Rambler's Top100



Наличные под подозрением

Наличные под подозрением

«Под занавес» своей работы депутаты Госдумы четвертого созыва приняли в первом чтении очень любопытный законопроект, подготовленный Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и получивший одобрение Правительства РФ. Казалось бы, его название говорит само за себя – «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма». Однако документ касается не только террористов и прочих преступников, но и граждан, которых можно отнести к категории «богатеньких».

Правда, в странах с развитой экономикой и большими зарплатами они были бы причислены к таковым с большой натяжкой. Однако для подавляющего большинства россиян 600 тысяч рублей (именно такая цифра фигурирует в законопроекте) – весьма солидные деньги. На них много чего можно сделать. Например, нанять какогонибудь негодяя, чтобы он взорвал бомбу в людном месте, или купить изпод полы гранатомет с теми же садистскими намерениями. Поэтому в целях безопасности совершенно нелишне проследить за тем, откуда некоторые граждане берут «наличку», превышающую 600 «кусков», и на какие цели ее тратят.

Как рассказал, комментируя законопроект, заместитель министра финансов Сергей Шаталов, сейчас отечественное законодательство «предусматривает ограниченный круг операций с крупными суммами наличных денежных средств, в отношении которых осуществляется контроль. Практика показала, что этот контроль является недостаточным…»

Именно поэтому, пояснил Шаталов, и было предложено исключить из законодательства исчерпывающий перечень конкретных операций с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю, и одновременно ввести универсальный критерий, в соответствии с которым операции с «наличкой» подпадут под такой контроль. Критерием стала сумма в 600 тысяч рублей. Все, что равняется ей или крупнее ее хотя бы на одну копейку, попадает «под колпак» Росфинмониторинга.

Если более подробно, то финразведчики станут бдительно следить за снятием со счета или зачислением на счет организации наличных в случаях, если это не продиктовано характером ее хозяйственной деятельности; покупкой или продажей иностранной валюты; приобретением гражданином ценных бумаг за наличный расчет; получением человеком денег по чеку на предъявителя, выданному иностранцем или иностранной компанией; обменом банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесением физическим лицом в уставный капитал организации денег наличными; открытием банковского вклада в пользу третьих лиц с размещением наличных денег. Данную информацию им будет поставлять ограниченный набор организаций. Банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, ломбарды, букмекерские конторы, компании по торговле драгоценными камнями, риелторы – вот, пожалуй, и весь их список.

Впрочем, как уверяет замминистра, о введении запрета или ограничений на перечисленные виды операций речь в законопроекте не идет. Граждане вправе так же свободно, как сейчас, покупать акции, менять деньги в банкоматах, класть деньги «на книжку». Если их финансы чисты, как слеза младенца, – добыты честным трудом и расходуются на мирные цели, – никаких санкций бояться не стоит. Но если это, напротив, «грязные» деньги, их владельцам придется либо ответить по всей строгости закона, либо… не ввязываться в сомнительные финансовые махинации.

Законопроект был одобрен парламентариями практически единогласно (один депутат воздержался от голосования). Тем не менее они сочли, что без его корректировки не обойтись.

В частности, высказывались сомнения в том, что Росфинмониторинг справится с лавиной информации, которая будет поступать после вступления закона в силу. Сейчас финансовая разведка ежедневно рассматривает 25 тысяч сообщений от банков о сомнительных операциях и подчас не в состоянии обработать каждое из них. А что будет, если этот поток вырастет многократно?

 Татьяна Вареничева


ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ?

 Анатолий МИЛЮКОВ, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков:

– Мы всегда выступали за то, чтобы банки отвечали за все сомнительные операции. Но если закон вменит тотальный контроль, то трудно даже представить, чего это будет стоить. Одно ясно: такое обременительное дело потребует от самих банков серьезных финансовых затрат и расширения персонала.

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации, экономист:

– Сверять расходы с доходами граждан – вообще-то занятие налоговой службы. И получается, что вся эта возня принесет больше пользы последним, чем финразведке. А народ найдет тысячу способов обойти поставленные преграды. Тот же «мерседес» купит не как целую машину, а как комплект запчастей, оформленных разными датами. 

25.12.07

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:






 

         
 






 

 

 

 

 






 







ТОГДА ВСЕ БЫЛИ МОЛОЖЕ...




 



Финансы






Остерегайтесь незначительных расходов; маленькая течь потопит большой корабль.

Бенджамин Франклин









 




Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru