Rambler's Top100

Городецкая роспись по дереву

Городецкая роспись по дереву

Одним из центров русской традиционной художественной росписи по дереву является небольшой старинный город Городец, расположенный в северной части Нижегородской области, на берегу великой русской реки Волги. Городецкие мастера расписывают деревянные панно, шкатулки, сундучки, украшая их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и цветов

 Своеобразие городецкой росписи тесным образом связано с жизненным укладом, историей и культурой Нижегородского Заволжья, одним из важных центров которого был Городец. Основанный во второй половине XIIвека как важный военный форпост на восточной окраине Владимиро-Суздальской земли, Городец в XVIIIвеке стал крупным торговым селом. Большая судоходная река и расположенная ниже по течению Волги знаменитая Нижегородская ярмарка способствовали развитию здесь не только торговли, но и крестьянских промыслов. Одним из наиболее самобытных был промысел по производству прялочных донец, который и положил начало знаменитой росписи.

Формироваться промысел начал еще в конце XVIIIвека. Изготовлением донец занимались крестьяне ряда небольших селений, расположенных на берегах впадающей в Волгу речки Узола. В Городце, с его знаменитыми субботними базарами, лишь велась торговля донцами.

Сейчас, когда многие обычные в прошлом предметы ушли из нашего быта, их назначение оказывается невостребованным. Донце – это нижняя часть прялки, на которую садилась женщина во время работы. Конструктивно оно представляет собой закругленную с одной стороны доску с возвышающейся головкой («копылом», «копылком»), с отверстием для широкого гребня на высокой ножке. На него крепили льняную или шерстяную кудель, из которой вытягивали и скручивали при помощи веретена нить.

Донце было не просто инструментом для работы, в крестьянской среде к нему сложилось особое отношение. Как правило, донце служило подарком – жене, невесте, дочери, и предметом особой гордости владелицы. С ним девушки ходили на посиделки, а после работы вешали на стену для украшения дома, поэтому донце непременно старались сделать красивым.

До того как донца начали расписывать, в их украшении использовали очень редкий для русского народного искусства прием инкрустации: в специально вырезные углубления вставляли небольшие кусочки темного мореного дуба, укрепляли их маленькими дубовыми гвоздиками и дополняли резьбой.

Добывали этот ценный материал в реке Узола. По ее берегам росли густые леса с вековыми дубами. Весной, в половодье, некоторые деревья оказывались в воде. Пролежав там несколько лет, дуб приобретал красивый серовато-черный цвет и становился необыкновенно твердым, что делало работу с ним очень сложной.

На донцах изображали птиц, коней, ромбические или трапециевидные фигуры, дополненные резьбой и дубовыми вставками. Особенной популярностью пользовалась сцена с двумя всадниками, расположенными по сторонам дерева, с вершины которого взлетает птица. Исследователи обычно связывают эти изображения с древней языческой символикой.

Трактовка мотивов и сюжетов не была однозначной и менялась со временем. Например, в вещах, связанных со свадебным обрядом, к которым относится и донце, всадник или конь часто выступали как символы жениха, птица – как символ невесты. Трудно сказать, какой смысл сами мастера-резчики изначально вкладывали в эти изображения, но, безусловно, все они выступали знаками пожелания добра и благополучия.

Заволжские мастера чутко отзывались на все новое. За время существования промысла менялись технические приемы украшения, появлялись новые сюжеты и мотивы, старые наполнялись новым содержанием.

К середине столетия среди изображений на донцах стали появляться фигурки собак, домашних птиц, людей, образы стали изящней, а сами донца нарядней: резьбу и инкрустацию стали дополнять окраской, для чего использовали яркие минеральные краски, купленные на городецком базаре. Спрос на донца в это время был велик. Мастера старались сделать донце эффектнее, а работу над ним – более простой и быстрой. В конце концов, от резьбы с инкрустацией постепенно отказались и перешли на роспись.

Местное предание связывает начало городецкой росписи с именем иконописца Огуречникова, пришедшего в 1870 году в деревню Курцево поправлять церковную роспись и поделившегося секретами своего искусства.

Стиль росписи складывался постепенно, в течение нескольких десятилетий. При этом гармонично соединялись традиции резных и инкрустированных донец, иконописи и кистевых народных росписей. В украшении донец появились сцены чаепитий, гуляний, любимым мотивом росписи стали изображения цветов.

К концу XIXвека городецкие мастера выработали свой стиль и приемы письма. В основу росписи было положено живописное пятно, которое дорабатывалось и украшалось графической линией. Роспись выполняли очень быстро, без предварительного рисунка: на загрунтованную и окрашенную поверхность наносили основные пятна цвета, которые затем объединяли в единую композицию и дорабатывали наложением более темных оттенков краски. Последней стадией росписи являлась «разживка» – графическая разработка белой, черной или цветной линией. Она не только «оживляла» и выявляла форму, но и придавала росписи декоративность и нарядность.

Со второй половины XIXвека особое значение на промысле приобретает творческая индивидуальность мастеров, каждый из которых обладал неповторимым авторским почерком. История промысла сохранила имена братьев Лазаря и Антона Мельниковых, Гавриила Полякова, Василия Смирнова, Игнатия Мазина, Федора Красноярова, Василия и Игнатия Лебедевых и других мастеров.

В конце 1910-х годов из-за насыщения рынка недорогими фабричными тканями необходимость в прядении, а значит – и в донцах, почти отпала. Промысел оказался в состоянии глубокого кризиса. Свои живописные навыки городецкие «красильщики» стали использовать в украшении других предметов: детских стульчиков, коробочек, ларцов, декоративных панно, игрушек. В 1936 году художники объединились в артель, которая работала в деревне Курцево.

За время Отечественной войны многие из старых мастеров ушли из жизни, промысел фактически прекратил свое существование. Работа по возрождению городецкой росписи началась в середине 1950-х годов. Она проходила при активном участии Института художественной промышленности. На месте ее возглавил потомственный мастер А.Е. Коновалов. В конце 1950-х годов по его инициативе в Семеновской профтехшколе было создано отделение городецкой росписи, где он начал обучение нового поколения городецких художников.

В 1965 году основное производство расписных изделий перешло в город Городец, где была организована фабрика «Городецкая роспись». С первых лет ее существования здесь работали художницы Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова. Они прошли школу А.Е. Коновалова и в течение нескольких десятилетий вместе с ним возрождали городецкую роспись. Традиции старого «городца» были не только возрождены, но и получили дальнейшее развитие.

Сегодня на промысле работает новое поколение художников. К наиболее талантливым из них можно отнести В.В. Деревянко, В.А. Колесникову, Н.С. Приваловскую и Е.Н. Староверову. В середине 1990-х годов они активно сотрудничали с Сергиево-Посадским музеем-заповедником. Неоднократно работая в музейных фондах, художницы впрямую соприкоснулись с творчеством старых мастеров, познакомились с произведениями 1930-х годов. У каждой из них сложились своя манера письма, свои колористические пристрастия, свой круг любимых тем и сюжетов. Но при этом всех художников объединяет верность традиции, в их произведениях продолжает жить и развиваться яркое и выразительное искусство городецкой росписи, несущее в наши дома праздник.

 

Наталья ТОЛСТУХИНА, искусствовед       Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











ОТМЕЧЕНО НАШЕЙ АУДИТОРИЕЙ

 

Алиса Сенникова и ее питомцы (фото)

 
        












Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг







ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.