Rambler's Top100


Раджа-йога: урок шестой

Раджа-йога: урок шестой

Продолжаем учиться контролировать свои чувства и управлять ими, а также осваиваем новые упражнения на концентрацию и медитацию, развивающие оба умения.

Контроль над чувствами

На двух предыдущих уроках вы учились отключать чувства и вводить ум в спокойное состояние, когда на него не воздейс­твует окружающий мир. Можно и иначе освободиться от подчинения собственным чувствам – управлять ими в позитивном духе. Мы способны не только отвлекаться от чувств, но и направлять их в нужное русло.

Глаза как органы зрения необходимо тренировать, развивая способ­ность к точному наблюдению, чтобы, закрыв их, уметь воспроизвести в уме картину, которую наблюдали в действитель­ности. Это будет выполняться как часть тренировки на концентрацию.

Нос как орган обоняния можно также тренировать на повышение чувс­твительности. Отключая чувство обоняния для пробуждения высшего созна­ния, мы не должны притуплять это чувство. Наслаждайтесь приятными за­пахами цветов, сельской природы, моря. Это может помочь созна­нию отвлечься от материального мира и войти в счастливое состояние блаженства. Вот почему при проведении религиозных обрядов пользуются ладаном, а некоторые применяют его и при медитации. Продвинутые в йоге люди могут воспроизвести запах ладана умственно, не пользуясь им физически. Экспериментируйте по всем этим направлениям: учитесь отклю­чать обоняние, наслаждаться запахами, воспроизводить запахи в уме.

Языком как органом вкуса можно пользоваться подобным же образом. Наслаждайтесь утончёнными вкусовыми ощущениями. Не портите ваше чувс­тво вкуса излишним употреблением соли, перца, сахара. Научившись отклю­чать чувство вкуса, вы должны также знать, как правильно этим чувством пользоваться. Вкус, так же как и обоняние, играет важную роль в усвое­нии пищи. Утончённое чувство вкуса способствует правильному выбору пищи, что важно для здо­ровья и благополучия организма.

Уши как орган слуха необходимо тренировать на алертность. (Так называют состояние максимальной готовности к действию на фоне внутреннего спокойствия.) Обра­щайте внимание на окружающих вас людей. Внимательно слушайте их. Прис­лушивайтесь к голосу природы в саду, в сельской местности, вдали от го­родского шума. Люди, долго практикующие йогу, в состоянии внутренней сосредоточен­ности иногда «слышат» звуки, поступающие с высших уровней сознания. Слушайте этот внутренний голос. Он может дать вам вдохновение, а иногда и совет.

Кожа и чувство осязания охватывают широкую область. С кожей нужно обращаться заботливо. Согласно оккультным представлениям, тело ок­ружено полем жизненной энергии, которое простирается примерно на чет­верть дюйма относительно кожной поверхности, когда человек находится в состоянии покоя, и расширяется на несколько дюймов в его активном состоя­нии. Как силовое поле его можно сравнить с магнитным, окружающим магнит или проводник электричества. Это поле называют аурой.

Кожа играет важную роль в поддержании здоровья организма. Если вы сядете спокойно и направите своё сознание на кожу, то начнёте ощущать ауру над её поверхностью. Когда вы вдыхаете, думайте о том, что поглощаете жизненную энергию через всю поверхность кожи.

Чувство осязания – наиболее универсальное чувство, пос­кольку оно охватывает и остальные четыре чувства. Зрение, запах, вкус и слух – эти чувства представляют собой лишь специализацию чувства осязания. Вот почему от него наиболее трудно отключиться сознанию.

Четвёртый и пятый уроки содержат инструкции по отключению чувств. Но такое отключение не должно стать привычкой, иначе вы превратитесь в мечтателя, «витающего в облаках». На этом уроке мы указываем, как йога должна помочь вам стать более чувствительным.

Ограничение чувств означает, что вы должны управлять чувствами и не позволять им управлять вами. Вы можете подавить чувства во время медитации. Но вы должны также быть способны пользоваться ими, когда это необходимо, – быть расторопным, алертным, то есть обладать физической и душевной собранностью, способностью моментально переходить к активному действию, а также иметь хорошую реакцию и быть наблюдательными. В то же время вы должны контролировать себя, чтобы не жить только ради приятных чувств.

Суммируя изложенное, можно сказать следующее. Учитесь относиться к чувствам мудро и позитивно. При желании будьте способны отключить их усилием воли, например при медитации или когда выполняете работу, которая требует полного внимания.

Концентрация

На прошлом уроке были даны упражнения для ежедневной практики. На этом уроке вы продолжите выполнять эти упражнения в то время, которое выделяете для ежедневных занятий йогой.

Практикуя упражнения на концентрацию, постарайтесь избежать цепи ассоциаций, о которой упоминалось на предыдущем уроке. В качестве объекта концентрации было предложено яблоко. Оно может напомнить вам о вашей яблоне, которую необходимо правильно обрезать. Такую обрезку вы проводили прошлой зимой в холодную погоду. Шёл снег, и дети радова­лись ему. Маша простудилась и пропустила школу. Какой длинный путь прошли вы от яблока! Если это слу­чается, постарайтесь проследить цепочку мыслей в обратном направлении. Это поможет вам понять, отчего происходит переключение мыс­лей. Начните снова и не позволяйте мыслям переключаться.

Упражнения, предлагаемые на этом уроке, можно выполнять в любое время дня. Их выполнение может стать жизненной привычкой, поскольку они повышают работоспо­собность и улучшают память. Вы сможете добавить к ним другие упражне­ния, которые подходят для вашей жиз­ни, вашего труда и отдыха.

Тренировка ума с помощью концентрации будет проходить быстрее, если вы будете применять её в повседневной жизни. Концентрируйте внимание на любой работе, которую вы выполняете, будь то написание письма, выпечка торта, чтение журнала, ремонт машины... Не позволяйте вашим мыслям блуждать.

Сначала концентрируйтесь на одной работе и делайте её хорошо. Позднее вы сможете контролировать ход более чем одной работы. Но вы будете концентрироваться постоянно, хотя бы на короткое время, на каждой из ра­бот. Это напоминает хозяйку, присматривающую за домом и семьей. У неё много дел, но каждому из них она уделяет полное внимание в определённый момент времени.

Постарайтесь в течение дня выполнять следующее.

Концентрация на прогулке. Когда вы гуляете, наблюдайте за пейзажем на вашем пути: дома, магазины, красивое дере­во и т.п. Вернувшись домой, попы­тайтесь воспроизвести в памяти по порядку то, что видели.

Если вы регулярно прогуливаетесь, вы можете повторить то же на следующий день, и на следующий. Такая практика не только поможет вам научиться концентрироваться, но и улучшит вашу память.

Избирательное мышление. Прежде чем начать новую работу, обдумайте её во всех деталях, спланируйте, как наилучшим образом её выполнить, продумайте, что вы собирае­тесь делать в данный момент и как это сделать. Продолжайте удерживать внимание на работе.

Медитация

Как уже отмечалось, термин медитация включает все акты серьёзного и длительного размышления, ментального созерцания. В книгах по йоге этот термин используется в широком смысле, включая концентрацию, меди­тацию и созерцание. В узком смысле медитация означает рассмотрение предмета во многих аспектах и взаимосвязях. При концентрации мы фиксируем внимание на предмете. При медитации думаем о предмете. Это акт по­нимания. Предмет раскрывается перед мысленным взором, вызывая в созна­нии медитирующего его более глубокое понимание благодаря отклю­чению сознания от пяти физических чувств.

Медитация – это мыслительный процесс, который может быть описан как дискуссия с самим собой. Предмет рассматривается со всех сторон, с различных точек зрения, пока постепенно различные аспекты предмета не сольются в его единое понимание. Йогин в глубокой медитации оказы­вается наедине с предметом своих размышлений. Таким образом он постигает истину о предмете, на который он медитирует.

В упражнениях по медитации начинайте с концентрации и пос­тепенно переходите к медитации. Концентрация фокусирует ум на предме­те. Медитация движет ум вокруг предмета. Кон­центрация ограничивается тем, что предстаёт перед мысленным взором. Медитация – творческий процесс, направленный на более глубокое понимание предмета. Для того чтобы понять это различие, пред­лагается начать с конкретных объектов, например, тех, которые рассмат­ривались на 5-м уроке.

Медитация на конкретный объект. Можно взять любой из объектов, рассмотренных на 5-м уроке, например яблоко. Начинаем концентрацию, как описано выше. Когда вы сможете удерживать яблоко в уме, так чтобы образ яблока не блуждал, вы готовы к тому, чтобы меди­тировать на яблоко. Думайте о яблоке, о его вкусе, о его месте в жизненном цикле от дерева к цветку, к плоду и семени и затем к новому дереву. Думайте о его пищевой ценности. Думайте о его месте во взаимосвязи между животным и растительным ми­ром.

Когда вы думаете о предмете в процессе медитации, то не должны отвлекаться. Вы можете позволить мыслям крутиться вокруг яблока. Но они всегда должны быть связаны ментальной нитью с яблоком. Этот про­цесс можно представить как колебательное движение мысли от яблока к его качествам, затем снова к яблоку и его полезности и снова к яблоку и ещё какому-либо его качеству. После каждой мысленной экскурсии, обнаруживающей взаимосвязи яблока с внешним миром, ум снова возв­ращается непосредственно к яблоку, пока каждый аспект данного предмета не станет частью вашего сознания. Вы таким образом идентифицируете се­бя с абстрактной идеей, внешним проявлением которой является яблоко.

От пяти до десяти минут вполне достаточно для выполнения этого упражнения, которое должно завершаться так, как предложено на предыду­щем уроке.

Подобное медитационное упражнение может быть адаптировано к любому объекту. Оно описано как введение в медитацию, чтобы показать разницу между медитацией и концентрацией. На следующем уроке мы продолжим упражняться, используя абстрактные предметы. Эти упражне­ния ведут к самореализации, то есть к повышению уровня сознания лич­ности до слияния с высшим Я.

Ежедневная практика.

На этом уроке ваша 10-15-минутная практика йоги должна включать следующее.

Дисциплина тела. Поза релаксации.

Дыхание. Базовое дыхание. Регулярное ритмическое дыхание, скажем 7 секунд вдох и 7 секунд выдох. Воздуходувное дыхание (по желанию).

Концентрация. Продолжайте упражнения, описанные в 5-м уроке.

Медитация. Начинайте медитационные упражнения, как предложено в данном уроке.

В течение дня практикуйте следующее.

Ограничение чувств. Держите чувства в алертном состоянии, как указано в данном уроке.

Концентрация. Практикуйте упражнения, описанные в данном уроке, на прогулке. Сочетайте избирательное мышление с во­ображением.

Олег ГОРОШИН          Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











 


 







        

Энергия жизни

























Бери коньки подмышку,

И марш - на каток!

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



С УЛЫБКОЙ...




 Яндекс цитирования   Рассылка 'Новости интернет-журнала для зрелых людей "Третий возраст"' Friend of WOTЦена 3vozrast.ru