телеграфировал жене о том, что собирается немного порисовать. Тогда он и написал картину «Марракеш и Атласские горы», которую позже подарил Рузвельту.

Выборы, состоявшиеся после войны, в 1945 году, не просто лишили Черчилля государственного поста, они отняли у него самое главное – жизненную активность. Теперь не было главного стимула…

И вот тогда, как и тридцать лет назад, он прибегает к испытанному средству – живописи, и добивается столь значительных успехов, что в 1948 году становится почётным членом Королевской академии искусств. Его картины вошли в состав экспозиций Британской Королевской академии искусств, Музея искусств в Далласе, Смитсόновского института в Вашингтоне (научно-исследовательский институт в Америке, владеющий целой системой музеев), Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Трудолюбию Черчилля-художника можно было позавидовать: он сутками мог править уже готовую работу, доводя её, до совершенства. Но великим живописцем он себя не считал. Однажды, в 1953 году, Уинстон откровенно признался одному из своих друзей: «Мне как-то неловко выставлять свои картины напоказ. Они для меня, скорее, как дети, – хотя и ведут себя плохо, но всё равно любимы».

Большинство искусствоведов – исследователей творчества художника-политика – сходятся во мнении, что хотя Уинстон Черчилль и не является великим живописцем, но талант его безусловно велик. Именно это определило высокие цены на его холсты. Вскоре после кончины, в мае 1965 года, несколько его работ было выставлено на первом трансатлантическом аукционе Сотбис, проходившем в Лондоне и Нью-Йорке. Одну из картин купили более чем за 39 000 долларов. А позднее цены поднялись ещё выше.

И всё же возникает вопрос: чем обусловлена столь высокая стоимость – достижениями Черчилля в живописи или заслугами его на политической арене? Крупный американский искусствовед доктор Артур Франкфуртер ответил на этот вопрос так: «Я думаю, и тем, и другим. Единственное, что я могу сказать определенно: я не знаю ни одного знаменитого художника, который был бы к тому же столь великим премьером».

 

21.01.14      Ирина ЛАПШИНА                      Журнал «60 лет – не возраст» 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг






















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.