Rambler's Top100

Фарфор из Вербилок

Фарфор из Вербилок

Многие из нас если и не имеют в своем доме посуду из Вербилок, то уж наверняка о ней слышали.Но лишь немногие знают, что на фабрике «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках»,  изготавливалась не только обиходная посуда, но создавались шедевры фарфорового искусства, ставшие украшением императорских дворцов России и Европы. Славные традиции фарфорового промысла продолжаются в творчестве  современных  мастеров

Начало фарфорового дела
Фарфор  очень долго был для европейцев загадочным и дорогим «китайским секретом».  Многие мастера  пытались получить его, прокаливая по технологии смесь каолина, полевого шпата и кварца с небольшим количеством воды. Но угадать  температуру обжига было трудно: фарфор «садился», не держал форму. Сначала флорентийские мастера создали мягкий фарфор – прозрачный, но с низкой жароустойчивостью.  Потом в начале XVIII века в немецком городке Мейсене был  изобретен твердый фарфор, отличающийся особой крепостью. Чуть позже в Англии был открыт костяной фарфор, прозрачный и достаточно выносливый.

И, наверное, не случайно в 1746 в Россию приехал англичанин Франц Гарднер с мыслью основать здесь фарфоровый завод. Не сразу удалось ему воплотить свою задумку – подходящее место для фарфорового завода уже обрусевший Гарднер, который стал зваться Францем Яковлевичем,  нашел в небольшом селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Село находилось в живописной местности – в окружении соснового бора, чистых речек, а главное – поблизости источников сырья для производства.

Удаленное от промышленных и культурных центров предприятие не могло привлечь на работу профессиональных художников, лепщиков и других специалистов. Мастеров надо было растить на месте, искать умельцев среди крестьян и жителей монастырских слобод. Для их обучения Гарднер пригласил известного немецкого художника по фарфору Кестнера. И наконец в 1768 году предприятие выпустило первую готовую товарную продукцию. Так началась история знаменитого фарфорового промысла.

Орденские сервизы
Завод сразу отличился тем, что выпустил так называемые «орденские сервизы» – по заказу императорского двора.

Началось все с того, что (как гласит легенда), готовясь отмечать именины, Екатерина II приказала своему фавориту князю Потемкину приготовить праздничный стол, который сумеет превзойти пиршество, описанное в сказках «Тысячи и одной ночи». Князь постарался – по воспоминаниям участников обеда, празднество было великолепным. Кроме роскошных блюд французской кухни, на гостей произвел впечатление десерт – гостям подали фарфоровые чашечки, наполненные бриллиантами. Императрица была в восторге: «Спасибо, князь, ты и вправду затмил сказки «Тысячи и одной ночи» блеском золота и роскошью фарфора». А фарфор тот был приобретен князем Потемкиным у Гарднера.

В подарок императрице Екатерине II «Мануфактуры Гарднеръ» (так называлось тогда предприятие) и лично художник Кестнер изготовили сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Сервиз так понравился императрице, что в 1777 году Гарднер получил еще три заказа на орденские сервизы – в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского. Позже был изготовлен и сервиз в честь святого князя Владимира. В каждый орденский сервиз входило от нескольких сотен до полутора тысяч предметов – разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам.

Такие орденские сервизы, тарелки которых выполнены в виде виноградных листьев, на протяжении почти ста пятидесяти лет ежегодно включались в церемонию праздничных трапез при дворе.

Франц Гарднер получил личную благодарность императрицы, а московский губернатор выдал ему право ставить на изделиях изображение московского герба.

Фарфор для России
Единственным конкурентом для вербилковского завода был Императорский фарфоровый завод в Петербурге, но тот выпускал изделия лишь для царского двора. А фарфоровую посуду,  входившую в моду, хотелось иметь и тем, кто не имел средств на дорогой заграничный фарфор. Кроме этого, Гарднер освоил еще и опаку – высший сорт фаянса. Так что его изделия, радующие покупателей разных сословий,  раскупались очень охотно.
В конце XVIII века для них был характерен декор с цветочной росписью в мажорной цветовой гамме в виде букетов, где доминировали роза и тюльпан. Подвешенные на лентах цветочные корзины, заимствованные из европейских композиций, также были распространенным мотивом гарднеровской росписи.

Но постепенно художники завода отказались  от прямых подражаний европейским образцам и начали искать свой собственный стиль. Их работы обретали общественное содержание, становясь носителями событий и настроений своей эпохи. Это особенно проявилось в сувенирах периода наполеоновских походов. Духом славы Отечества овеяны чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 года, оригинальные сервизы с карикатурами на армию Наполеона, знаменитая мелкая пластика.

Удачно сочетая ампирные формы с жанром и цветовым декором, гарднеровские скульпторы создали несколько серий фарфоровых статуэток – народных образов. Например, первая серия, изображавшая разносчиков и ремесленников, была выпущена в 1810-1820-х годах по мотивам гравюр книги «Волшебный фонарь, или Зрелище расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию», изданной в Петербурге в 1817 году. В дальнейшем выпускались скульптуры, изображавшие крестьянский быт, а также фигурки «франтов» и «франтих», одетых по моде соответствующего времени. 

В фарфоровой пластике нашли отражение и литературные образы – персонажи «Мертвых душ», шаржи-портреты артистов Каратыгиных, писателей Булгарина и Греча. За этими работами сегодня охотятся  коллекционеры антиквариата.

В 1892 году у завода сменился хозяин. Его у наследников Гарднера приобрел известный заводчик, владелец нескольких керамических предприятий М.С.Кузнецов. Но слава гарднеровской посуды была так велика, что новый хозяин счел выгодным для себя не менять клейма фирмы.

Новое и старое в Вербилках
После революции завод в Вербилках был, естественно, национализирован, и стал называться Дмитровским фарфоровым заводом. Начался новый этап в его развитии. Минлегпром требовал от предприятия воплощения в жизнь лозунга «Доступная чашка –  в каждый дом!», и в результате выпускаемые блюдца и чашки начали считать миллионами. С ростом объемов производство обновлялось, была создана собственная художественная лаборатория. Качество и красота изделий повысились в несколько раз, что и отметили более чем на 100 зарубежных выставках, на которых побывала продукция завода. В том числе она была оценена золотой медалью в Париже в 1937 году, серебряной медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

Удивительно, но в период развала Союза, когда более крупные предприятия прекратили свое существование, фарфоровый завод в Вербилках выстоял. Объемы были снижены, но ядро фарфорового производства с его вековыми традициями сохранено. Сегодня знаменитый завод, носящий название «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках», вместе с созданным дочерним  предприятием «Промыслы Вербилок» специализируется на выпуске тонкостенного фарфора. Эти изделия поистине уникальны – их просвечивающиеся стенки имеют толщину всего лишь 1,5 мм! Но, кроме того, предприятие выпускает высокохудожественные фарфоровые скульптуры, которые воссоздаются либо по гарднеровским моделям, либо по произведениям  современных мастеров.

Среди них немало именитых скульпторов. Например, С.М.Орлов, прославившийся как автор памятника Юрию Долгорукому в Москве, для завода в Вербилках создал несколько серий триптихов восхитительных фарфоровых скульптур по мотивам русских народных сказок, в том числе «Конёк-горбунок», «Сказка о рыбаке и рыбке». Никого не оставляют равнодушными работы скульптора-анималиста Д.В.Горлова – «Рысь», «Горностаи», «Волчонок», «Бегемот». Скульптуры этих и других мастеров высоко ценятся антикварами.

Искусство талантливых скульпторов, таких, как, например, Ю.Б.Ганрио, Ю.Б. Золотов (правильны ли одинаковые инициалы?), вложено и в создание красивейших  тонкостенных сервизов. А в красочную самобытную их роспись  вложили свой талант художники В.В.Лебедева, С.В.Сычева, А.А.Горькова и многие другие, кто продолжает и сегодня крепить славные традиции знаменитого фарфорового промысла.

На международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года изделия «Мануфактуры Гарднеръ» отмечены Бриллиантовой и Золотой звездами. С 2007 года предприятие является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак.

В 2009 году завод получил благодарность от министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций  отечественного фарфора. В 2011 году «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» стали лауреатом I степени Международного фестиваля «Художественная керамика».

У завода есть свой фирменный знак. Это голова жителя здешних лесов лося, увенчанная могучими рогами. Если у вас окажется в руках изящная фарфоровая чашка или блюдо с головой лося на донышке, знайте: в этой вещице заключены искусство и талант множества мастеров фарфорового промысла, которому уже больше 250 лет.

* Визитной карточкой предприятия «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» стали «Именные сервизы», украшенные гербами аристократических родов, дворянскими коронами, монограммами и вензелями. Сегодня «Мануфактуры Гарднеръ» возрождают традицию именных изделий.

* Деколь и ручная роспись – основные способы, которыми декорируется вербилковский фарфор. Для декорирования используются, в том числе, краски на основе 12% золота. Доминирующая тема при декорировании – букетные мотивы.

* Cегодня «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» являются эталоном высочайшего качества.Здесь выпускают несколько линеек продукции. Линейка «Франц Гарднеръ» включает предметы признанного художественного достоинства XIX-XX веков: сервизы и чайные пары, восстановленные по образцам XIX века.

Лариса ПАВЛОВА      Журнал «60 лет – не возраст»

*   *   *

Шкафы купе предлагаются всем

В советские годы самыми желанными друзьями были директора мебельных магазинов. Смертные без "блата" годами стояли в очереди за польскими или (кому повезет) югославскими изделиями. К счастью, в наши дни не только исчез мебельный дефицит, но и появилась возможность выбора. Вам предложат даже шкафы купе. В годы нашей молодости такого понятия мы и не знали. Довольствовались буфетами и гардеробами.

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











ОТМЕЧЕНО НАШЕЙ АУДИТОРИЕЙ

 

Алиса Сенникова и ее питомцы (фото)

 
        












Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг







ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.