Rambler's Top100

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Финифть — древнейший художественный промысел России, один из наиболее изысканных видов миниатюрной живописи. Её отличают высокое живописное мастерство и чрезвычайно сложный, трудоёмкий процесс изготовления

Художественную эмаль на Руси называют финифтью. Среди учёных единого мнения о происхождении этого названия нет. Одни считают, что оно происходит от греческого слова «фингитис» («светлый»), другие – что оно имеет византийские корни и означает «лить, плавить».

Сейчас термин «финифть» используется лишь применительно к ростовскому художественному промыслу, мастера которого трудятся на фабрике «Ростовская финифть».

История промысла
История финифти берет свое начало в XII веке, когда в летописях появляются первые упоминания о русской эмали. В Древней Руси цветные эмали, техника изготовления которых была заимствована из Византии, считались одними из самых дорогих и красивых изделий.
Толчок последующему развитию русской финифти дало открытие в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном секрета эмалевых красок. Тем самым рамки использования художественной эмали были расширены. Эту технику освоили в древнем русском городе Ростове. Здесь в середине XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре возникает мастерская художников-миниатюристов.

Местные мастера украшали эмалью различные изделия церковного характера. Ведь изначально финифть использовали для церковной утвари и облачений священнослужителей.

Ростовская финифть быстро завоевала популярность во многих городах России. Это не удивительно, ведь возникновение школы финифти в Ростове Великом было подготовлено небывалым расцветом изобразительного искусства и архитектуры этого старинного русского города во второй половине XVII столетия.

Вскоре мастера стали получать заказы на иконки, выполненные в технике финифти, не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Среди российских архиереев считалось хорошим тоном преподносить в дар, в качестве благословения, эмалевые иконы с изображением местных святых.

Со временем у ростовской финифти появляется свой стиль. Он отличался от иконографии того времени, более тяготея к барокко. В то же время эмали отличались углубленной трактовкой образов. Особенно наглядно это проявилось при изображении ликов святых.

В XIX веке мастерская художников-миниатюристов, созданная при Спасо-Яковлевском монастыре, приобрела большую известность. Интересно, что тогда же здесь был образован класс, в котором могли обучаться все желающие. Опытные мастера преподавали живопись, резьбу по дереву, технику позолоты. Ученики не только приобретали традиционные навыки ремесла, но и изучали рисунок, композицию, историю искусств.

После 1917 года спрос на церковные изделия упал. В эти тяжёлые времена ростовские мастера смогли сохранить промысел и, объединившись, восстановили артель. Правда, ассортимент выпускаемых изделий изменился – здесь начали работать над созданием ювелирных изделий и предметов быта: брошей, пудрениц, коробочек, шкатулок с орнаментальной и сюжетной росписью по эмали.

Менялся и художественный стиль. Мастера стали применять темный, черный или синий фон эмали, на котором помещали разнообразные узоры из цветов в виде венчиков, букетиков и гирлянд. Яркие краски эмали прекрасно гармонировали с гладкой и блестящей золотой и серебряной поверхностью изделия, драгоценными камнями.

В дальнейшем артельная мастерская переросла в народный художественный промысел «Ростовская финифть». Как и во многих других промыслах, здесь сумели преодолеть трудности, сохранили технологии производства, не потеряли традиции.

В 1960-х годах заметно расширился ассортимент выпускаемой продукции. Наладилось массовое производство различных ювелирных изделий с живописной эмалью. Коллектив фабрики «Ростовская финифть» пополнился талантливой молодежью – выпускниками Федоскинского и Красносельского училищ. Ещё более существенные изменения в жизни промысла произошли в 1970-1980-е годы, когда на фабрику пришли новые специалисты, прошедшие подготовку в художественно-промышленных учебных заведениях. В коллективе сформировалась творческая группа живописцев и ювелиров экспериментального цеха. Были разработаны оригинальные образцы, которые затем выпускались в массовом производстве.

В нынешнее время ростовские эмальеры, не оставляя выпуск бытовых вещиц и ювелирных украшений, вновь обратились к религиозной тематике.

Технология финифти
Как изготавливаются изделия с финифтью?

Сначала берется тонкий медный лист, из которого вырубается основа будущей живописной пластинки. Она может быть прямоугольной, круглой или овальной формы. Затем с двух сторон по особой технологии её покрывают эмалью. Эмаль – это стекловидная масса, которая, в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов и других компонентов, приобретает различные цвета.

Подготовленная таким образом пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800°С. В результате эмаль приплавляется к пластине, образуя твёрдую и гладкую поверхность (грунт или фон). Затем на пластинку наносится рисунок. После нанесения рисунка на грунт выполняется роспись – эмалевыми красками, разведёнными на лавандовом масле или скипидаре. Первый слой красок кладётся самыми широкими кистями – это «малёвка». Затем следует обжиг в муфельной печи при определённой температуре. Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски накрепко соединяются с эмалью. Потом наступает очередь снова наносить роспись, и снова следует обжиг. И так несколько раз. В результате финифть обретает особую прозрачность, звучность чистых красок, глубину многослойной живописи.

Так как в муфельной печи многие краски меняют свой цвет, художник должен предугадать, какими они будут после обжига.

Сочетание опыта эмальеров прошлого с современными технологиями нанесения эмалей, применение оригинальных печей для обжига – все это позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами эмальерную пластинку.

Особую красоту изделиям из финифти придает филигранное оформление.
Филигрань (скань) — это сочетание двух элементов, из которых создается оправа: тонкая, словно кружево из металла, скрученная проволока и мельчайшие шарики (зернь). Материалом для изготовления скани служат как чистые металлы (золото, серебро, медь), так и их сплавы. Оправа для финифти припаивается серебряным припоем.

Финифть в оправе из ажурной филиграни – это изделия ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть», их легко отличить от изделий других предприятий.

Ростовские мастера
Ростовские мастера никогда не относились к финифти как к ремеслу. Финифть – это элитарное искусство. Не случайно многие мастера эмалевой миниатюры, такие как Г. Виноградов и Н. Сальников, ещё до революции представляли свои работы в Академию художеств на звание внеклассного художника. А в Ростовском музее-заповеднике и сейчас можно увидеть произведения выдающихся мастеров того времени: А Всесвятского, А. Мощанского, П. Иванова, С. Петрова.

В 1960-х годах ведущими художниками на фабрике были А. Евдокимова, Н. Карасев, М. Кулыбин, Н. Хрыков, А. Цибашова. Лучшие работы этих лет, выполненные живописцами В. Горским, И. Солдатовым и ювелиром В. Солдатовым, в 1967 году экспонировались на Всемирной выставке в Монреале.

Творчество современных ростовских мастеров развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям. Мастером исторической, жанровой и портретной миниатюры зарекомендовал себя Н. Куландин. Жанру исторической миниатюры посвятил свое творчество В. Грудинин. А. Зайцев получил признание как мастер исторического портрета. А. Тихов и В. Кочкин нашли себя в жанре лирического пейзажа. А. Хаунов – автор сюжетных композиций, портретов, пейзажей и цветочных росписей. В разных жанрах выполнены работы А. Алексеева, который известен также своими успешными опытами в области технологии эмалей. Интерес к самым различным жанрам проявился у художников Б. Михайленко и В. Полякова. Бытующая в промысле еще с 1920-х годов цветочная роспись получила дальнейшее развитие в миниатюрах, созданных Т. Михайленко, Е.Котовой, Л. Самоновой, Н. Серовой и И. Алексеевой.

Званий лауреатов и медалей ВДНХ удостоены А. Кокин, Н. Куландин, Л. Самонова, И. Солдатов, В. Солдатова, А. Тихов, и А. Хаунов. В 1975 году изделия мастеров ростовской финифти показывались на Международной ярмарке в Токио, где вызывали большой интерес посетителей.

Произведения как старых, так и современных ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом. А сама «Фабрика «Ростовская финифть» входит в десятку лучших народных промыслов России.

Каждое последующее поколение художников вносит в изделия новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти всегда сохраняется вечный идеал красоты.

24.10.12   Лариса ПАВЛОВА, Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











ОТМЕЧЕНО НАШЕЙ АУДИТОРИЕЙ

 

Алиса Сенникова и ее питомцы (фото)

 
        












Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг







ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.