Rambler's Top100



Телевидение 70-х: «Кабачок» для Брежнева и начало 40-летнего песенного марафона

Телевидение 70-х: «Кабачок» для Брежнева и начало 40-летнего песенного марафона

Официально  появившись  на  свет  в 1951 году, к 70-м отечественное телевидение прошло путь от своего наивного «детства» к типичному «юношеству». Неудивительно, что именно к этому моменту ему особенно сильно захотелось петь и развлекаться.

За Ротару не угнаться даже Кобзону

В 70-е на отечественном телевидении набрали ход передачи, ставшие предтечей главных составляющих современного ТВ: песенного и юмористического. «Песня года», впервые вышедшая в эфир 1 января 1971 года, стала в своем роде «музыкальной ВДНХ» Советского Союза. В ней раз в год выступали лучшие исполнители страны, как бы отчитывавшиеся о своей работе.

Лев Лещенко - сорок лет назад на самой первой «Песне года». А ведь и не сильно изменился с тех пор.
Лев Лещенко - сорок лет назад на самой первой «Песне года». А ведь и не сильно изменился с тех пор.

В самой первой программе многое было не так, как привычно нам сейчас. Вместо зрительного зала кучками сидели передовики производства и герои страны: тут кучкой - ткачихи, там - хлеборобы, а здесь - моряки. Вместо оваций - сдержанное одобрение. А вот артисты были фактически те же самые, только помоложе и с другими титулами. Например, Иосифа Кобзона представляли как заслуженного артиста Чечено-Ингушской АССР. Зато песни там были нынешнему поколению знакомые: сегодня они составляют основной репертуар ретрорадиостанций, концертов «Шлягеры прошлых лет» и популярных телепрограмм некоторых телеканалов.

Наиболее отличившимся разрешалось исполнить не одну песню, а целых две или даже три. За четыре десятилетия существования конкурса главные забойщики добились поистине стахановских результатов. Подсчитано, что чаще всех выступала София Ротару - она за сорок лет спела на «Песне года» аж 76 песен.

 Но уже в 70-х все это было «не совсем настоящим». Вот как вспоминал подготовку к одному из кремлевских концертов работавший тогда в молодежной редакции Андрей Меньшиков:

«Идет репетиция заключительного концерта. В первом ряду сидят зевающие телевизионщики и ожидающие своей очереди артисты, среди которых и Иосиф Кобзон. На сцене репетирует под фонограмму Лев Лещенко. Звучит патриотическая песня. Лева «поет» первый куплет. А дальше - долгий инструментальный проигрыш. Тогда было не очень понятно, что артисту делать. Лещенко всегда в этом месте выходил в зал. Вот и сейчас он спускается со сцены, подходит к нам: «Привет! Слушайте новый анекдот: приезжает Абрам домой из ­командировки…» Тут проигрыш заканчивается, и Лещенко с посуровевшим лицом к нам: «Потом расскажу…» И радостно в микрофон: «Родная, родная, родная земля!..» Кобзон с уважением кивает головой в сторону Лещенко: профессиональный патриот!

Брежнев активно общался с советским народом с помощью «волшебного ящика».
Брежнев активно общался с советским народом с помощью «волшебного ящика».
Фото: ИТАР-ТАСС

«Не вздумай закрывать «Кабачок»

Главной развлекательной программой 70-х был «Кабачок «13 стульев». Отечественные актеры изображали поляков, называя друг друга «пан» и «пани» и исполняя при этом - преимущественно под чужую фонограмму - песни на иностранных языках. Последним и объяснялась популярность «Кабачка», сумевшего пройти по тонкой грани: удовлетворяя спрос на все заграничное, не выбиваться из идеологических норм. Песни-то были из стран социалистического лагеря.

Тем не менее на таком сейсмоопасном фундаменте программа долго бы не просуществовала, если бы у нее не было высоких покровителей. Главным фанатом «Кабачка» был лично Леонид Ильич. Председатель Госкомитета по телевидению и радио грозный Сергей Лапин любил рассказывать на планерках:

- Каждый раз, когда я встречаюсь с Леонидом Ильичом, а это бывает не так уж редко (они с Брежневым жили в одном доме на Кутузовском проспекте, где у реки была закрытая прогулочная дорожка), он говорит мне: «Ты там не вздумай закрывать «Кабачок». Это моя программа».

Начавшись еще во второй половине ­60-х, «Кабачок» просуществовал до 1980 года, пока отношения с Польшей не ухудшились. На фоне ­выступлений «Солидарности» Леха Валенсы советская власть не могла допустить засилья панов на отечественном телевидении.

«Голы без игры - это случка без ухаживаний!»

Вот кому не приходилось горевать в 70-е, так это болельщикам. Любивший хоккей Брежнев формировал ­телеэфир «под себя» и в этом смысле. Нередко телевизионщикам приходилось перекраивать сетку, экстренно включая в нее матч ЦСКА, за который болел генсек. Лапин же оберегал интересы вождя и в спортивном эфире. Генеральный директор программ Центрального телевидения Николай Карцов вспоминал, что как-то раз в ответ на предложение сократить количество хоккейных трансляций и ограничиться нарезкой из забитых голов Лапин с яростью ответил: «Что вы понимаете в спорте? Это же непомерная глупость! Показывать забивание голов в отрыве от самой игры - все равно что показывать случку без ухаживаний!»

Впрочем, идеология накладывала лапу и на спорт. Однажды теленачальство возмутилось, что чемпионат мира по фигурному катанию сопровождается­ иностранной музыкой. Чтобы не допустить идеологической диверсии, велели переозвучить все выступления. И в итоге иностранные фигуристы на нашем экране катались под музыку советских композиторов.

БОЛЬШАЯ ДЕСЯТКА «ПЕСНИ ГОДА»

Исполнитель песен    Количество

София Ротару                    76
Лев Лещенко                      63
Иосиф Кобзон                    61

Пани Моника в исполнении Ольги Аросевой была главной звездой «Кабачка».
Пани Моника в исполнении Ольги Аросевой была главной звездой «Кабачка».

ПРОГРАММА «ПЕСНЯ-71»

Лев Лещенко  - «Товарищ»

Ольга Воронец - «А где мне взять такую песню»

Иосиф Кобзон  - «Баллада о красках», «Журавли»

Лев Лещенко - «Не плачь, девчонка»

Эдуард Хиль - «Будет жить любовь на свете», «Зима»

Мария Пахоменко - «Ненаглядный мой»

Ольга Воронец - «Зачем вы, девочки, красивых любите»

Юрий Гуляев - «Русское поле»

Мария Пахоменко - «Признание»

Муслим Магомаев - «Свадьба»

Галина Ненашева - «Я люблю тебя, Россия»

Маргарита Николова и Георгий Кордов (Болгария) - «Алеша»

ВИА «Смеричка»  - «Червона рута»

Большой детский хор - «Трус не играет в хоккей»

БЫВАЕТ И ТАК

Один  из интереснейших проектов  советского  ТВ 70-х - это начало «обучения по телевизору».

По специально созданной программе передавались уроки математики, русского языка и прочих важных, но не всем доступных предметов. Но, как вспоминал курировавший проект Вилен Егоров, не всегда их смотрели те, кому следовало:

«Однажды вечером до меня дозвонился один человек и очень невнятным голосом спросил: «Это вы главный редактор того, что сейчас идет по телевизору?» - «Да, я». - «Кто читает лекцию?» - «Профессор математики Хавинсон». - «А почему он все время пишет на доске только «X» и «У», а третью букву не пишет? Он что, ее забыл?»

Профессор Хавинсон писал «икс» и «игрек».

Кто сказал «анафема»?

Руководители страны уже давно не боялись появляться в телевизоре. Но далеко не всегда это получалось удачно. Генеральный директор программ Центрального телевидения Николай Карцов описал такой эпизод. Хрущев пребывал в Дании, и оттуда делали видеозапись на Шаболовку, чтобы вечером передать репортаж в эфир. Репортаж вел Юрий Фокин. Фермер показывал Хрущеву стадо бычков датской породы. Никита Сергеевич подходит к микрофону и произносит речь:

«Ваши капиталистические бычки - хорошие бычки, но наши социалистические бычки покажут кузькину мать вашим капиталистическим бычкам».

Присутствующие вопросительно смотрят на корреспондента, а Фокин невозмутимо вещает:

- Никита Сергеевич с присущим ему юмором благодарит фермера и говорит о преимуществах социализма над капитализмом.

В эфир пленку не пустили, сказали, что получился «брак по звуку».

Куда более удивительный случай с Брежневым вспоминал Анатолий Лысенко. Его речь показывали по первой программе. И вдруг Леонид Ильич вместо привычного шамканья звучно произнес на всю страну: «Ана-а-фема!» Никто не понял, что произошло.

КГБ устроил целое расследование, пытаясь выяснить, чья это диверсия. Но оказалось, что всего-навсего звуковой кабель, по которому шел звук второго канала, где показывали фильм «Анафема» по Куприну, на несколько мгновений сомкнулся с кабелем, несшим картинку с первого.

5.05.11       Источник

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.