Rambler's Top100

Испеки мне, бабушка, колобок!

Испеки мне, бабушка, колобок!

Во все времена люди особо почитали хлеб. Далеко не как продукт питания, а больше как символ тепла и щедрости Земли, как дар свыше. Не случайно понятия «хлеб насущный» и «хлеб духовный» сближались.

Процесс хлебопечения считался неким таинством, а все, кто был к нему причастен, являлись в некотором смысле духовными хранителями рода и семейного очага. Это почётное дело обычно возлагалось на самых мудрых старших женщин рода.

Психолог Юлия Жемчужникова призывает глубже осмыслить эту традицию и попытаться её возродить

 

Я не очень-то согласна с названием нашего журнала «60 лет – не возраст». Считаю, что 60 лет – это возраст, возраст важный, интересный, со своими смыслами, задачами и делами. И одно из дел этого возраста – хлебопечение. Конечно, печь хлеб могут и молодые. Многие сейчас приобрели электрические хлебопечки. Засыпай туда все ингредиенты и к нужному времени вынимай румяный и душистый куличик. Да и в магазинах, кроме традиционных батонов, можно, хоть и подороже, купить хлеб свежий, душистый… Зачем же тогда скрести по коробу и мести по сусекам, месить тесто и печь?

По моему опыту и ощущениям, хлеб – это почти стихия. По крайней мере, он имеет огромный сакральный (ритуальный) смысл и силу.

Старшее поколение пережило военный и послевоенный голод, придавший хлебу особую цену. Цену Еды во время голода.

Я помню советское счастливое детство. Хлеба было много, стоил он недорого, лежал во всех магазинах, столовых и был, как правило, одинаково невкусным или безвкусным. И при этом нам постоянно пытались внушить какое-то казавшееся неестественным уважение и почтение к нему. Мы заучивали поговорки вроде «хлеб всему голова». Смотрели новости с отчётами о посевных и уборочных. Буквари были полны не очень понятными городским детям картинками с комбайнами и тракторами.

Потом, помню, уже в новом веке мне попался ироничный рассказ одной учительницы, которая дала московским первоклассникам диктант из старого советского учебника. Больше половины написали вместо «юннаты» – «еноты» и вместо «снопы» – «снобы». Причём многие дети могли объяснить, кто такой сноб, а про снопы они и не слышали.

Коллективизация надолго оторвала целые поколения от хлеба. Наши мамы вместе с нами пекли только кексы, торты, пироги. В деревнях ситуация зачастую была такой же. Кроме некоторых районов страны, хлеб стали сеять всё реже и реже, а уж печь – тем более. В деревнях теперь ждут автолавки или ходят в РайПО (районное потребительское общество) к привозу дешёвых батонов, и редко где встретишь домашний хлеб. Город сделал хлеб доступным, дешёвым и… невкусным. Но старшее поколение ещё помнит детский вкус домашних лепёшек и караваев…

Ситуацию несколько меняют маленькие хлебопекарни (если, конечно, они работают добросовестно) и точки выпечки восточных лепёшек. Дети мои в какой-то момент «просекли», что после школы «классно» купить горячий мягкий лаваш, разломить его на куски и съесть с друзьями. Такая еда выигрывает даже у чипсов и шоколадных батончиков. Но это в городе. В деревне, как и раньше, ждут машину с хлебом и закупаются на неделю.

В 2007 году я ездила в Самарканд, и одной из целей поездки было выяснить секрет приготовления их лепёшек. Когда меня там пригласили в гости, я зашла в магазин и спросила, что принято приносить в дом. Мне посоветовали купить сладости и обязательно хлеб. Я послушалась, хотя и сомневалась, поскольку сама шла в гости именно на лепёшки. Но в доме была встречена одобрительно, как соблюдающая традиции. Мне объяснили: у нас так заведено. Идёшь в гости – возьми хлеб. Хозяева же на стол подают свой хлеб, обязательно целый и свежий. И с собой тоже дадут. Хлеб – главное на столе. Хлеб и чай. Так же, например, как в другой традиции – хлеб и вино...

Считается, что на каждой улице, а то и в каждом доме лепёшки отличаются. При этом состав теста у всех один: мука, подсоленная вода, дрожжи. Никаких приправ. Вся суть рецепта – в замесе (кстати, его часто делают мужчины), количестве «подходов», отдыхе теста. И ещё отличие – в печах-тандырах. А главное, наверное, в настроении людей. Любая хозяйка знает, что в плохом настроении лучше вообще ничего не готовить, тем более замешивать тесто, ведь оно обладает максимальной чувствительностью.

В своей книге «Дети полуночи» Салман Рушди (британский писатель, родившийся в Индии) пишет, что настроения тётушек въедаются в вещи, которые они шьют, и в соусы, которые готовят. Но тесто – особая история.

Бабушка замешивает его утром, когда все спят. Оно живое, тёплое. Долго-долго месит его руками, и это подобно утренней медитации, молитве или пудже (поднесению пищи богам в индийской традиции). Тесто необычайно приятно для рук (особенно если смазывать их растительным маслом) и для мыслей. Иногда бабушка совершает это действо вечером. Все уже легли, а «мне ещё тесто на утро надо поставить». Потом квашня стоит в укромном тёплом месте, и тесто живёт, растёт, впитывая воздух дома.

А потом свежеиспечённый хлеб с его особым запахом и вкусом дарится детям и внукам. И вдруг обнаруживается, что не хлеб к борщу или чаю, а наоборот. Главное на столе – это хлеб, его едят сам по себе, им наслаждаются, а всё остальное – добавки и нагрузки.

Начинаешь понимать, как это люди отправлялись на покос или в соседнюю деревню, прихватив лишь питьё и лепёшки.

Казалось бы, в хлебе не много питательного. Зато сколько сакрального! С трудом можно представить, что кто-то из древних племён вдруг просто наткнулся на идею выращивать и перемалывать зёрна, месить тесто и запекать его. Куда проще представить, что идею хлеба подарили праотцам Бог, Земля или Вселенский разум. Думаю, это как-то связано с тем, что в хлебе сосредоточена встреча Земли, Воды, Воздуха и Огня с Человеком, и потому он весьма насыщен энергетически.

Домашний хлеб – источник, аккумулятор и передатчик энергии – причём в большей степени, чем какая либо другая пища. Хлеб почти невозможно вырастить, собрать и сохранить в одиночку. Потому он когда-то вбирал энергию рода, общины, народа. И на завершающей стадии – семьи.

Думаю, то, что хлеб вместе с водой используется в причастии и других ритуалах церкви – дополнительное подтверждение тому.

Обычный, насущный, хлеб как символ пищи принято сравнивать с другим «хлебом» – духовным, то есть с мудростью и знанием, которые насыщают наш разум, подобно тому, как хлеб даёт физические силы телу», – писал виднейший еврейский деятель Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон.

Если на родине буддизма и индуизма рис – всему голова, то у мусульман, христиан и атеистов Европы, Америки, России – культ хлеба.

Хлеб – основа не только питания, но и во многом человеческой культуры. К сожалению, в городском социуме потеряны суть хлеба, его ценность и смысл, а также культура обращения с ним. Разница между выращенным и испечённым самостоятельно хлебом и хлебом, купленным в магазине, – как между своим ребёнком и куклой.

Даже тандыры – традиционные восточные печи из земли и глины, в которых разводится огонь и на стенках пекутся лепёшки, в Москве делаются из цемента, а нагреваются электричеством...

Многие сейчас вообще отказываются от хлеба. Да, в магазинном заводском хлебе, как и в воде из московских кранов, мало живого.

О том, как появилась та пустая, мёртвая мука, которая сейчас в основном используется, интересно описано в книге об её изобретателе – академике Опарине. Кратко: в трудные голодные годы стояла задача сохранить муку как можно дольше, и для этого из неё убиралось всё живое, портящееся. Наверное, хозяйки уже заметили, что, как большинство магазинных яблок может пролежать полгода и не испортиться, так и в нынешней муке даже жучки-червячки не заводятся. Правда, надо сказать, что сейчас стала появляться мука и для живого теста.

Итак, рискну поделиться своим пониманием успешного хлеба. Хлеб – очень живая субстанция. В процессе приготовления он не просто бродит, растёт и дышит, он набирает энергетику. В первую очередь, это энергия замеса. Хлеб, вымешанный машиной, отличается от ручного. Те самые мои любимые узбекские лепёшки, как я уже говорила, всецело зависят от качества вымешивания. Когда месит мужчина – одно, женщина – другое, бабушка – третье. В замесе важна не только сила, качество, время. Важны настроение и мысли. То же касается и времени, когда тесто стоит на подходе и впитывает энергетику пространства. Потому тесто хорошо ставить ночью, а уж если не получится, то – в тихом месте, где никто не разговаривает, не смотрит телевизор, не делает уроки и т.д.

Основа хлеба, как уже говорилось, – вода, соль, мука. Всё это может быть живым в очень разной степени. Мука – не обязательно пшеничная, хлеб делали и делают из ржи и ячменя, из лебеды и смесей, сейчас есть в продаже отруби, мука грубого помола, мука гороховая, рисовая… Только бы было поменьше грубой убийственной заводской обработки… Довольно легко можно обойтись и без дрожжей, которые многие считают весьма вредными. Ну, ещё огонь, печь. Вот и всё.

А уж творчества – хоть всю жизнь придумывай – букеты специй, добавок…

А главный «усилитель вкуса» – любовь!

Желаю успехов!

30.01.14       Юлия ЖЕМЧУЖНИКОВА        Журнал "60 лет - не возраст"

*   *   *

Сейчас магазинов с вывеской "Булочная" сыскать непросто. Все в универсамах, супермаркетах и т.д. и т.п. Сложно рядовому потреботиелю бывает разобраться - куди идти за покупкой продуктов. Помогает, конечно, реклама.

В настоящее время реклама в интернете - контекстная реклама, тизерная реклама, бааннерная реклама - имеет очень важное значение. Это известно руководителям торговых предприятий. Рекламное агентство может предложить различные варианты: контекстная реклама яндекс директ, либо реклама в социальных сетях. Даже создание сайта-визитки пользуется заслуженным спросом. В наше время можно облюбовать рекламное агентство по выбору. Загляните, например, сюда: http://justwe.ru  Здесь - только высококвалифицированные специалисты. Успехов!

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:







 


 





Энергия жизни




















Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru