Несмотря на постепенное восстановление роста экономики на фоне стремительно замедляющейся инфляции, доходы россиян продолжают падать. Банки.ру выяснял, почему так происходит.

 

ВВП стоит, доходы падают

Как следует из данных Росстата, в марте реальные располагаемые доходы сократились на 2,5% год к году. Месяцем ранее спад составил 3,8%. В результате восьмипроцентный рост в начале года, обеспеченный единовременной выплатой пенсионерам 5 000 рублей, был перечеркнут: по итогам квартала показатель снова ушел в минус — на 0,2%.

Такая статистика вызвала некоторое удивление аналитиков, опрошенных Банки.ру: эксперты ожидали куда меньшего падения доходов за март. Тем не менее существенного роста доходов населения, с их точки зрения, к концу года ждать не приходится.

С осени прошлого года по сравнению с кризисным периодом 2014—2015 годов годовой ВВП демонстрирует постепенное восстановление. Так, в IV квартале прошлого года ВВП впервые за два года показал рост — на 0,3%, в январе 2017-го вырос на 0,8% год к году, в феврале сократился на 1,7%, а в марте показал нулевую динамику. В то же время промышленное производство в январе выросло на 2,3%, в феврале сократилось на 2,7%, а в марте выросло на 0,8%. К марту замедлилось падение оборота розничной торговли: если в январе показатель сократился на 2,3%, а в феврале на 2,8%, то в марте падение замедлилось до 0,4% год к году. Номинальные зарплаты в марте выросли на 5,8% против роста на 6% в феврале и на 8,3% в январе. Инфляция же сократилась к марту до 4,1% годовых с 5% в январе.

Зарплаты не виноваты

Падение реальных доходов обусловлено сокращением незарплатных компонент, полагает главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. «В последние годы государство увеличивало объем трансфертов, теперь оно пытается его сократить, отказавшись, в частности, от индексации материнского капитала, индексации пенсий. С другой стороны, как минимум с 2013 года сокращаются доходы от предпринимательской деятельности», — объясняет Надоршин.

Главный экономист БКС Владимир Тихомиров тоже связывает падение реальных доходов с отказом от индексации социальных выплат. Но, учитывая, что с 2017 года государство возобновило индексацию пенсий неработающим россиянам на уровень инфляции, падение доходов должно было быть ниже. «У меня есть ряд вопросов к последней статистике Росстата, в том числе по доходам. В марте мы наблюдали стремительное замедление инфляции и укрепление рубля, что положительно сказалось на покупательской способности. В 2017 году полностью вернули индексацию пенсий на инфляцию, номинальные зарплаты выросли почти на 6%, а реальные демонстрируют рост с середины года. Получается не очень связная картина», — говорит он.

 

Здесь птицы не поют, зарплаты не растут...
Здесь птицы не поют, зарплаты не растут...

 

В рамках Петербургского международного экономического форума министр финансов Антон Силуалов заявил, что если сейчас повышать заработные платы, то экономика России «скатится в спираль постоянных расходов», не сможет привлекать инвестиции, а экономического роста нашей стране ждать и вовсе не стоит. Он уверен, что в ближайшие пару лет необходимо обойтись без индексации зарплат. Опрошенные Банки.ру эксперты согласны с ним лишь отчасти.

 

Как объясняет Тихомиров, Росстат с определенными промежутками пересматривает свои прежние статистические серии, включая за последние один-два года, когда заканчивают перерасчет на новую базу. «Сейчас они сместили базу сравнения по ВВП, изменили методологию расчета ВВП, и, возможно, статистика по реальным доходам осталась старой. По моему ощущению, уровень роста доходов в годовом исчислении должен был приблизиться к нулю», — предположил Тихомиров.

Надоршин не согласен с такой оценкой. По его мнению, возобновление индексации пенсий и единовременная выплата в январе всем пенсионерам по старости (5 000 рублей за 2016 год) не смогли компенсировать падение размера пенсий в связи с заморозкой индексации в 2016 году и снижением уровня индексации пенсий в 2015-м (тогда пенсии проиндексировали не на реальный уровень инфляции за 2014 год — 12,9%, — а всего на 4%).

Не падение, а стагнация

По мнению главного экономиста Евразийского банка развития Ярослава Лисоволика, реальные доходы в марте хотя и сократились, но темпы их сокращения по сравнению с февралем замедлились, что косвенным образом обусловлено замедлением инфляции. «Чтобы доходы начали расти, должен заработать канал роста ВВП и бюджета. Эти два канала связаны друг с другом, и если экономика покажет более уверенное восстановление, это позитивно скажется и на бюджете, и на возможности повышать социальные выплаты», — говорит он.

По словам Лисоволика, ситуация тут не такая радужная, как с инфляцией: остаются вопросы о том, насколько существенным было восстановление экономики, действительно ли она сейчас в положительной зоне с точки зрения экономического роста. «По поводу бюджета же можно сказать, что есть ограничения, связанные с расширением расходной части, в том числе в социальной сфере. Динамика экономики ограниченна, темпы роста низкие, соответственно, налогооблагаемая база не растет. Кроме того, укрепление рубля тоже дает определенные ограничения с точки зрения рублевых доходов для бюджета. Есть ограничения, которые не дают возможности более интенсивного наращивания расходов в социальной сфере. Это негативно сказывается на номинальной динамике доходов населения», — поясняет экономист.

На реальных доходах могло сказаться и прекращение индексации пенсий в 2016 году, считает Лисоволик. По его мнению, к концу года ситуация с размером реальных доходов вряд ли серьезно улучшится. «Будет постепенное улучшение. Но на этот год даже при ожиданиях того, что рост ВВП ускорится до 1,5%, официальные прогнозы не предполагают превышения роста реальных доходов населения более чем на 1,5%», — заключает он.

 

На этот год даже при ожиданиях того, что рост ВВП ускорится до 1,5%, официальные прогнозы не предполагают превышения роста реальных доходов населения более чем на 1,5%.

По словам эксперта группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрия Куликова, мартовский показатель падения доходов населения минус 2,5% может вводить в заблуждение, так как характеризует динамику за весь период с марта 2016-го. «Весь минус в этой цифре реально накопился во втором квартале прошлого года, после чего динамика показателя была гораздо более сдержанная — по сути, стагнация. Единственное быстрое изменение было связано с единовременной выплатой пенсионерам в январе этого года, после чего доходы вновь вернулись к стагнации, но на уровне чуть более высоком, чем в четвертом квартале 2016 года (примерно +1%)», — говорит эксперт.

Куликов отмечает, что текущая динамика располагаемых доходов населения (месяц к предыдущему месяцу с поправкой на сезонность) в марте почти нулевая. «Это в основном связано с тем, что рецессия, завершившись к четвертом квартале прошлого года, пока не перешла в значимый экономический рост», — объясняет он. По итогам года Куликов ожидает сохранения динамики доходов на уровне около 0%, но с постепенным улучшением, которое станет заметно ближе к 2018 году.

3.05.17      Екатерина МАРХУЛИЯ, Banki.ru