Rambler's Top100

Ведите себя хорошо: полезно для здоровья

Ведите себя хорошо: полезно для здоровья

Занятия Раджа-йогой направлены на укрепление воли, развитие альтруизма, избавление от эгоистических наклонностей. Нравственная дисциплина воспитывается путём самоограничения и самодисциплины, с новыми аспектами которых вы познакомитесь на этом уроке

Поведение

Воля человека, которую развивает и укрепляет Раджа-йога, в принципе, может быть направлена на достижение не только альтруистических, но и эгоистических целей. Поэтому учителя Раджа-йоги стремятся к тому, чтобы в процессе обучения первичным было подчинение ученика нравственной дисциплине. В результате у него развиваются альтруистические качества характера, подавляется его эгоизм, гармонизируется личность и тренируется воля. Таким же образом построен и данный учебный курс: сначала осваиваются самоограничение и самодисциплина, а затем уже высшие ступени Раджа-йоги.

Пятый аспект самоограничения Раджа-йоги заключается в том, чтобы отказаться стяжательства, избавиться от алчности и жадности. Раджа-йог не привязан к вещам. Ему чуждо накопительство. Он никогда не досадует из-за отсутствия или потери чего-либо и всегда готов поделиться с другими тем, что имеет: вещами, знаниями, умениями, жизненным опытом или просто одарить человека добрым словом, улыбкой, не ожидая благодарности.

Теистическая философия Раджа-йоги основана на вере в существование Бога или Высшего Разума, который является всеобъемлющим, созидающим и организующим началом во Вселенной. Пятый аспект самодисциплины Раджа-йоги заключается в том, чтобы, следуя этой философии, сохранять преданность нравственным и духовным идеалам, таким как любовь ко всему сущему, самоотдача в интересах всеобщего блага.

Во время ваших утренних размышлений подумайте о том, какие добрые дела вы готовы совершить. А вечером проанализируйте, какую пользу принесли людям.

Отвлечение от окружающего мира

Рассмотрев в предыдущем уроке, как можно отвлечься от поступающей из окружающего мира информации, воспринимаемой с помощью зрения, обоняния и вкуса, перейдём теперь к слуху и осязанию.

Слух отключить не так легко. Вы можете, ко­нечно, заткнуть уши. Но это искусственная мера. Другое дело, когда вы полностью отвлекаете своё внимание от сигналов, которые посылает в мозг тот или иной орган чувств, в то время как этот орган нормально функционирует, взаимодейс­твуя с окружающим миром.

Прислушайтесь к звукам вокруг вас. Это могут быть голоса людей, шум ветра, гул автомобилей и т.д. По мере успокоения и сосредоточения эти звуки будут казаться вам всё более отчётливыми. Вы начнёте слышать и другие звуки, которые вначале не воспринимали. Искренне изумитесь этому.

Затем настройтесь так, чтобы реальные звуки, как говорится, «пропускать мимо ушей». Вспомните и мысленно воспроизведите звуки, которые доставляют вам удовольствие, например звуки любимой музыки, шум морского прибоя, смех ребёнка и т.п. И тогда вы перестанете слышать реальные звуки. Они окажутся вытесненными из вашего сознания. Через короткое время снова вернитесь в мир реальных звуков.

А вот другое эффективное упражнение со звуками: учитесь различать звучание отдельных музыкальных инструментов оркестра: фортепиано, скрипки, кларнета и т.д. Попробуйте также в людской многоголосице различать и слушать голоса отдельных людей. Часто можно наблюдать, как школьники, полностью отвлекаясь от семейных разговоров, которые ведутся рядом с ними, целиком сосредотачиваются на выполнении домашних заданий. Научитесь и вы подобному отвлечению и сосредоточению.

Но труднее всего отвлечься от чувства осязания. Не су­ществует никаких средств его подавления, кроме местной анестезии. Тем не менее, от этого чувства можно отвлечься. Попробуйте сделать это, выполняя описанное ниже упражнение.

Примите египетс­кую позу или позу со скрещеннными ногами. Кресло, на которое вы усядетесь, или коврик вызовет в вашем теле определённые тактильные ощущения. Очень скоро вам захочется подвигать руками и ногами, принять более удобную позу, осла­бить давление на ягодицы. Вы можете почувствовать зуд на лице, и у вас возникнет желание прикоснуться к этому месту. То же самое может произойти с шеей, и тогда вам захочется повертеть ею. Всё это проявления чувства осязания. Дело в том, что возбуждающие сигналы, поступающие от кожных рецепторов, отвечающих за осязательные ощущения, передаются нервам, управляющим мышечными движениями. В результате возникает естественное желание подвигаться. Если вы будете противиться этому же­ланию, то оно ещё больше усилится. Лучше позволить себе пошевелиться, чтобы занять более удобную позу. В этой позе расслабьтесь и посидите спокойно пять минут. Старайтесь не об­ращать внимания на те лёгкие покалывания и зуд, которые возни­кают в теле. Отвлекитесь от них, думая о чём-нибудь интересном и значимом для вас.

Это упражнение служит подготовкой к медитации. Поэтому включайте его в ежедневную практику до полного освоения.

Медитация

Теперь можно приступить к медитации – основному упражнению Раджа-йоги. Если вы усвоили рекомендации первых четырёх уроков и ежедневно практиковались, то медитация не покажется вам трудновыполнимой. В противном случае лучше вернуться к началу учебного курса и повторить пройденный материал.

Известны три последовательных стадии, составляющие в целом медитацию, – это концентрация, медитация и созерцание. Термин «медитация» используется применительно как к совокупности всех трёх стадий, так и отдельно ко второй ста­дии. В последующем будет понятно, когда речь идёт только о второй стадии.

Выберите время, когда вы ежедневно можете в уединении заняться меди­тацией. Для начала достаточно медитировать в течение 5 минут. В это время вам необходимо полностью отвлечься от тех житейских проблем, которые в обычном состоянии занимают ваш мозг.

Постарайтесь выполнить следующее вводное упражнение. Сядьте в позу со скрещёнными ногами или в египетскую позу, закройте глаза, дышите размеренно, спокойно. Произнесите в уме: «Моё тело – это не Я». Осмыслите это утверждение и осознайте, что ваше тело – только некая материальная оболочка, в которой живёт и которой управляет ваше истинное Я.

Затем скажите себе: «Я – это не мои чувства, эмоции, страсти, желания». Проникнетесь справедливостью этой фразы. Ведь ваше истинное Я находится как бы выше собственной эмоциональной сферы и управляет ею.

Продолжайте рассуждать в уме: «Я контролирую свои мысли. Мой разум подчиняется моей воле. Значит, моё истинное Я выше разума». Согласитесь с логикой и этого рассуждения.

А теперь сделайте мысленно обобщающий вывод: «Существует моё истинное Я, высшее Я, которое управляет и телом, и чувствами, и разумом».

Завершая упражнение, несколько раз глубоко вдохните и выдохните, почувствуйте, как истинное Я оживает в вашем уме, в ваших чувствах, в вашем теле. Проникнетесь мыслью о единении вашего высшего Я с Высшим Разумом Вселенной.

Описанное упражнение применимо в качестве вступительной или заключительной части любого сеанса медитации.

Концентрация

Концентрация на внешнем объекте. Выберите для концентрации простой и наглядный объект, например треугольник, квадрат, куб, орнамент, чашку, яблоко, цветок и т.д. Сядьте в позу со скрещёнными ногами или в египетскую позу. Убедитесь, что вам удобно сидеть, расслабьтесь и отвлекитесь от любых ощуще­ний. С закрытыми глазами спокойно подышите. Затем откройте глаза и внимательно посмотрите на выбранный вами объект. Пусть это будет яблоко. Отключив все другие мысли, не думайте ни о чём, кроме яблока, в течение 1-3 минут. Для начала это достаточный промежуток времени, но освоив упражнение, вы сможете удлинить его до 5-10 минут.

Сосредоточенно смотрите на яблоко, обращая внимание на его форму, цвет, ножку. Если ваше внимание переключается на стол, где оно лежит, или на другие фрукты, лежащие в вазе вместе с яблоком, возвращайтесь снова к яблоку. Только оно вас интересует. Глядя на яблоко, не напрягайтесь, но и не впадайте в дремотное состояние. Затем закройте глаза и теперь уже мысленно наблюдайте за яблоком. Ваши мысли могут начать переноситься от яблока к фруктам, саду, розам и т.д. Возвращайтесь снова к яблоку.

Прекратите упражнение при первых признаках умственной усталости. Завершая его, несколько раз глубоко вдохните-выдохните, откройте глаза, взбодритесь и осмотритесь. Теперь вы снова готовы заняться обычными делами.

Концентрация на частях тела. В этом упражнении объектами концентрации могут быть любые части вашего тела, например кончик языка или носа, макушка головы, об­ласть между бровями, мизинец и т.д.

Подготовившись, как обычно, к упражнению, сосредоточьте внимание, скажем, на мизинце. Согните его так, чтобы почувствовать его движение. Держа мизинец в согнутом состоянии, думайте о трёх фалангах этого пальца, соединениях между ними и ногте на нём, почувствуйте кончик мизинца. Вообразите, что ваше сознание целиком переселилось в мизинец, так что вы оказались просто мизинцем и больше ничем. Но не затягивайте пребывание в таком состоянии. Завершая упражнение, вернитесь к обычному состоянию.

Концентрация на идее. В этом упражнении объектами концентрации служат идеи. Это могут быть, например, научная или социальная идея, эмоция, положительное качество человека и т.д. Выберем такое человеческое качество как способность вызывать симпатию окружающих.

Как известно, легче сосредоточиться на чувствах, чем на мыслях. Поэтому, начиная упражнение, постарайтесь живо почувствовать, что вы симпатичны. Пусть ваши мысли следует за чувс­твами. Внушайте себе мысленно, что вы обаятельны и привлекательны. Регулярно практикуя это упражнение, вы со временем убедитесь в том, что внушения становятся реальностью: вы обретёте способность вызывать искренние симпатии окружающих.

Описанные упражнения, тренируя ум и чувства, служат подготовительным этапом на пути освоения следующих ступеней Раджа-йоги – медитации и созерцания.

Ежедневная практика

Напомним, что лучшее время для ежедневной практики – раннее утро, сразу после подъёма и личной гигиены. Но вы сами можете выбрать удобное время для упражнений. Не следует только выполнять их сразу после еды и поздно ночью.

Культивируйте в себе отказ от стяжательства и преданность идеалам, как рекомендуется в этом уроке.

Выполняйте упражнение на релаксацию и базовое дыхание (урок первый). Продолжайте осваивать замедленное ритмическое дыхание (урок третий), сопровождая его мысленными визуализациями (урок второй). По желанию практикуйте воздуходувное дыхание (урок четвёртый). Практикуйте упражнения, тренирующие способность отвлекаться от слуховых и осязательных ощущений и способность концентрироваться на различных материальных объектах и идеях.

Следуйте правилам личной гигиены.

Продолжение следует

Олег ГОРОШИН

Журнал «60 лет – не возраст» 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:







 


 





        

Энергия жизни

















Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru