Rambler's Top100



Журавль на золотом щите

Журавль на золотом щите

Долгое время мы жили, не помня своих предков, а порой и умышленно забывая свои семейные истории, чтобы, не дай бог, не создавать проблем своим детям и внукам. Времена изменились, и количество людей, не слышавших о сумках-авоськах, но желающих знать свои корни, возросло в десятки раз. Помочь в этом непростом деле способна генеалогия. Это не только сама по себе интересная дисциплина, но и чрезвычайно полезный для человечества способ познания мира. Для нас и для наших потомков. Об этом рассказывает архивариус Марина ЧЕРНЯК.

Марина Львовна – педагог с 40-летним стажем. Прекрасная и весьма активная женщина на поприще хороших и благородных дел, за что даже получила звание академика «Академии добрых дел во славу Отечества». Последние 20 лет Марина Львовна занимается генеалогическими изысканиями.

За это время ей удалось собрать массу уникальной информации о наших знаменитых и самых простых соотечественниках. К примеру, она выяснила, что род всеми любимого актера Николая Караченцова уходит корнями к середине XVII века, а первое упоминание о далеких предках актера – донских казаках – нашлось в царской подорожной грамоте. Интересные факты отыскались и о предках Дмитрия Харатьяна по материнской линии. Оказалось, что среди его пращуров был… гардемарин. А один из предков актера в 1530 г. был управляющим на острове Унгу и проповедовал там христианство.

Недавно Марину Львовну заинтересовала информация, услышанная по телевизору. Некий крестьянин из поморов по фамилии Вешняков нашел гром-камень, тот самый, который впоследствии послужил основанием Медного всадника в Питере. «А не предок ли это нашего, известного всем по избирательным делам Александра Вешнякова?» – подумала Марина Львовна и стала наводить справки.

– Оказалось, что оба Вешнякова практически из одной местности – их деревни находились рядом. Любопытно, что за свою находку Вешняковстарший получил от императрицы 100 рублей – большие деньги по тем временам. Интересно и другое. Основная масса работных людей ставила в то время вместо подписи крест, а предок Вешнякова подписался своей фамилией. Мне удалось узнать, что после истории с гром-камнем Вешняков просто-таки заразился каменным делом и стал разыскивать необычные камни уже для строительства дворцов.

– Сам Вешняков знает об этом?

– Мне удалось выйти на Александра Альбертовича. Он сказал: «Это очень интересно.
Я как раз недавно задумался над историей своего рода».

– Знаю, что очень многим людям вы помогли выстроить их родословную…

– Я имела дело со многими людьми и обнаружила немало интересного. Например, мне удалось выяснить, что у журналиста Александра Политковского был весьма интересный род: один из его предков занимал серьезную должность в компании «Русская Америка». Впоследствии его обвинили в хищениях в особо крупных размерах. Когда его хоронили, прискакал гонец от императора, чтобы изъять ордена. Мне удалось найти документ о том, что этого человека, выражаясь сегодняшним языком, просто подставили.

Много интересного выяснилось при составлении генеалогического дерева известного актера Александра Пороховщикова. Его дед по материнской линии был изобретателем – на основе его идей был сконструирован вездеход, впоследствии преобразованный в танк. Его прадед тоже оставил свой след в истории: дворянин и предприниматель одновременно, он построил ресторан «Славянский базар» и украсил его огромным полотном, написанным тогда еще не известным художником Репиным. Он же первым в истории Москвы заасфальтировал одну из улиц – это была Большая Никольская. До этого все улицы были покрыты щебенкой.

– Генеалогия – наука, которой вы занимаетесь, рассказывает о наших предках. Что можно понять, изучая историю семьи?

– Генеалогия, должна вам сказать, – сильная штука. Многое, очень многое в этой жизни объяснимо и даже вполне закономерно. Причины тех или иных поступков, черты характера, склонности к профессии порой находят объяснение в присутствии тех или иных родовых генов. Вдумайтесь в слова известного историка В.О. Ключевского: «…Изучая предков, мы узнаем самих себя…»

Не будем далеко ходить. Вот я, к примеру, учитель физики, а оглядитесь в моей квартире: эти рисунки на потолке, поделки, птички, маски – все сделано своими руками. Что это, как не гены моего деда, известного белорусского художника? Они, эти гены, проявляются и у моего внука, технаря по образованию, художника в душе.

Когда я работала над родословной Сергея Ястржембского, оказалось, что, выбирая свой жизненный путь, он, сам того не зная, остановился на профессии своего далекого пращура: тот на юрфаке Харьковского университета читал международное право. Мне удалось найти и фотографию этого профессора. И знаете, что удивительно, несмотря на разницу в 150 лет, они похожи!

Еще пример. Вот сейчас я работаю над историей рода депутата Владимира Дубовика.
Несколько поколений его предков заканчивали один и тот же институт – Плодоовощной. Сам Владимир Анатольевич сегодня как депутат Госдумы занимается теми же вопросами, что и отец, и дед, и прадед. Уверена, эту любовь к земле, уважение к крестьянскому труду он не просто обрел вместе с профессией – это ему передали его предки на генном уровне. Интересно и то, что во всех четырех созывах старой Госдумы были Дубовики. Удалось найти документ, в котором указан даже официальный номер кресла одного из них.

– Известно, что большинство архивов уничтожалось и вывозилось за границу. Какими документами пользуетесь вы?

– Прежде всего, человек предоставляет всю имеющуюся в его семейном архиве информацию о семье – документы, фотографии, письма, какие-то данные по воспоминаниям членов семьи. Исходя из этого, можно двигаться в глубь веков. Поиск информации ведется в разных архивах, библиотеках и музеях.

– Существует мнение, что проследить родословную можно только у знатных родов.
Это соответствует действительности?

– Шансы узнать свои корни есть у любого из нас. Семейные истории крестьян, мещан, купцов и священнослужителей документированы в России нисколько не хуже, чем у дворянства. Главное – найти данные о родственниках, рожденных до Октябрьской революции, после которой очень многим пришлось сменить фамилии. В центральных архивах сохранилось много документов, включающих гимназические дела, метрические книги, земельные реестры начиная с XVIII века. А в Российском государственном архиве древних актов в Москве хранятся документы аж XVII века.

– Марина Львовна, но ведь, наверное, бывает и так, что история рода, которую вы составляете, не оправдывает ожиданий заказчика. Что тогда?

– Как подтверждает моя практика, не все Романовы царского рода. И хотя человеку порой очень этого хочется, я не занимаюсь фальсификацией и не выдумываю всем желающим истории их знатного происхождения. В своей работе я опираюсь только на документы, а это – упрямая вещь!

Кстати, должна заметить, неправы те, кто утверждает, что историей рода интересуются в основном дворяне. Вот недавно я составляла родословную одному солидному чиновнику, заместителю председателя Счетной палаты Александру Семиколенных. Так он изначально знал, что его пращуры были монастырскими крестьянами.

Но, если бы вы знали, как трепетно относится он к своим предкам, как гордится своими корнями, как мечтает, чтобы и его дети гордились ими и знали, что все, что у них есть, добыто трудом многих поколений.

Иногда приключаются занятные случаи. Однажды ко мне обратился человек с нехарактерной для России фамилией Ней. Этот гражданин надеялся оказаться в родстве с французским маршалом Неем, служившим при Наполеоне. Но каково же было его изумление, когда все его предки оказались крестьянами! Так что по-всякому бывает.

– А есть ли на вашей памяти примеры, когда наши предки помогали нам из глубины веков?

– Когда я узнала, что с Николаем Караченцовым случилась беда, я позвонила его жене Людмиле и попросила обязательно отнести Николаю Петровичу, когда тот придет в себя, древний родовой герб – его я разыскала при составлении родословной. На гербе – грациозный черный журавль на длинных ногах на золотом щите. Одна нога поджата, потому что журавль держит большой белый камень. В описании герба ему придано значение символа бдительности и защиты Родины. В ногах журавля золотая сабля – как «эмблема храбрости и крови, пролитой за Государя и Отечество». Под ней девиз: «Бог мне надежда».

Я вспомнила реакцию любимого актера на этот девиз, и мне показалось, что если Николай Петрович увидит герб, а главное – девиз, сил у него прибавится. Уверена, что Людмила так и сделала… Кстати, герб этот висит у артиста в кабинете.

– Вы долгое время занимаетесь составлением родословных. У вас есть ответ на вопрос, почему люди хотят знать свои корни?

– Разные интересы приводят людей, желающих составить свое родословное древо.
Для кого-то родословие является предметом гордости, средством воспитания детей в уважении к прошлому. Другие же вынуждены этим заниматься ради практических целей – медицинского, юридического, имущественного или другого характера.

– Ну, а вы? Ради чего вы все это делаете?

– Разве не интересно узнать о человеке, который жил когда-то, каким он был, как жил, что после себя оставил…

Интервью взяла Марина Характерова

Комментарии к статье
  • Спасибо. Познавательно
  • Спасибо, интерестно было почитать
  • виагра
    bartsearf@gmail.com
    +1
  • спасибо за статью… добавил в ридер
  • Очень полезная вещь, спасибо!!
  • Как говорится.. Не дать не взять, зачётная статья!
  • Tafclacyacump
    nenestill@mail.ru
    Интересно
  • Интересненько, а кто может объяснить девушке как добавить этот блог в избранное?
  • Haummaictmect
    bomolchk@mail.ru
    Как говорится.. Не дать не взять, зачётная статья!
Страницы: 1 2 3
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.