Rambler's Top100



Смотрим кино

Смотрим кино

 

 

 

«Ленин в Октябре» — чёрно-белый художественный фильм режиссёра Михаила Ромма, — первая часть дилогии; вторая часть — фильм «Ленин в 1918 году» — вышел в 1939 году. Снят и выпущен в прокат в 1937 году. В 1956 году вышла перемонтированная версия фильма; в 1963 году фильм был отредактирован ещё раз.

Сюжет:
Сюжет описывает события Октябрьской революции 1917 года и роль Ленина в организации восстания большевиков. Вскоре начинается подпольное собрание Центрального Комитета партии большевиков, где готовится восстание. Далее показаны все важные в новейшей истории СССР события: подготовка восстания на фабриках и заводах Петрограда, легендарный выстрел «Авроры», штурм Зимнего дворца. Фильм заканчивается провозглашением победы революции на II Съезде Советов словами Ленина: «Товарищи! Рабоче-крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!»...

В ролях:
Борис Щукин — Владимир Ильич Ленин
Николай Охлопков — Василий, большевик, связной и телохранитель Ленина
Василий Ванин — Матвеев, большевик
Владимир Покровский — Дзержинский
Николай Арский — Блинов, командир красногвардейцев
Елена Шатрова — Анна Михайловна, хозяйка конспиративной квартиры
Клавдия Коробова — Наталья, жена Василия
Николай Свободин — Валериан Рутковский, эсер, помощник министра Временного правительства
Виктор Ганшин — Жуков, член ЦК партии эсеров
Владимир Владиславский — Карнаухов
Александр Ковалевский — Керенский
Николай Соколов — Родзянко
Николай Чаплыгин — Кирилин
Иван Лагутин — Филимонов, филёр
Семён Гольдштаб — Сталин (в первоначальной версии фильма)
Александр Гречаный — матрос-агитатор (нет в титрах)
Фёдор Селезнёв — Пётр, брат Натальи, солдат (нет в титрах)
Сергей Ценин — Малянтович (нет в титрах)
Виктор Колпаков — эсер (нет в титрах)
Инна Фёдорова — кондукторша (нет в титрах)
Николай Хрящиков — политработник (нет в титрах)
Анатолий Папанов — эпизод (нет в титрах)

История создания:
В 1937 году «Мосфильм» попал в тяжёлое положение: студия не выполняла план по съёмке и имела в портфеле всего два фильма. Время было трагическое — вскоре, в декабре 1938 года был арестован директор студии Б. Бабицкий. В феврале 1936 года был объявлен конкурс на создание фильма о Ленине и революции к 20-летнему юбилею Великой Октябрьской революции. Конкурс курировал лично Сталин, в комиссию вошли ведущие кинематографисты страны. Одновременно писать сценарии начали Алексей Каплер и Николай Погодин. Тема была рискованная, ведь до этого в игровом кино образы Ленина, Сталина и других вождей революции не появлялись. Создателям трудно было опереться на чей-то опыт. Режиссёром картины назначили молодого Михаила Ромма, до того известного только по фильму «Тринадцать». На роль Ленина был утверждён актёр Борис Щукин. Хотя поначалу он отказывался, эта работа стала самой важной в его творческой биографии. 
6 ноября 1937 года фильм был продемонстрирован на закрытом показе для Сталина и получил полное одобрение. 7 ноября на торжественном заседании по случаю годовщины революции в Большом театре в Москве с огромным успехом состоялась официальная премьера картины. Студия «Мосфильм», которая была едва ли не на грани банкротства, после фильмов «Волга-Волга» и «Ленин в Октябре» становится лидером киноиндустрии в стране.

Разные редакции:
После смерти Сталина в картину вносились исправления, связанные с критикой «культа личности» и переоценкой роли Сталина в событиях, показанных в фильме. В 1963 году, при «восстановлении» уже сокращенной версии в фильм снова были внесены исправления: путём различных технических ухищрений Сталин был окончательно удалён из фильма полностью — его перекрывали то доснятыми перед экраном персонажами, то настольной лампой. Упоминания о Сталине в тех сценах, которые не подлежали изъятию, были или вырезаны, или переозвучены. В каталоге Госфильмофонда указаны все три версии фильма (1937, 1956 и 1964 годов).

Трактовка исторических событий:
Артиллерийский обстрел Зимнего дворца имел место. Но немногочисленные охранявшие его отряды юнкеров в реальности не оказали активного сопротивления восставшим, тогда как в фильме показана сильная перестрелка между восставшими и защищающимися.
Фраза Ленина: «Вот полюбуйтесь, товарищ Василий, как эти святоши, эти политические проститутки нас предали. Предали партию, выдали планы ЦК!» — вымысел создателей картины, но фраза эта стала крылатой и часто приписывается самому Ленину.
Знаменитая сцена взятия Зимнего дворца часто цитировалась, и, в отрыве от контекста фильма, стала восприниматься зрителями едва ли не как документальные кадры. На деле никакой документальной съёмки взятия Зимнего не было. Штурм, показанный как в «Октябре» Эйзенштейна, так и в фильме «Ленин в Октябре», является постановочным.

Награды и премии:
1941 — Сталинская премия. Режиссёр Михаил Ромм и исполнитель главной роли Борис Щукин (посмертно).

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.