Rambler's Top100

Развиваем ум и память

Развиваем ум и память

От пожилых людей нередко приходится слышать жалобы на забывчивость, рассеянность, трудности с запоминанием.Почему с возрастом возникают проблемы с памятью и можно ли от них избавиться?

Не могу вспомнить

Примерно половина людей старше 60 лет жалуется на ослабление внимания и забывчивость. Часто они не могут вспомнить, куда положили вещь, что собирались сделать, выходя в другую комнату, иим нужно вернуться назад, чтобы вспомнить это. Иногда на короткое время вылетает из памяти термин, слово, номер телефона, имя знакомого человека. Или забываются намеченные, но не слишком важные дела.

Такая забывчивость связана с тем, что в процессе старения постепенно снижается активность психической деятельности, объём восприятия сужается, замедляется темп восприятия и осмысления новой информации.Подобные проявления «доброкачественной забывчивости» не мешают в повседневной жизни, длительно удерживаются на стабильном уровне и заметно не прогрессируют с годами.

Быстрота анализа и усвоения новой информации, качество и длительность еёхранения в памяти зависит от характера поступающей информации, её важности, актуальности, эмоциональной окраски, а также от индивидуальных возможностей человека. У одних лучше развита зрительная память, у других – слуховая, тактильная или кинестетическая (двигательная).

Важные для личности, положительно эмоционально окрашенные события и сведения запоминаются значительно лучше. Поэтому новую информацию легче запомнить, если есть мотивация к её запоминанию, если информация интересная и нужная.

Три типа памяти

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на три типа: кратковременную, оперативную и долговременную.

Кратковременная память–очень недолгое по времени сохранение воспринимаемой информации. Важная часть полученной информации переводится в долговременную память, а другая удаляется.

Способность забывать –положительное свойство памяти. Так мозг освобождает место новым знаниям и впечатлениям.

Долговременная память–хранилище всех наших знаний об окружающем мире. Объём её по сравнению с кратковременной памятью непомерно велик.

Неиспользуемыезнания постепенно из долговременной памяти удаляются. Однако важная для человека информация, эмоционально окрашенная, может храниться в памяти всю жизнь.Многократное повторение полученной информации помогает продлить срок её хранения.Выучил таблицу умножения в детстве – помнишь её и в старости.

Но и, казалось бы, утерянные знанияи умения при необходимости или в стрессовой ситуации легко извлекаются из памяти. Например, взрослый человек, приехав в страну, где был в детстве, легко может заговорить на «незнакомом» ему иностранном языке.А тело «вспомнит» как управлять велосипедом даже через 50 лет.

Оперативная память –с её помощью анализируется поступающая информация. Она позволяет удерживать небольшое количество инфор­мации в течение короткого времени (от нескольких минут до нескольких дней) и одновременно производить различные мыслительные операции –логическое рассуждение, изучение материала, его понимание, решение задач. Оперативная память обслуживает текущее действие человека и после его выполнения теряет свою актуальность.

Старениемозга больше всего сказывается на оперативной и кратковременной памяти. Пожилому человеку из-за снижения скорости мыслительных процессов, трудности концентрации внимания, уменьшения объёма оперативной памяти труднее воспринимать, анализировать и запоминать новый материал.

Если страдает запоминание, если количество новых впечатлений невелико, то и вспоминать текущие события труднее. В то же время информация, отложенная в долговременную память, хранится долго. События далёкого прошлого с годамидаже приобретают большую яркость. Поэтому воспоминания старых людей отличаются удивительными подробностями и эмоциональной насыщенностью.  

IQ и старение

Большинство исследователей полагает, что уровень интеллекта при нормальном старении не снижается,то есть человек на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта, свойственный ему с молодости, иными словами,показатель интеллекта (коэффициент IQ) с возрастом почти не изменяется.

Изменения интеллекта в старостизатрагивают не саму его природу, а его функцию. Эффективность и скорость решения абстрактных задач с возрастом ухудшаются. Однако накопленные в течение жизни знания и способность использовать их при необходимости сохраняются до глубокой старости. Не удивительно, что конкретные жизненные задачи пожилые люди решают значительно лучше молодых. 

Состояние умственных способностей во многом зависит от образованиячеловека, характера его производственной деятельности, окружения. Чем вышеуровень образования, тем лучше сохраняется интеллект в старости.Для сохранения ясности ума полезно постоянно тренировать память и внимание, заниматься интеллектуальным трудом, творческой или научной деятельностью.

 Болезни головного мозга (сосудистые, нейроинфекционные, травмы), а такжесужение притока значимойинформации,социальная невостребованность и пассивность негативно сказываются на состоянии интеллекта. А вот активная жизненная позиция, стремление к самостоятельности и независимости, расширение кругозора и интересов позволяют сохранить высокий уровень интеллекта в пожилом возрасте.

Геронтологами высказывается мнение, что активная умственная деятельность повышает биологическую сопротивляемость организма негативным воздействиям внешней среды и способствует не только сохранению психического здоровья, но и продлению жизни.

Техники компенсации и развития памяти

Существует много способов, помогающих компенсировать возрастные когнитивные (познавательные) затруднения. Вот некоторые из них.

В пожилом возрасте хуже усваивается информация, требующая механического запоминания, а не логического осмысления. Поэтому при усвоении информации лучше делать бόльший акцент на понимании, чем на запоминании.

  1.  
  2. Чтобы преодолеть трудности запоминания, нужно быть внимательным, концентрироваться на предмете запоминания, осознать смысл новой информации, несколько раз повторить её. Для лучшего запоминания можно задействовать несколько видов памяти – слуховую, зрительную, моторную (т.е. записать  информацию).
  3.  
  4. Интеллектуальная продуктивность снижается при утомлении. Поэтому полезно сделать перерыв в работе, расслабиться, а через некоторое время продолжить деятельность. При планировании дел нужноотводить больше времени новой или трудной работе.
  5.  
  6. Когда при чтении внимание рассеиваться и трудно запомнить прочитанное, лучше усваивать материал небольшими кусками, абзацами и только после осмысления прочитанного двигаться дальше. Иногда при чтении пользуются лупой. Она не только увеличивает буквы, но и дробит текст, ограничивая объём воспринимаемой информации, что способствует её лучшему осмыслению и запоминанию. 
  7.  
  8. Информация лучше запомнится, если представлять её образно, то есть мысленно «увидеть» то, о чём слышите или читаете. Хорошо соединить в воображении несколько последовательных зрительных образов или зрительный образ со слуховым, тактильным, двигательным. Мозг запоминает взаимосвязь между ними. При извлечении из памяти одного образа всплывает вся цепочка образов или их сочетание.
  9.  
  10. Чтобы запомнить имя и отчество человека,при знакомстве внимательно слушайте того, кто представляется. Если не расслышали имя, не стесняйтесь переспросить. Повторите про себя или вслух названное имя. Например, скажите: «Приятно с вами познакомиться, Олег Николаевич». Повторённое несколько раз имя лучше отложится в памяти.

Можно мысленно соединить имя с его обладателем. Присмотритесь, что в нём запоминающегося? Это поможет вызвать нужную ассоциацию.

Ещё можно вспомнить, кого из ваших знакомых или из известных людей зовут также, как нового знакомого. Соедините этих двух людей вместе в яркой зрительной картинке. Например, Александр Сергеевич Пушкин обедает вместе с вашим новым знакомым, которого тоже зовут Александр Сергеевич.

Если имя незнакомого человека вызывает яркую ассоциацию, запомните её. Например, есть имена сходные с названием цветов (Роза, Лилия, Маргарита) или животных (Миша, Лев).Фамилия Соловьёв может ассоциироваться с Соловьём-разбойником, сидящем на дереве, а Кузнецов – с кузнецом, подковывающем лошадь. Такие зрительные образы помогают запомнить имя и фамилию человека.

Страх что-то забыть – одна из главных причин сбоев в работе памяти. Ошибки памяти нужно воспринимать спокойно, как закономерные и не стеснятся извиниться перед собеседником за забывчивость, даже пошутить, сославшись на возраст.

  1. Если сразу не удаётся что-то вспомнить, не следует волноваться, через короткое время нужная информациявсплывёт в памяти. Поможет  представление ситуации, в которой происходило действие, анализ ассоциации, возникающей в связи с воспоминаемым  событием.
  2.  
  3. При поиске запропастившейся вещи можно использовать такой приём. Вначале поискать еётам, гдеонаобычно лежит. Затем посмотреть в других местах, но там, где уже однажды её находили. Постараться вспомнить, чем занимались в то время, когда держали вещь в руках.Это поможет найти потерянный предмет.

Чтобы сохранить работоспособность головного мозга, необходимо его тренировать. Сохранению памяти и интеллекта способствует любая умственная работа: чтение книг, заучивание стихов, интеллектуальные беседы, решение логических задач, разгадывание кроссвордов.

При заучивании стихов, иностранных слов и прочей нужной информации не стоит забывать о законах угасания кратковременной памяти.Повторить запоминаемоенадо спустя час после заучивания, затем на ночь, на следующее утро, а потом для закрепления раз в день, через день и, наконец, раз в неделю. Тем самым в памяти, как в саду, «протопчется дорожка», которая будет сохраняться длительное время.

Для стимуляции головного мозга полезны упражнения, развивающие мелкую моторику рук, причём работать надо обеими руками, а не только ведущей,а также адекватная возрасту физическая нагрузка, плавание.Ежедневные прогулки улучшают кровообращение, насыщают кровь кислородом, обогащают головной мозг питательными веществами и тем самым способствуют улучшению психической деятельности.

Способность запоминать во многом зависит от хорошего настроения, интереса или любопытства. Поэтому старайтесь получать больше положительных эмоций и новых впечатлений, в том числе от посещения экскурсий, выставок, театров, от общения с интересными людьми.

Татьяна ЗОЗУЛЯ, доктор медицинских наук       Журнал "60 лет - не возраст"

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:







 


 





Энергия жизни
















Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru