Rambler's Top100

    

 

     

    

Как обойтись без склероза?

Как обойтись без склероза?

Каждый день мы загружаем голову огромным количеством информации. И возникают вопросы: Где она хранится, в каких глубинах нашего мозга? Можно ли вспомнить хотя бы её тысячную долю, если нас эта информация не слишком задела? Или забывать всё-таки полезно?

Я задала эти вопросы психологу, специалисту по образной, эйдетической, памяти Татьяне Васильевне МАЗИНОЙ.

В молодости мы поглощаем гигантское количество информации, совершенно не беспокоясь о том, будем ли всё это помнить, – рассказывает Татьяна Васильевна. – Однако чем старше становимся, тем больше боимся что-то забыть. Расстраиваемся, если не можем вспомнить фамилию бывшего коллеги, телефонный номер подруги, название фильма, который смотрели только вчера, любимый кулинарный рецепт. Даже люди, чьи профессии связаны с интеллектуальным трудом, в определённом возрасте жалуются: раньше всё держалось в голове, а теперь вынуждены записывать каждую мелочь.

Последние исследования учёных как за рубежом, так и у нас в стране показывают, что хотя мозг, как и любой орган тела, с возрастом изнашивается, это не обязательно ведёт к пресловутому склерозу. Оказывается, для памяти не так важно количество нервных клеток, которые, как принято считать, не восстанавливаются (хотя этот факт уже подвергается сомнению), как способ их использования. Учёные однозначно доказывают: пожилые способны усваивать новую информацию не хуже молодых.

А вот способность забывать дана нам природой не просто так. Каждый человек за свою жизнь узнаёт очень много, и в этом «много» – огромное количество случайного, бесполезного, абсолютно не нужного. Такую информацию мозг отсекает.

Но есть немало людей преклонного возраста, кто без труда словно бы «выдвигают» ящички своей памяти и извлекают оттуда, например, то, что заложено туда ещё в далёком детстве?

Эти люди вовремя научились золотому правилу отличной памяти: хорошо запоминается то, что стало не только понятным, но и понятым, и прочувствованным. Мы читаем массу текстов, мало вникая в них. А память удерживает только то, что «схвачено» сознанием. Поэтому один из важнейших факторов усвоения и запоминания в любом возрасте, а в пожилом, пожалуй, даже самый важный, – концентрация внимания на прочитанном и услышанном. Это дополнительное усилие как бы вбивает в нашу голову все новые данные. И пресловутый коэффициент интеллекта вовсе не определяет, насколько умён человек. Важнее способ, каким он будет усваивать информацию.

Татьяна Васильевна, иными словами, объём наших знаний зависит от того, как мы читаем, с ударением на слове «как»?

Чтение – это активный процесс, включающий сложнейшую переработку информации структурами мозга. Мы должны «жевать» текст, как бутерброд, – медленно, смакуя каждый кусочек. Только тогда он осядет в памяти. Если мы быстро «проглатываем» каждую страницу, улавливая лишь общую фабулу, вряд ли что-либо запомнится, – останется общее впечатление от прочитанного, но не его смысл.

Важно и время, отводимое на «пережевывание» текста, особенно для пожилых людей. Через 48 часов даже «молодая» память сохраняет лишь 20% прочитанного. Остальное стирается мозгом. Так он расчищает место для новой информации. Это вовсе не плохо, ведь жизнь ежеминутно подбрасывает нам новую интереснейшую и полезную информацию. Отсюда напрашивается вывод: хотите запомнить что-либо важное для вас – берите пример с коровы: «жуйте» нужную информацию несколько раз подряд.

То есть запоминание – это творческий процесс…

Требующий ещё и сосредоточения. Прочтя необходимую информацию, запишите её краткое содержание. А, закончив книгу, попробуйте письменно сформулировать её главную мысль или составить к ней комментарий. Потом, обратившись к своим заметкам, вы без труда вспомните основные моменты прочитанного.

Это стоит делать, потому что чем лучше вы будете запоминать разные тексты, тем легче будут усваиваться другие важные вещи. Мозг связывает, сопоставляет получаемые данные с уже известными. Новые знания плохо «приживаются» на пустом месте, зато легко прирастают к старым.

Татьяна Васильевна, есть множество специальных приёмов, позволяющих запоминать особенно важные для нас сведения. Расскажите о них.

Например, чтобы запомнить длинный список последовательной информации, можно применить метод привязки. Речь идёт о мысленном включении запоминаемых объектов в хорошо знакомый интерьер или пейзаж. Для этого чётко представьте себе, допустим, собственную гостиную с привычно расставленной мебелью. «Разложите» пункты своего списка на предметах мебельного гарнитура, а чтобы всё лучше запомнить, делайте это с закрытыми глазами, ясно представляя себе каждый из этих образов. Когда будет необходимо вспомнить список, просканируйте мысленно гостиную и нужные объекты всплывут в памяти в том порядке, как вы их запоминали.

Вы боитесь забыть что-нибудь существенное, собираясь на дачу? Можно, конечно, всё записать на листе бумаги, но лучше, ища любые возможности тренировать свою память, «разложить» важные предметы в пространстве квартиры. Допустим, на столике в гостиной вы должны «оставить» паспорт, в спальне – фен, на зеркале в ванной – лосьон для загара. Чем ярче будут ваши мысленные «представления», тем прочнее вы запомните все необходимые для сбора вещи.

Нередко бывает, что человек, к примеру, готовясь поздравить юбиляра на вечере, когда ему дают слово, от волнения мгновенно забывает, что он хотел сказать… Здесь тоже поможет метод привязки?

Ещё древние римляне страховались от похожих ситуаций этим замечательным методом! Оратор мысленно «писал» на колоннах, статуях и прочих элементах зала, где ему предстояло выступать, ключевые слова. На этом же принципе построен «дворец памяти» – метод, которому обучали в Китае. Запоминая план этого выстроенного в сознании дворца, ученики лучше усваивали информацию, необходимую для сдачи экзаменов по конфуцианской философии.

Если вам предстоит важная беседа или выступление на юбилее, вы, естественно, сильно волнуетесь. Чтобы не забыть главные слова, увяжите их с тем интерьером, в котором они будут произноситься.

Я вспомнила пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Профессиональные рекламщики отлично это понимают и соединяют броские слоганы с необычными, легко запоминающимися картинками. Тогда созданный образ прочно отпечатывается в нашей памяти.

Если я вас попрошу назвать цвета солнечного спектра, вы затруднитесь. Однако тут же мне их назовете при помощи школьной считалки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Этот образ впечатался в память на всю жизнь, и вы в любую секунду можете вызвать его из своей памяти. Поэтому именно привлечение ярких образов – наилучший инструмент для извлечения сведений, рассредоточенных по уголкам памяти. Например, перед походом в магазин представьте в ярком цвете всё, что нужно купить – синие сливы, жёлтые бананы, оранжевые мандарины. Соберите эти картинки в мысленный альбом. А в магазине мысленно его пролистайте, и вы сразу вспомните, что хотели купить.

Иногда мы говорим, что слово «вертится на кончике языка». Мы точно его знаем, но никак не можем вспомнить в нужный момент. Ситуация опять же может стать крайне неловкой…

Мозгу во многих случаях требуется лишь лёгкий толчок. Как его подтолкнуть? Попробуйте поиграть похожими звуками: барабан, бандана, ломбард… Вдруг что-то щёлкнет, и заевший ящичек памяти откроется: вы забыли название современного молодежного танца – ламбада! Полезно бывает перенестись в прошлое: кто это произнес? в какой обстановке? Даже быстрое перебирание букв алфавита может разблокировать давший сбой механизм оперативной памяти.

А уж если мы привлекаем к процессу вспоминания органы чувств, то дело движется ещё быстрее. Вы наверняка согласитесь, что многие детские впечатления очень сенсорные. Однако привлекать чувства бывает не так уж и просто. Поэтому многие пытаются освежить память фотоснимками или особыми ароматами. Однако извлечь из глубин мозга информацию лучше всего помогает творчество, связанное с яркими образами. К примеру, если хочется вспомнить что-нибудь особенно впечатляющее, можно попробовать это нарисовать.

Главное, это мотивация: запоминается то, что интересно. Обычно в голове удерживаются эмоционально окрашенные моменты – доказательство того, насколько важна для крепкой памяти заинтересованность в получаемой информации.

Каким же образом наше восприятие мира воздействует на память?

Напрягите память и постарайтесь понять, какое из впечатлений у вас вызывает ответную реакцию. Это поможет определить самый чувствительный для вас сенсорный канал, а значит, и ваш тип личности – зрительный, слуховой, обонятельный или кинестетический. Зная свой тип, вы сумеете наиболее эффективно усваивать информацию самым доступным для себя способом.

Людям, у которых лучше развито зрительное восприятие, нужно, чтобы важные для них сведения были наглядно-образными. Скажем, лекции им лучше записывать, иллюстрируя конспект схемами, рисунками. Зато прирожденный «слухач» может вообще ничего не записывать. Человеку-кинестетику нужно подержать в руках запоминаемые объекты. Но большинство людей совмещают в себе понемногу от каждого типа, и это хорошо – чем больше органов чувств задействовано, тем легче запоминание.

Мой любимый французский писатель Марсель Пруст в своём знаменитом произведении «В поисках утраченного времени» пишет о том, как однажды во время чаепития он машинально откусил кусочек печенья и сразу вспомнил детство. Вкус печенья напомнил ему счастливые школьные времена, и вскоре целый мир детства «всплыл из… чашки чая». Пруст вспоминает подробности своей жизни, которые вытекают одно из другого, а в результате пишет 12 томов своего произведения.

Наши впечатления о мире формируются в результате тончайшего взаимодействия сенсорных ощущений с накопленным жизненным опытом. Многие современные специалисты используют эту способность человека вызывать в уме яркие образы и связанные с ними ощущения для того, чтобы тренировать угасающую память. В 70-е годы 20-го века был разработан специальный метод, названный нейролингвистическим программированием. «Нейро-» (от греческого «неврон» – «нерв») означает использование всех пяти чувств, «лингвистическое» – роль речевого внушения, а «программирование» – уверенность в возможности целенаправленно изменять своё поведение.

НЛП настаивает на способности каждого человека управлять собственной жизнью, и главная цель метода – самосовершенствование. С его помощью человек, помимо прочего, развивает силу воли, что помогает ему добиваться поставленных целей, в том числе и иметь отличную память, независимо от его паспортного возраста.

Татьяна АБРАМОВА                 Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





Здоровье








 


  •  

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом