Rambler's Top100



Дядя Андрей

Дядя Андрей

Родился мой дядя Андрей в 1921 году, в том же г. Звенигородка. Фамилия его была Калита, и был он единоутробным братом моего отца. То есть, Ткаченко, родной мой дед по отцу сгинул где-то в огне Гражданской, говорить об этом в семье не было принято, я об этом мало что знаю, а моя бабушка по отцу какое-то время потом жила с другим мужем, по фамилии Калита. Но я этого, конечно, не помню, я тогда еще не родился.

А старый Калита, родной отец дяди Андрея, тоже родился в нашем районе, в селе Тарасовка, и я об этом селе знаю только то, что в нем, в свое время, гостил баснописец И. А. Крылов. В биографии Крылова об этом сказано так: - « В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности и скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине…». Добавим от себя: на Украине он жил именно в Тарасовке, в доме тамошнего помещика. А в 1942-м ездили мы в это село на телеге, поездка эта мне запомнилась, но вернемся, однако, к биографии моего дяди Андрея.

Весной 1940-го призвали дядю Андрея в ряды РККА, война застала его в военной форме, да так он и провоевал в этой форме до конца 1945-го, до разгрома Японии. После этого приехал дядя Андрей в свой родной город, на побывку, вот тогда я и увидел его впервые. Это был высокий и крепкий, русоволосый красавец, косая сажень в плечах, а на тех плечах - золотые погоны майора-артиллериста Красной Армии, пистолет – на ремне, сбоку, справа, как и положено по уставу, но главное, это - вся грудь его в орденах и медалях.

Было их там с дюжину, многие из них я тогда увидел в первый и последний раз в жизни, но лучше всего из этого набора мне запомнились две медали: за Будапешт и за Вену. Медали эти мне нравились больше других, поскольку они были уже мне знакомы, я их видел на других фронтовиках, и, кроме того, там были надписи, а я к тому времени уже умел и читать. Помню, что была там и медаль "За отвагу", были там еще и ордена, но названий тех орденов я не запомнил, ведь на них почти ничего и не было написано.

А читал я все это, сидя на коленях у дяди Андрея, во время праздничного застолья. «…Свой день, свой праздник возвращенья к тебе я праздновать пришел…, а на груди его светилась медаль за город Будапешт!». Все было, как и написано в песне, а точнее, песня эта была списана у жизни. А вот дальше все пошло не по писаному. Но…, не будем забегать вперед.

Дядя Андрей тогда еще продолжал военную службу, и служил он тогда в украинском городе Сумы, а в наш городок он приехал, как я уже писал, на побывку, вот поэтому и был он с пистолетом. Как рассказывали потом, девушки млели, глядя на этого высокого красавца, героя недавней войны. Хотя, надо сказать, по улицам тогда бродило немало и других потенциальных женихов, но все это были какие-то потертые, замызганные и мутные личности, с московским акцентом, но без возраста.

Бог свидетель, ничего не хочу я подрывать и поджигать, я просто боюсь это делать, но и умолчать об этом не имею права. Из песни слова, как известно, не выкинешь.

Дело в том, что в войне тогда, за небольшим исключением, уцелели только самые хитрые блатные, они по уши были заполнены житейским опытом, все четыре военных года они отсиделись где-то в сибирских лагерях, сидели они там и тогда, когда одаренные и талантливые московские да питерские ополченцы гибли под гусеницами немецких танков. Ну, а те, урки, они тоже испытали военные трудности – их плохо кормили. Поэтому они и отбирали еду у политических. А иначе, разве?.. Да ни в коем случае!

Эти бывшие зеки, однако, выжили, и сейчас они оказались на вершине жизни, хотя от них и разило за версту их тюремным прошлым, но в наших краях они тогда были очень даже востребованы. Украинские молодухи этих потенциальных сожителей принимали, правда, с зажатым носом и после бани, но потом оказалось, что, вообще-то, не все так уж и плохо. Стерпится–слюбится. А куда деваться? Пусть будет хоть такой, чем никакого.

Вот, так и получилось, что необученная украинская молодежь была тогда, в 1944-45-м, наполовину выбита, места освободились, а эти бандиты после войны тоже освободились, и куда им было ехать? Ну, не в вологодский же, колхоз, однако! Вот они и решили, что сейчас самое время ехать на Украину. Ведь, там хоть и прошлась недавно война, но хлеб, как известно, там всегда растет буханками, а изголодавшиеся, одинокие и пышные хохлушки  принимают всех, без разбору.

Да и Советская власть, как всегда, на это смотрит одобрительно, блатные всегда были ей социально близкими, рыбак рыбака видит издалека. Ну, например, Сталин, Камо, Котовский – все они до революции были обыкновенными грабителями, бандитами, зато потом… Ого-го! А, вот, социально далеких они к тому времени уже всех и уничтожили, а сейчас, вот, эту самую Украину надо было как-то русифицировать, вот для этого и пригодились урки, они, правда, хоть и бывшие зеки, но… А куда было деваться? Других – то, и нет!

Так вот и появился к тому времени в наших краях некий приезжий по фамилии Майоров. Понимаете, жизнь – лучший режиссер: с одной стороны настоящий майор, который прошел всю войну, а с другой стороны - блатняк, который где-там пересидел лихое время, но теперь он носит эту фамилию. Но и ее, вероятнее всего, он при случае придумал, чтобы звучало солиднее. Или, документы украл. Такое, вот, совпадение. А дядя Андрей как раз тогда и прибыл в наш городок, в отпуск, на родину.

Тут их пути и пересеклись. Дяде Андрею надо бы прислушаться к тем мудрым советам, а он открыто ходил по улицам, в английской шинели, в английской шерстяной гимнастерке, весь увешанный боевыми орденами и медалями, при погонах и с пистолетом в кобуре. «На нем защитна гимнастерка, она с ума меня сведет».

За годы войны привык дядя Андрей понимать, где друг, где враг, а где – так себе, а тут, черт его знает, что такое. И милиция, вроде бы, работает, и вся она состоит из бывших фронтовиков, и в райвоенкомате приняли с уважением, да и пистолет в кобуре всегда с собой, он, ведь, для того и был выдан. Вот, на этот пистолет дядя Андрей и понадеялся, и, как потом выяснилось, зря. Пистолет этот был не защитой, а, скорее всего, он служил приманкой для уголовников. Пистолет хорошо служит только тогда, когда враг впереди. А если враг сзади?..

Появление такой крупной рыбы в их водах блатная братия встретила настороженно, она задумалась. Конечно, все они в войну остались живы, и это - правда, и молодые хохлушки их сейчас принимают, и пьяные они, и сытые, и накормленные, и в мягкую постель уложены, но, все равно, чего-то еще хочется. А чего? Ну, смотрите сами: форма, ордена, погоны, пистолет с кобурой, документы на каждую награду, они у кого? А ведь, все это сейчас так уважается! Ну, и у кого все это должны быть? И потом, ведь, все это, подлинное, настоящее, все это подтверждается соответствующими документами, там и исправлять-то ничего и не надо, разве что, фотографии переклеить. Ну, и кто устоит? А все другое, это – интеллигентские сопли. Деньги ваши – будут наши! Скажи спасибо, что живым оставили.

Вот, все так и получилось, как в популярном тогда фильме «Над Тиссой». Но в том фильме была политика, а здесь – обыкновенная уголовщина. А ружье, оно, ведь, все-таки, должно выстрелить. Так все потом и случилось.

Но дядя Андрей всего этого тогда ничего не знал, он об этом и не думал. Он беспечно гулял по городу, встречался со старыми знакомыми, с теми, конечно, кто уцелел, а уцелели тогда, как известно, почти одни женщины, и они его хорошо принимали, ну, он и потерял совсем бдительность. А зря!

Во враждебной среде блатные держались все вместе, они всегда, еще с тюремных времен, помогали друг другу, вся их сила в этом и состояла, информация тогда распространялась быстро. Вот и выследили эти шакалы, что дядя Андрей зашел к старой своей знакомой, они когда-то, еще до войны, любили друг друга, но сейчас она оказалась сожительницей того самого Майорова. Дядя Андрей тогда ничего не знал и о том, что сейчас она стала у блатных подсадной уткой, и вот, по приказу, она и заманила.

А Майоров уже был начеку, теперь он притворился другом, он выждал, вычислил, выбрал удобный момент и выстрелил дяде Андрею в спину. Пуля попала прямо в сердце, оно было большим, в него легко было попасть. Тем более, с близкого расстояния. А бандиты, они иначе и не умеют. В открытом, честном бою дядя Андрей скрутил бы того замухрышку Майорова в бараний рог, но, при выстреле в спину и он оказался бессильным. Оказывается, пистолет был не только у него, оружия тогда хватало, все блатные были вооружены, как минимум, пистолетом.

Родные тогда хватились дядю Андрея только через пару дней, все они были уверены, что он ночует у кого-то другого, да и потом, дело, ведь, молодое, мало ли у кого он мог заночевать. А когда хватились, и стали расспрашивать, то вскоре и выяснили, к кому заходил дядя Андрей в последний раз. Нагрянули они туда, а бандитов уже и след простыл. Только борозда в снегу осталась, когда тело волокли к мусорной яме. Тело дяди Андрея нашли в этой же яме, был он голый и присыпанный снегом и мусором. Перед бегством бандиты забрали у него все, даже белье не оставили.

Похоронили дядю Андрея на нашем тихом кладбище, что рядом с рынком, в каком-то цивильном костюмчике и без всяких воинских почестей. Он, ведь, не на войне пал, он просто так погиб. Ну и, кому какое дело до этого? А потом фанерная пирамидка сгнила ее заменили крестиком, а больше ничего и не осталось от этого великолепного героя недавней войны, разве что, эти строки послужат ему запоздавшим памятником.

А бандиты-то, они что? Ну, они успели скрыться, но они не особенно и прятались, им и бояться-то было нечего. Как я уже говорил, советская власть к таким блатным была лояльна. Осели они в соседнем районе, и жили бы они там еще долго, до конца своих дней, под чужой фамилией, но тут в дело вмешался тот самый случай.

Приехал вскоре случайно в соседний район один милиционер из нашего города, он увидел он на улице Майорова и по старому знакомству сказал: – «Привет, Майоров!». Если бы Майоров кратко ответил «Привет!», они бы на этом и разошлись навсегда. Но, понимаете, бог шельму метит, да и нервы напряглись. Вместо короткого ответа Майоров сказал: - « А я - не Майоров, я - Калита». Ну, согласно новым документам, он так себя и назвал. Такой ответ насторожил и озадачил милиционера. Тут Майорова и взяли. Вместе с молодухой. Судили Майорова в нашем райцентре и дали ему десять лет лагерей. Ну, вы понимаете - есть настоящая двушечка, а есть липовый червонец. Это зависит от того, кому дали. А в данном случае, зачеты - перезачеты, хорошее поведение, и т. д. Вот, скоро и на волю.

У бандитов тогда забрали и все имущество, которое было перед смертью у дяди Андрея: погоны и ордена, форма и пистолет в кобуре, личные и наградные документы, все то, что тогда ценилось так высоко и за чем так рьяно охотилась вся эта шваль. Свое получить они не могли, там было опасно, там могли и убить, а воспользоваться чужим... А если для этого надо убить? Какой пустяк! Привычное, и даже любимое, дело.

Так вот, все те вещи дяди Андрея фигурировали тогда в суде, а потом они куда-то и пропали. Видимо, кому-то еще пригодились. И сейчас, когда мне говорят : - «Мы - единый народ! Что нам делить? Зачем мы воюем?», я вспоминаю дядю Андрея и его гибель. Ребята, я понимаю, вас 86%, но вы, все-таки, читайте и думайте. Ведь и за вас воевал дядя Андрей. А кто перестает читать, тот перестает и мыслить.

Всего вам доброго. Живите долго, счастливо и весело, если получится!

Николай ТКАЧЕНКО

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.